Часть III. Отрочество.

Краснознаменный тяжелый атомный ракетный крейсер “КИРОВ”

Торжественный подъем Краснознаменного флага на ТАРКР “Киров”.
12 апреля 1981 года г. Североморск
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Слева направо:

1. Н.Г.Кириченко (командир БЧ-7), слева от него во 2-м ряду – А.Живобрицкий (БЧ-2);
2. Д.Ф. Колесник (командир ДСО), справа от него во 2-м ряду – В.К.Сигов (БЧ-7); за ним - А.Шахрай (Оп. ОсНаз)
3.В.Н.Баянов (Д-н связи), справа от него во 2-м ряду – В.В.Полозский (пропагандист); за ним - А. Рублевский (ХС);
4.А.А.Сгибнев, за ним – М.Тарадин (КГ ЭТД); за ним (в 3-м ряду) – А.К.Кинебас (комдив ЭТД).
Еще можно найти : В.Белинина (ст.инж. БЧ-7), А.Тюнтяева (КГ ЭП) – точно, остальных –увы!

История атомного ракетного крейсера Киров
Первый ряд слева:
зам ком БЧ-7 по РТВ - Сгибнев А.А.,
к-р БЧ-7 - Кириченко Н.Г.,
н-к 5 управления штаба СФ- Новый Б.Г.,
ФРТС 7ОПЭСК- Коренной А.В.,
Второй ряд слева
ком-р 1 дивизиона БЧ-7 - Габриков Г.Г.,
ком-р 2 дивизиона БЧ-7 - Питерцев В.В.

Здравствуй, «Киров»!

Репортаж с борта атомного ракетного крейсера, унаследовавшего имя и Краснознаменный флаг своего легендарного предшественника времен великой отечественной войны.

   Обычное северное утро…Ровно без одной минуты восемь над всей бухтой, покрытой туманом, звучит команда: «На Краснознаменный флаг в гюйс — смирно!» Не шелохнувшись, вмиг застывает флотский строй. Взоры моряков в черных шинелях обращены к флагштоку на широкой стальной корме, к святыне корабля - светло-синему военно-морскому флагу. Раздаются сигналы точного временя. Ровно в восемь, под торжественные звуки корабельного оркестра флаг взвивается ввысь. Так начинается каждый день на корабле. День, собственно, уже начался. Потому как резкий, заливистый сигнал подъема в многочисленных кубриках и каютах, и в том числе и в нашей гостевой, прозвучал гораздо раньше. И была уже бодрящая физзарядка на верхней палубе, приборка помещений и, конечно, вкусный завтрак с крепким чаем, как и положено плавсоставу.
Жизнь на любом военном корабле строго продумана, идет в точном соответствии с уставными требованиями, подчинена главной задаче — быть всегда в боевой готовности. Тренировки на боевых постах, у машин и механизмов, по¬литические занятия, авралы, тревоги— все это непременно. Так было и в годы нашей собственной флотской службы, так будет и впредь. И тем не менее на «Кирове» — служба особая. Все здесь — от молодого безусого матроса до строгого и по-мужски душевного степенного командира — четко осознают: Родина вручила им могучий корабль, построенный по последнему слову отечественной науки и техники, с самым совершенным оружием и неутомимым атомным сердцем.
«Киров» совсем недавно из похода. Обычного, учебного. В его ажурных надстройках и антенных сплетениях еще словно слышится гул тяжелых, океанских волн. Еще звучат в ушах четкие и отрывистые команды с ходового мостика. Именно оттуда управляет кораблем его командир — капитан 1-го ранга Александр Сергеевич Ковальчук.

   Представьте себе безбрежную океанскую пустыню с тяжелыми свинцовыми волнами. Ночь ли, день ли, свирепый шторм или штилевая тишина — крейсер всегда начеку, всегда готов к выполнению любой учебно-боевой задачи. Он может долгими неделями и даже месяцами действовать в любой точке Мирового океана, не нуждаясь в береге и базах снабжения. Современные средства связи и морской навигации позволяют ему с ювелирной точностью определять свое местонахождение, поддерживать контакты с командованием на любом уровне.
Электронно-вычислительная техника, телевизионные системы, позволяющие командиру незримо присутствовать в любом боевом отсеке и вести круговое наблюдение за морем и воздухом, новейшие средства автоматики и многое другое, чего достигла передовая конструкторская мысль, — все это впитал в себя современный “Киров”. Таким же совершенным для своего времени был и довоенный “Киров”. Сооружал его тогда весь народ. Оснащением оружием лично занимался нарком Серго Орджоникидзе, при закладке на завод приехал М. И. Калинин….Haш славный “Киров” нес почетную морскую службу и многие годы после войны. Благодарные ленинградцы решили сохранить память о морском богатыре: на Васильевском острове на постаменте навечно останутся две башни его главного калибра и боевая рубка с ходовым мостиком.

История атомного ракетного крейсера Киров

   Строгая, и тем не менее просторная, светлая ходовая рубка. С широким полуовальным обзором, с множеством аппаратов, приборов, тумблеров, предназначенных для управления энергетической установкой, рулем. Из рубки осуществляется контроль за курсом, скоростью, пройденными милями, глубиной под килем... Все это сияет, блестит флотской медью. И, конечно же, здесь — традиционные штурвал, компас, лаг, эхолот. В случае необходимости командир может немедленно в лифте спуститься на ЦКП — центральный командный пункт. И оттуда управлять кораблем и вести бой.
По-деловому, строго и плодотворно шла боевая учеба и в последнем походе. Сигнал тревоги прозвучал в полдень. Согласно поступившему приказу, в соответствии с планом боевой подготовки необходимо было нанести ракетный удар по корабельной авианосной группе “противника”. Находилась она в удаленном пустынном районе, надежно прикрытая боевым охранением.
Проложить курс, рассчитать время, точно выйти на рубеж атаки — все это заботы в основном штурманской боевой части. Ее командир капитан З-го ранга Владимир Борисов, член парткома корабля, высокий малоразговорчивый человек с очень добрыми и внимательными глазами, несмотря на молодость и кажущуюся застенчивость, — настоящий мастер своего дела. Он прекрасно знает все тонкости сложнейших навигационных станций, радиотехнических средств.

   Крейсер идет заданными курсом и скоростью. Несмотря на сильное волнение моря, качка почти не чувствуется. Для ее “успокоения” есть специальные бортовые системы. Вдруг команда: резко увеличить ход! Стрелка машинного телеграфа стремительно поползла вверх. Стальная махина и ее лаг уже отсчитывают гораздо большее количество миль. Вздрогнул лишь чуть корабль, резко подался вперед, еще яростнее разрезая форштевнем толщу волн.
За ходом корабля следят те, кого мы не видим рядом: специалисты электромеханической боевой части, возглавляемые капитаном 2-го ранга Николаем Шипиловым.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
На снимках:: Командир БЧ- 5 Н.И.Шипилов; замполит В.Н.Попов

   Его люди обслуживают атомную установку, мощнейшие паропроизводительные системы, обеспечивают заданный ход корабля, а экипаж снабжают теплом, электрическим светом, которого хватило бы на целый город, и... холодом. Потому как многие приборы и аппараты, не говоря о пищеблоке, требуют охлаждения
С разрешения командира корабля спускаемся в пост энергетики и живучести — ПЭЖ. Залитый светом и напоминающий лабораторно-производственный зал, он весь в приборных дисках, экранах, всевозможных светящихся кнопках. Малейшее прикосновение к одной из них, и где-то далеко отсюда мгновенно сработают механизмы и манипуляторы. Сработают там, где исключено присутствие человека. На удобных, привинченных к полу креслах-сиденьях—матросы и старшины, зорко следящие за приборами. Специфика этой службы такова, что каждый моряк обязан понимать суть всех происходящих процессов, в том числе физико-технологических. У каждого за плечами — не менее десятилетки, техникума, ПТУ, а то и института.
   Таков, кстати, и возглавляющий сейчас вахтенную службу в ПЭЖ капитан 3-го ранга —инженер Игорь Ратин, спокойный, рассудительный и очень эрудированный человек. Выпускник высшего военно-морского училища этот офицер служил на атомных подводных лодках, совершил несколько длительных автономных плаваний. Влюблен в море, флот, в атомную энергетику, давшую кораблям силу и мощь. Познакомил нас И. Ратин со своими боевыми товарищами — мичманом Игорем Яковлевым, старшиной команды -трюмных, непосредственного “хозяина” атомной паропроизводительной установки, главным старшиной Владимиром Кузькиным, бывшим сварщиком из города Осташково, а ныне тоже старшиной отличной команды по обслуживанию кормовой энергоустановки.
Рассказал и о том, как отличились в недавнем походе старшина 1-й статьи Иван Данилович, посланец минского комсомола, и старший матрос Сергей Зотиков, уроженец костромских сусанинских мест. Во время учебных стрельб возникла необходимость проверить работу одного из трубопроводов в неотапливаемом тамбуре. В обычных условиях эта ветка отключается. И эти два парня в краснозвездных пилотках, черных защитных комбинезонах — Данилович и Зотиков, отлично изучившие на занятиях итренировках вверенную технику, сумели напрячь всю свою волю, побороть ледяную стужу и качку, с честью выполняли приказ. Атака не сорвалась!
   Велика огневая мощь крейсера. Он способен поражать крупные надводные корабли и конвои, выискивать в океанских глубинах с помощью надежной, всевидящей и всеслышащей гидроакустики подводные лодки “противника”, уничтожать их глубинными бомбами и торпедами. Его мощные и дальнобойные зенитные комплексы—-гроза для воздушных целей: будь то самолет или ракета. На помощь матросам в решении этих задач пришли специальные станция обнаружения и наведений. Их молнии-лучи зорко и цепко прощупывают и подводные горизонты, и стратосферные выси.
Умеет крейсер защищаться и от своего традиционного “противника” — быстроходного катера. Правда, теперь уже не торпедного, а ракетного. Было в том походе и такое: едва подкравшийся катер, условно уже произвел по “Кирову” пуск ракеты, как ее, образно говоря, запеленговали командир группы управления оружием старший лейтенант Анатолий Живобрицкий к его подчиненные — старший матрос Николай Горелик и матрос Петр Тараненко. Мигающая пунктирная точка неожиданно вспыхнула на экране. И вот ее уже цепко держат приборы сопровождения, сообщая скорость, дальность и направление полета. Еще несколько секунд, и командир ракетного дивизиона капитан-лейтенант Сергей Ролев нажимает на синюю кнопку: низколетящая цель поражена.
   Вот так же храбро и умело действовали и во время войны комендоры “Кирова”. В одной из апрельских боев 1942 года, отражая массированный налет фашистской авиации на Ленинград, крейсер получил серьезное повреждение от прямых попаданий авиабомб и снарядов, погибли 86 моряков. И тогда на смену им из Казахстана направили добровольцев.
   Дружба, рожденная до войны и окрепшая в суровые годы, продолжается и сейчас. Молодежь Казахстана взяла шефство над новым “Кировым”, атомным, ракетным. Заместитель командира корабля по политчасти капитан 2-го ранга Валентин Попов, делегат XXVI съезда КПСС, рассказал, что в республике развернулось движение за право служить на крейсере. В Ленинской каюте он представил лучших посланцев республики — матросов Бейбита Жумина, умелого дозиметриста из корабельной химслужбы, Абдашима Досмамбетова, бывшего рабочего-строителя, а ныне отличника боевой учебы. Если же говорить об экипаже в целом, то представители почти всех союзных республик служат на корабле. В ракетно-артиллерийской боевой части, например, в одном из дивизионов, которой командует напитан 3-го ранга Владимир Козловский,— это украинец Игорь Романенко, литовец Антанас Ржшявичус, белорус Михаил Назарович, молдаванин Никанор Таку,татарин Шамиль Шакиров, киргиз Омурбис Дыйканов. Крепкая боевая дружба, верность воинскому долгу и готовность до конца выполнить долг перед Родиной объединяют этих смелых людей.

  ...Корабль — снова в поход, а нам на берег.

Прощаемся с экипажем, с командиром, который вот уже более двадцати трех лет служит на кораблях со дня окончания Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе.

Сын погибшего ротного политрука из героической и славной пехоты сорок первого капитан 1-го ранга А. Ковальчук жизнь свою решил посвятить защите Родины.

И неутомимо учит этой почетной профессии своих доблестных моряков.

 

Счастливого плавания, Краснознаменный атомный “Киров”!

Ю. ДМИТРИЕВ.
(Спец. корр. “Труда”. 1981г)
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.

История атомного ракетного крейсера Киров

А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ:
“Морской бой ОС РУС флота с АУГ противника” (Апрель1982г.)

   “…Зато командир корабля, мой давний и добрый знакомый Александр Ковальчук (или “ПАПА КАРЛО”, как любовно, но втихаря именуют его офицеры экипажа) на высокое начальство внимания практически не обращает.
(Вот тут заслуженный адмирал заблуждается: Александра Сергеевича мы называли ДИРЕКТОР - и командир знал об этом)

…Он предельно внимательно следит за внешней обстановкой и обстоятельствами плавания, спокоен, организован , по мостику не бегает, лишь расхаживает ,не спеша в просторной ходовой рубке , да обменивается изредка короткими репликами с рулевым , вахтенным офицером и штурманом.
…Надежный командир – Александр Сергеевич - ответственный, предусмотрительный, неторопливый. На рожон не полезет, в опасное положение корабль не поставит. Он и экипаж свой воспитывает в том же духе. Плавать у него на борту – одно удовольствие…”
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
У АУ АК-100:
командир группы ОВиНО И.Г.Хлынин,
инженер группы СОИ А.Г.Темченко
(1981г)
Они же в 1998г
С.Г.Горшков очень любил, когда его встречал другой С.Г. – Ролев, командир ЗРД История атомного ракетного крейсера Киров

А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ:

“…Много было и других главкомовских загадок в этом походе. Так, он наотрез отказался покидать ходовую рубку и мостик крейсера для того, чтобы спуститься на ГКП, расположенный внутри корпуса, под многослойной конструктивной защитой бортов и палуб…

История атомного ракетного крейсера Киров

- Вы что думаете, я не понимаю значение ГКП на таком флагманском корабле, как “КИРОВ”? Ошибаетесь! Это ведь я в свое время заставил Купенского убрать систему управления под надежную защиту, поскольку такая консервная банка, - стукнул пальцем Сергей Георгиевич по подволоку ходовой рубки,- может спасти лишь от ветра и дождя…”

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Бойцы БЧ-7 и мичман Слюсарь М.Д,
ст.л-т Коваленко Л.К. и ст.л-т Пономарев Б.П.

М.Тельнов, А.Гусев, Е.Песоцкий, Н.Шипилов, А.Сгибнев, В.Баянов, В.Колесник, Н.Кириченко, В.Иванов и др.
За М.Тельновым – Н.Курган, Ю.Суворов, Г.Гуртовой

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

ГК ВМФ С.Г.Горшков,
командир 7 оперативной эскадры – вице-адмирал В.И.Зуб,
вахтенный офицер Б.П.Пономарев

Дежурный по кораблю –
капитан-лейтенант В.Рымарь, командир БЧ-3
1981г.

История атомного ракетного крейсера Киров 04 ноября 1980г в Белом море перед первым пуском ПКР “Гранит” старший помощник М.М.Тельнов вызвал инженера группы РЭБ Б.Пономарева и поставил задачу –находиться в 10-а тамбуре и обеспечить киносъемку этого эпохального события: “Дубля не будет! Кинооператора - тоже”. На резонный вопрос о собственной безопасности, Б.П. получил конгениальный ответ: “Ты же холостой!”.

А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ:

   …А потом состоялась стрельба крылатыми ракетами по мишенным позициям. ..В заключение обозначил ракетный удар пуском одного “Гранита” и сам “КИРОВ”.
   Наблюдать запуск этой семитонной машины из наклонной шахты, упрятанной под палубой корабля, лично мне (да и Главкому!) пришлось впервые…”

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Справа налево:
В.С.Чумаков (ст. ком помех),
матросы Г.Стрешна, ?, Максимов, И.Таран

Наш ВИНТОКРЫЛ – А.С.Новицкий.
Он же - заведующий сауной

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Что это: закономерность, стечение обстоятельств ?
..Спасая других, себя крейсер спасти не смог..
Сан Саныч Сгибнев, он же Батя (так его звали моряки БЧ-7)
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ:

 

   “…Выступая на Военном совете КСФ в марте 1983г. я…посчитал правильным упомянуть некоторых известных североморцев, в свое время принимавших активное участие в освоении боевого применения различных образцов противокорабельных крылатых ракет.
   Среди них я назвал …Александра Ковальчука, Виталия Зуба…”

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Командир 7 оперативной эскадры КСФ
вице-адмирал
Виталий Иванович Зуб

Конец 1950-х гг – старпом, командир ЭМ пр.30-бис
1965 - 1967 гг – начальник штаба 170 брэм
1973 – 1975гг – комбриг 170 брпк1975 – 1982гг – командир 7 оперативной (Атлантической ) эскадры Северного флота
1982 - - первый заместитель начальника УБП ВМФ, начальник УБП ВМФ.

Тоже Военный Совет. Только – малый
История атомного ракетного крейсера Киров

И.М.КАПИТАНЕЦ:

“...Особо хочу отметить начальника штаба капитана 2 ранга В.Зуба, который много сил вложил в становление 170-й брэм и в подготовку ее как тактического соединения. Опытный моряк, он оказывал помощь в подготовке командиров кораблей и обустройстве кабинетов по специальности для бригады.”
   Но до того, как стать командиром атлантической эскадры, Виталий Иванович был… старшим военным советником командира египетской бригады эскадренных миноносцев!!!
   Вот что пишет очевидец: “Мы прибыли в Египет после известной Шестидневной войны.    Командовал нами капитан I ранга В. И. Зуб - очень толковый офицер, из североморцев, кстати…”
   Еще: “...в числе приглашенных был и советский капитан 1-го ранга В.И.Зуб, бывший после "Шестидневной войны" старшим военным советником командира египетской бригады эскадренных миноносцев (куда входили и фрегаты)…”
   А сам В.Зуб вспоминал: “Во всех операциях участвовали советские моряки. Выходили мы в море безымянными, в матросской робе, без погон и без документов. “В плен не попадать”, - была установка министра обороны СССР…”

http://www.sem40.ru/warandpeace/military/action/3968/index.shtml

“С высоты командирского мостика”
(“Морской сборник” 1984г., № 10)

   “Большой противолодочный корабль “Адмирал Юмашев”, которым командует Петр Павлович Хоменко, неизменно ходит в числе передовых. Характерная черта – многим поначалу показалось, что он уж чересчур “закручивает гайки”. А ведь это – вовсе не его метод. Он никогда не повышает голоса, никогда не спешит наказывать подчиненных...
  Почему же создалось впечатление чрезмерной жесткости с его стороны? Дело в оказавшейся для некоторых моряков непривычной, особой бескомпромиссности в оценках ратного труда. Тут уж у него ни малейшей мягкости – предельно твердая линия: никакого умалчивания о дисциплинарных проступках в экипаже, никаких послаблений в оценках и скидок на авторитеты.
   ... “Надо быть искренним в своем деле”, - часто повторяет П.Хоменко подчиненным. Этой самой искренности, честности он когда-то учился у своих наставников, в частности у таких ныне известных флоту людей, как вице-адмирал В.Зуб, капитан 1 ранга А.Ковальчук...”

История атомного ракетного крейсера Киров

Летопись

7 Оперативной эскадры

Северного флота

История атомного ракетного крейсера Киров
Дата
Событие
Состав
Примечания

12.08.1944г.

Создание эскадры НК СФ

1.ЛК “Архангельск”
2.КР “Мурманск”
3.3дивизиона эсминцев:
-ЭМ пр.7 (1див.)
-ЭМ пр. (2див.)

Английской постройки
-"-

01.07.1949г.

Расформирование эскадры.
Переименовывается в бригаду ЭМ.

   
22.12.1950г Из бригады создается 20 дивизия НК

3 бригады:
-121 бэм (пр.30-бис)
-122 бэм (пр.7 и “Новик”)

 

25.12.1952г.

На базе дивизии создается 6 эскадра СФ

- КР “Чапаев”
- КР “Железняков”
- 120 бэм(30-бис)
-121 бэм (30-бис)
-122 бэм (пр.7и “Новик”))
 

15.08.1953г.

Переименована в Эскадру СФ.

-172 бэм (пр.7 и “Новики”
-122 бэм (30-бис)
- переведен из 4 ВМФ
КР “Александр Невский”

 

1955г.

Приход на СФ КР “Мурманск”

   
 

Сформирован 272 ОДнСКР
Переименован в 6 БрСКР

Скр пр.42

 

05.05.1956г.

Переформирование эскадры

-23 ДиОВР (на базе 6 БрСКР)
-2 ДиКР: “Мурманск”, “А.Невский”, “Молотовск”
-5 ДиКР: “Чапаев”, “Железняков”,“А.Ушаков”
-121бэм
-120 бэм
-сформирован 170 ОДнЭМ (пр.56)

 

1957г.

 

Сформирована 176 бригада кораблей резерва и консервации (гб Сайда)- бркрк

-КР “Мурманск”
-ЭМ пр.30-бис (5ед.)
-СКР пр.42 (ед.)
 

1958г

170 ОДнЭМ переформирован в 170 ОБЭМ

   

1959г.

В состав 176 бркрк вошла 10 БрСКР

-пр.50

 
 

5 ДиКр расформирована

-КР “А.Ушаков” и “Чапаев”
-120 бэм

Прямое подчинение штабу Эскадры

1960г.

Сформирован 428 ДнСКР резерва

 

В составе 176 бркрк

01.04.1961г.

Эскадра расформировывается .

   
 

Создается 2 дивизия противолодочныхкораблей

-КР “ А.Ушаков”, “Железняков”
-176 бркрк
-120 и 121 бэм
 

1962г.

Сформирована 6 ДиКР

-КР “А.Ушаков”, “А.Невский”

 
 

Сформирована 120 брк

 

На базе 120 бэм

     

176 бркрк передается в 120 брк

 

Сформирована 130 брплк

- СКР пр. 59

 

1966г.

Состав 6 ДиРК

-120 брк
-176 бкрк

 
 

Состав 2 ДиПЛК

-170 бэм
-10 брплк
-130 брплк
-121 обрплк

бывшая 121 бэм

1967г.

Состав 2 ДиПЛК

-23 ДиКОВР

бывшая 130 брплк

01.02.68г.

Сформирована 7 Оперативная Эскадра КСФ

-КР “Мурманск”, “Октябрьская революция”
-170 бэм

“ОР” переведена с ДКБФ

1971г.

6 ДиРК расформирована

   
 

В состав 7 ОпЭск вводится 120 брк

   

1972г.

В состав 7 ОпЭск вводится 10 брплк

-СКР пр.1135

 
 

В состав 7 ОпЭск вводится 130 брплк

 

Переведена из 23 ДиКОВР

1978г.

Сформирована 56 бэм

-ЭМ пр.56, 57а

 

1982г.

Сформирована Кольская флотилия

- 2ДиПЛК
- 55 брка
- 42 брпл
- 176 бкрк<
- … бркОВР

 

1991г.

Состав 7 ОпЭск

- 43 ДиРК
-44 ДиПЛК

Из 120 бррк
Из 170 брплк

1993г.

Расформирование 44 ДиПЛК

   

1994г.

В состав 7 ОпЭск включена 121 брдк

 

Из состава 37 ДиМДС

1998г.

Расформирование 56 брэм

   
 

Расформирование 10 и 130 брплк

 

Из состава Кольской флотилии

2001г.

В состав 7 ОпЭск включена 2 ДиПЛК

   
 

В состав КолФлРС включена 121 брдк

 

Из состава 7 ОпЭск

2005г., 1 декабря

Расформирована на основании Директивы МО РФ №019 от 14.05.2005г., Директивы НГШ ВМФ №730/1/05/10 от 11.07.2005г. и приказа Командующего СФ №0255 от 04.08.2005г.

Краткая история 120 бригады ракетных кораблей Северного флота

Списочный состав кораблей 120 бригады ракетных кораблей (эсминцев):

Класс

Проект

Наименование

Дата
зачисления

Дата
убытия

Причина
убытия

Примечания

Эскадренные
миноносцы

 

30-бис

“Отчаянный”

9.10.52г

 

 

Переформирования соединений надводных кораблей :

- 25.01.52г

- 25.03.53г

- 15.08.53г

- 04.04.55г

- 05.05.56г

- 05.06.59г

- 01.04.61г

-09.02.62г

“Отзывчивый”

05.12.52г

 

122 бэм

“Охраняющий”

1951г

 

 

“Отрадный”

27.07.51г

18.07.57г

176 бррк

“Оберегающий”

1951г

18.07.57г

176 бррк

“Осторожный”

1951г

 

 

“Окрыленный”

05.02.52г

01.04.59г

176 бррк

“Озаренный”

18.07.51г

30.07.66г

170 бэм

“Осторожный”

05.05.56

07.03.61г

121бэм

“Оживленный”

11.02.52

30.07.66г

170 бэм

“Отражающий”

05.05.56

 

 

“Сталин”

 

15.05.51г

122 бэм

Пр.7У

Эскадренные
миноносцы

 

56

“Скромный”

12.09.56

1968г

170бэм

 

“Бывалый”

25.05.59г

23.09.65г

170 бэм

 

“Несокрушимый”

13.09.57г

19.05.67г

170 бэм

 

“Московский Комсомолец”

02.10.56г

1968г

170 бэм

До 30.10.58г. - “Смышленый”

Большие ракетные корабли

57-бис

“Гремящий”

20.10.60г

15.01.71г

170 бэм

после модернизации в 60-х –70-х гг – большие противолодочные корабли пр.57-а

“Жгучий”

07.03.61г

Январь

1969г.

2 дипк

“Дерзкий”

 

“Бойкий”

 

Большие противолодочные корабли

61

“Сообразительный” (61)

06.08.82г

 

 

Переведен с КЧФ. Гвардейский. 61

“Огневой” (61МП)

До 1970г.

 

 

С 13.09. 77г по 01.02.80г в соответствии с указанием ГШ ВМФ БПК пр. 61МП – большие ракетные корабли.
БПК “Огневой” и “Стройный” в 74-77 гг
“Смышленый”(61М)

До 1970г.

 

 

“Стройный” (61МП)

До 1970г.

   

Большие противолодочные корабли

1134

“Адмирал Зозуля”

18.01.68г

   

С 13 сентября 77г. БПК пр. 1134 – ракетные крейсера

“Владивосток”

Январь 1969

18.03.69г

ТОФ

“Вице-адмирал Дрозд”

05.05.69г.

   

“Севастополь”

1969г

24.12.80г

ТОФ

Большие противолодочные корабли

1134-а

“Кронштадт”

1970г

12.02.82г

170 брпк

 

“Маршал Тимошенко”

26.12.75г

26.12.77г

170 брпк

 

“Адмирал Макаров”

26.12.77г

12.02.82г

170 брпк

 

“Адмирал Исаков”

 

12.02.82г

170 брпк

 

Крейсер

68-бис

“Мурманск”

26.12.77г

10.10.86г

37 дмдс

 

Ракетный крейсер

1164

“Маршал Устинов”

17.03.87г

   

Заложен как “Адмирал флота Лобов”

Тяжелый атомный ракетный крейсер

1144

“Киров”

05.10.80г.

   

Краснознаменный

“Фрунзе”

1984г

 

ТОФ

На период гос. испытаний

“Калинин”

28.12.88г

     

Первоисточники:

  1. Альманах “Тайфун” №6 – 2001г. (В.Р.Фролов)
  2. Альманах “Тайфун” 1997г. №6, 1998г. №2, 1998г. №3 (В.В.Щедролосев)
  3. “На службе океанскому флоту” (И.М.Капитанец)
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Дивизион УРО в раздумьях: а куда бы “рогатым” податься?!...
Б.Нашутинский
В.Саунин

30 декабря 1980года был подписан Государственный акт о приеме корабля от промышленности и вводе крейсера в состав сил постоянной готовности 120 бригады ракетных кораблей 7 Оперативной эскадры Краснознаменного Северного флота.

История атомного ракетного крейсера Киров

ТЕЛЬНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
Родился 23 апреля 1946г.

1968г – окончил ВВМУ им Фрунзе (арт. факультет)
1968-71гг – ком. группы упр. огнем ГК Краснознаменного крейсера “Киров”
1971-73гг - командир БЧ-2 ЭМ пр. 30-бис “Острый”
1973-75гг – старший помощник ЭМ “Острый”
1975-76гг – ВОЛСОК
1976-77гг – командир ЭМ пр.30-бис “Отрывистый”
1977 – 82гг - старший помощник Краснознаменного атомного крейсера “Киров”
1982-85гг – слушатель ВМА им. Гречко
1985 – 94гг – преподаватель ВМА им. Гречко
1994г – капитан 1 ранга в отставке

Справа налево: командир корабля, старший помощник М.М.Тельнов, помощник командира А.С.Зюбрицкий и ответственный сдатчик корабля Б.Харламов на подъеме флага. Сзади – группа военпредов. 1980г
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Эскадренный миноносец пр. 30-бис "Отрывистый"
М.М.Тельнов – второй ряд, первый справа.

В течении всех 80-х гг наш крейсер оставался самым посещаемым среди кораблей 7 ОпЭск. Считалось признаком хорошего тона – отметиться на “Кирове”. Но никто не думал о том, что стоило экипажу такие посещения…

Из наших бойцов 80-х гг. получилась отличная рота почетного караула!
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Первые экскурсии проводил лично командир.
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Б. Пастухова, первого секретаря ЦК ВЛКСМ, встречают вахтенный офицер – оператор ОсНаз И.С.Федоров и нештатный фотограф мичман В.Лисавенко.
Крайняя слева – В.И.Матвиенко. Та самая. 1981г
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Было и такое...
Летом 1981г. группа перепившихся “годков” дивизиона Р и РЭБ отобрала пистолет у дежурного по кораблю. Дело закончилось печально: офицера сняли с должности, назначали с понижением на другой корабль. Бойцам дали в общей сложности 15 лет на троих.
Выездное заседание суда.
В.Жуков - командир стартовой батареи "Метели"(БЧ-3)
Комментарии к фотографии о залпе “Метели”
История атомного ракетного крейсера Киров

Эту стрельбу “Метелью” я хорошо помню. Но вот год ? Скоре всего, 1983 или 84. А может, и 82, но маловероятно…
Перед этой стрельбой у “румын” был страшный мандраж, и В Жуков получил у командира “добро” на привлечение всей фото-группы. Ему для отчета нужны были фотографии: открытие крышки и старт, выход изделия из трубы, отделение стартовика, отделение торпеды и т.д. и т.п. Мы сказали командиру, что одному человеку на фотоаппарат это не снять, т.к. затвор у “Зенитов” механический, и он просто не успеет сделать все эти кадры. Тогда командир спросил, сколько надо фотографов. Ответили, что минимум - три. Командир разрешил взять хоть всю фото-группу, но фотки чтоб были сделаны качественные. Короче, снимали на четыре фотоаппарата: С Смирницкий, я, В.Балковский и 4-й фотоаппарат в резерве
.

История атомного ракетного крейсера Киров
Хотя, возможно, был и Ю.Гриппов.
Стреляли на левый траверз. Когда все, что должно было - улетело и все, что надо, отделилось, наступила расслабуха. Но тут я, перейдя на правый сигнальный (чтобы не мешаться под ногами), заметил, что на правом борту что-то дымится. Подошел к визиру, и :стало понятно, что… правого трапа - с ракетной палубы на полубак - нет! Совсем нет!!!.
Он оказался как раз на обратной директриссе стрельбы, и был снесен за борт реактивной струей стартовиков. Остались только концовики поручней, которые креп
ились к палубе полубака.Сдуло” также ящик на срезе полубака, закрывавший какие-то электровыключатели (по-моему, от правой вьюшечной)
История атомного ракетного крейсера Киров“.
Все это дело тогда тоже отсняли и зафиксировали. Все негативы сдали С.Смирницкому.
Так что, возможно, у него есть фотографии и улетевшего трапа. А торпеду потом долго искали, почти до сумерек. Дело в том, что рядом крутилась “Маруська”, нужно было обязательно найти эту “дуру” и забрать. А.С.Ковальчук пообещал 10 суток отпуска за обнаружение РТ. Заработал кто-то из сигнальщиков.Вот такая история. С приветом,
(Сняли все на 5+ сам видишь).

Михаил Партала.

 
Всем привет!
У меня есть фотка и “останков” поручней улетевшего трапа и отделившегося стартовика.
Добавлю к этому жизнеописанию следующее: отсняв всё на мостике, я пошёл в свою 14 каюту перезарядить плёнку.
Выключил свет, кручу-верчу плёнку. Вдруг тревога. Оказывается, что при пуске ракето -торпеды реактивной струёй газа снесло не только трап, но и сдвинуло крышку загрузочного люка “Форта”. И сработала система пожаротушения в погребе С-300Ф! Было приказано всем покинуть отсеки рядом с погребом. Пришлось ускорить процесс перезарядки плёнки, открыть иллюминатор, продышаться, набрать полные лёгкие воздуха, задержать дыхание, всё задраить и покинуть отсек, дабы не надышаться фреоном. Всем здоровья!
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Сергей Смирницкий

История атомного ракетного крейсера Киров
“Примерно так...…А в целом все было очень пикантно: "Метлу" направили задней крышкой как раз в наш загрузочный люк (который заодно выполняет роль аварийного сброса давления, и потому очень легко срезается с креплений) и шарахнули в него струей стартовика. Естественно, он улетел туда же, куда незадолго до этого летал баковый трап, а под ним как раз датчик противопожарной сигнализации...
Но мы потом румынам отомстили. Леон Кириллыч Коваленко взялся как-то на моем погребе проверять срабатывание системы орошения.

История атомного ракетного крейсера Киров

Как положено, всю воду везде перекрыли, вместо пиропатрона вставили лампочку, проинструктировали дозорных как и что делать... По команде дозорный жмет кнопку, Коваленко смотрит - лампочка НЕ ГОРИТ! Через минуту оказалось, что система-то в порядке, просто нажали не ту кнопку, и в данный момент вода исправно фонтанирует в соседний "Метелевский" погреб.
С тех пор "Карат" проверять перестали...”

И.Федоренко

Лучшие люди минно-торпедной боевой части во главе с товарищем

Жуковым В.В.

1983г.

История атомного ракетного крейсера Киров

Может, так совпало, а может, - так и было задумано (аналогично ТАВКР “Киев”, ул. Саши Ковалева,5), но с 1981г. дом по ул.Адмирала Сизова,3 стал называться “кировским”: 90% квартир в доме дали нашим офицерам и мичманам История атомного ракетного крейсера Киров

Фото 2006г. (автор – А. Романько)

Улица Адмирала Сизова
Названа 25 мая 1980 г. в часть Фёдора Яковлевича Сизова (1911-1977),который в 1961-1973гг. был начальником политуправления Северного флота.

История атомного ракетного крейсера Киров История атомного ракетного крейсера Киров История атомного ракетного крейсера Киров

Б.Пономарев и
А. Темченко
(фото А. Романько) 1981г.

Свидетель на свадьбе И.Г. Хлынина - инженер ЭНГ БЧ-1 М.Бродский
1981г

Офицеры БЧ-1 С.Федоров и А.Бычков повествуют офицерам БЧ-7 И. Хлынину и А. Обрезкову, как они утопили БН “Полином”…

История атомного ракетного крейсера Киров

“…Кандалакшкский залив. Утюжили его с юго-востока на северо-запад и обратно. Пришел я на вахту. Это была ночь, "собака". Толик Бычков сидел в выгородке у приемоиндикаторов и что-то колдовал у “Шлюза” (космическая навигационная система). Наверное, хотел сдать место красиво - с обсервацией. Вахту не сдает, хотя время мое уже подходит. Я на карту, конечно, глянул. Идем на северо-запад к Кандалакше. Но там до берега и до опасной изобаты (20 м) еще как далеко. Жду, когда он сдаст вахту. А о том, что “Тело“ за кормой и на какой оно глубине - я еще не знаю. Толик выскакивает, взглянул на карту - "Ой, так ведь уже пора поворот давать!". Дает команду на ГКП - на разворот. Сразу после разворота "Шлюз" застрекотал своим ленточным "принтером" - как раз точное место получилось. Толик всё оформил в навигационном журнале, подписал. Я вахту принял, и тут узнал, что "Тело" болтается на глубине (не помню, метров 100, что ли). Ну и всё вроде бы.
Шлёпаем на юго-восток (на глубину). Зачем-то ходил на ходовой мостик, не помню. Там выносной индикатор ГАК "Полином" какие-то непривычные звуки издает. Я еще удивился - всякое слышал от него..То Бяу - бяу, ШШШ - ФФФ и т.п. А то наоборот - Шшшш-Шшш, потом ФФФ -ФФФ - не передать.

М.Бродский

А тут что -то типа Чвяк-чвяк, Бяу-бяю и Шшш-Шшш...

Мне этот Чвяк-чвяк сразу не понравился (как Винни-пуху: "это ЖЖЖ - не спроста!") Но я знаю, что в Полиноме режимов - несколько, каждый звучит по - своему, а в ЦП "Полинома" сидят спецы, которые - лучшие люди корабля, - знают, что ЖЖЖ -это пчелы или что-то ещё...Еще пару раз туда ходил. На ГКП -никакого волнения. "Чвяк-чвяк" становился всё явственнее. Как будто у ботинка подошва оторвалась - и хлюпает.
Т.е. я хочу сказать, что не было такого, что на развороте раздался "Бум!" и оно оторвалось. Отнюдь. Оно еще довольно долго почвякало. А потом его стали поднимать - а оно не поднялось... чего - то ради оно оторвалось...
Еще через некоторое время в штурманскую рубку пришел какой-то гражданский "Полиномщик" в пиджаке и очках.И стал смотреть на карту с прокладкой и задавать вопросы - насчет этого поворота: не могли ли мы “Тело” об дно ударить??!!
Назревал скандал. Появился Ф-1 (не помню - то ли Эскадры, то ли Флота, оба были на борту) - и научно доказал, что тело на развороте прошло примерно в 1-2 кбт (185- 370 метров) от той изобаты, на какой глубине было тело.
Вроде бы и все. А за Толиком Бычковым всё равно закрепилась репутация убийцы несчастного "Тела".
Честно говоря, думаю что вероятно - зацепили. Был ли Толик виноват? Не знаю. Погрешность у "Шлюза", (точно не помню) метров 70-100. Но это среднеквадратическая, с вероятностью 33%. Предельная (с вероятностью 95%) - в 3,15 раза больше, т.е. метров 320. А с вероятностью 99% - еще больше, не меньше 500 м. А с вероятностью 100% в море не бывает - место корабля - не точка, и даже не круг, а эллипс. Направление и длину осей считать надо бы - но змучаешься, нереально. С какой точностью на карту глубины нанесены и когда там последние промеры были?

Короче говоря, если бы Толик не завозился и дал поворот на пару минут раньше - вопросов бы не было. А так -есть.
Но, с другой стороны, и у штурманов есть два встречных вопроса:

  • насколько точно удерживало почившее в бозе "Тело" глубину? Не могло ли оно идти метров на 10-20 глубже, чем задано - и тогда это в корне меняет дело!
  • пока оно делало "Чвяк-чвяк" - чем занимались гидроакустики? Не слышать они не могли. Если не спали. Если слышали - то надо было сразу дать команду на подъем. Но никто ее не дал вовремя, а потом штурман оказался "крайний..."
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Слева направо: И.Федоров, В.Подповетный (зам. ком БЧ-5 по п/части), Н.Курган, В.Курилов

Тот самый В. Полозский...

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Главный боцман Михаил Николаевич Крашенинников. Пришел к нам с КР “Александр Невский”

Мичман
Бегунов Н.В

Постановка в ПД-50

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Слева: В.Чумаков (старшина команды помех),
И.Федоров (осназ),
А.Романько (осназ),
С.Лизенко (БЧ-3)

Как интересно получилось: А.Романько (КГ ОсНаз) вывел на палубу хирурга И.Воропанова, чтоб тому показать вероятного противника, ЭМ УРО “NEWCASTLE” , а через некоторое время Игорь уедет жить в Канаду…Что бы было с будущим начальником разведки 7 ОпЭск в году, эдак, в 1937?

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

В 80-81гг швартовщикам 4 шкафутовой швартовой команды (командир – КГ РЭБ С.Д.Ралль), дивизион РиРЭБ,было чем занять свободное время

Будущий “журналист” одной из московских газет в Японии –
Юрий Лимонов (слева).
Закончил Академию Советской Армии в 1987г.
А в 1980г. – простой вахтенный офицер. Старший инженер - лейтенант.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Старшины РЭБ: В.Карвасарный, И.Мунтян, В.Ездаков
Первый командир группы (1977 – 1979гг) РТП и П (с 1979г – гр. РЭБ),командир дивизиона разведки и РЭБ (1979 – 1981гг) Суворов Юрий Михайлович

…бытует легенда, что после окончания испытаний головного корабля серии тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 типа "Киров" в адмиральском салоне состоялся нелицеприятный разговор между тогдашним главнокомандующим ВМФ Горшковым и конструктором головного ракетного комплекса Челомеем. Челомей тогда с нескрываемым ехидством поинтересовался у адмирала, не слишком ли дорогую "игрушку" заказал флот. Горшкова, отличавшегося взрывным характером, этот вопрос вывел из себя - впервые кто-то осмелился критиковать его идею строительства в СССР океанского атомного флота. Но в те годы если и жалели деньги, то только те, что следовало истратить на "человеческий фактор". И в серию пошло еще два крейсера, четвертый построила уже Россия.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

ГК ВМФ, командир эскадры и командир.

Боевая часть управления на марше в…

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

“Океан”, котрый теперь в прямом и переносном смысле теперь закрыт для флота. Мы ТАКОГО не позволяли…
Фото 2006г. (автор – А.Романько)

Теперь тут вот такое безобразие.
Хорошо, хоть «Океан» оставили
Фото 2011г.  (автор – А.Романько)

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

"Океан". Слева направо:
В.Коцофана, Г.Поляков, В.Тубальцев, А.Кассай, Б.Нашутинский, Л.Коваленко

Ресторан “Чайка”. Он же – “Птица”.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
Ком.группы ДУ – В.П.Курилов

В наследство от артиллерийского крейсера нам достался не только Краснознаменный флаг, но и шефы: Казахстан.

Мичмана Мордовин Н.В. (слева) и Шкаликов С.В.
История атомного ракетного крейсера Киров

Командир 120 бригады ракетных кораблей капитан 1 ранга Г.И.Власов ставит задачу на предстоящие учения" (1983г.).

Из воспоминаний флагманского минера 120 бррк Хохлова Я.В. (полностью здесь)

120 БРК, 1 половина 1983 года.

В начале 1983 года я, отучившись на 2-месячных курсах на ВСОК ВМФ, был назначен ВрИО флагманского минера на 120 бригаду ракетных кораблей. ..Сравнивая с моей родной 170 бригадой, должен отметить, что многие элементы управления бригадой на 120 бррк были отработаны лучше. Например, у дежурного по бригаде была «шкатулка» с контрольными листами, выполненными на пластике. Контрольные листы были на все случаи жизни, от объявления тревоги до перешвартовки или поиска сбежавшего матроса – ничего думать не надо, только время исполнения проставляй! Практически все «флажки» перехаживали звание, поэтому служили не напрягаясь. Начштаба Хмельнов И.Н. попытался привести подчиненных в меридиан, но не очень-то получалось. Тогда он лично разработал контрольный лист (размером с половину переборки в его каюте), где были учтены все доклады, донесения, долги и т.п. всего штаба, кто и когда из флагманских специалистов должен был их представлять. Тяжелая жизнь штаба продолжалась недолго: И.Хмельнов ушел в море на каком-то корабле, а в это время контрольный лист из его каюты исчез. Это при том, что ключ от каюты он никому не давал. Расследование ничего не дало.

Штаб бригады тогда почему-то размещался не на крейсере «Киров» (штаб эскадры был на ПБПЛ «Тобол»), а на одном из кораблей пр. 61МП или на «Зозуле». Крейсер «Адмирал Зозуля» был своеобразным кораблем, но это исходило от командира Кривенко. Однажды пошли на нем на какое-то боевое упражнение. Обычно, пока корабль шел по заливу, комбриг был на ходовом, с ним и некоторые незанятые «флажки». И я тоже, привыкший к этому, выбрался на ходовой. А на нем, кроме командира и вахты – никого. Стояла какая-то не деловая, а гнетущая тишина. Вахтенный офицер забился в свой угол у «Каштана» и боялся расстаться с микрофоном, чтобы, не дай бог, не опоздать отрепетовать вовремя команду командира. Еще не вникнув в обстановку, я хотел заговорить о чем-то с командиром, но тут к нему подошел штурман, капитан-лейтенант: «Товарищ командир, разрешите доложить результаты определения в узкости». Командир обвел суровым взглядом штурмана и вдруг заревел: «РУКИ!» Штурман аж присел и голосом мокрых штанов переспросил: «Что, товарищ командир?» «Как вы держите РУКИ?» После этого из рук штурмана выхватывается навигационный журнал и летит на палубу. Я тихо испарился из ходовой рубки и больше в нее не поднимался.

Комбриг Г.И. Власов, награжденный орденом Красной Звезды, был одним из самых грамотных командиров. Однако стиль руководства имел своеобразный. В это время он только что купил автомобиль, новую «шестерку», поэтому в кулуарах все разговоры его были только о машине. В базе штабом в основном занимался НШ, комбриг вмешивался мало, в основном общался с командирами кораблей. Однажды на утреннюю «пятиминутку» на 5 минут опоздал флагштурман. Г.Власов спросил, почему тот опоздал. Штурман доложил, что у жены был приступ, вызвал «скорую» и ждал ее приезда. Власов: «Вам выговор. Если дозвонились до «скорой», то могли бы и на бригаду дозвониться, предупредить». Еще через 30 минут, к концу ориентирования, прибыл флагсвязист. На аналогичный вопрос о причинах опоздания тот ответил: «Да понимаете, товарищ комбриг, выезжая из гаража, камень не заметил, помял номерной знак. Вот выправлял, чтобы ГАИ не прицепилась». За это опоздание ему ничего не было – «Ну-ну, машина, святое дело». В море Г.Власов преображался. Прямо с выходом из Кольского у кораблей начиналась «веселая жизнь». Тревоги шли одна за другой, так как Геннадий Иванович не любил в море зря терять время. Требовал осмотреть район, если помех не было, пускал сигнальную ракету и начинал проверку дежурных арткомплексов стрельбой. На доклад, что до полигона еще час ходу и стрельбы нет в плане, посылал подальше: «У гражданских никаких полигонов нет, плавают, где хотят. Раз стрельба безопасна, я беру ответственность на себя». ..

Корабль комплексного снабжения 1 ранга проекта 1833 - “Березина”

История атомного ракетного крейсера Киров

Заложен 18.08.1972 года
Спущен 20.04.1975 года.
Вступил в состав КЧФ 30.12.1977 года.

На счету - 9 боевых служб, пройдено около 95000 миль
24.05.1995 года - последний выход в море
С 01.12.1997 г. использовался, как плавсклад.

2002 год – продан...

История атомного ракетного крейсера Киров
 

Отработка передачи топлива с ККС “Березина”, 1982г

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

Справа налево: А.Гусев (ДСО) , Б.Нашутинский (УРО), А.Никошин (ДСО) и С.Путря (ДД).
Стас пришел на корабль одним из первых. И ушел одним из последних. Командиром БЧ-5.

А.Бычков (БЧ-1), А.Никошин и еще один выпускник АСА 1987г. – Г.Трифонько
(оба – БЧ-2), 1982г.

История атомного ракетного крейсера Киров

О.Столяренко (БЧ-7),
поклонник “Машины времени”.
1981г.

“...Добрая слава идет на корабле о моряках минно-торпедной боевой части, которой командует капитан-лейтенант В. Рымарь. Слаженные действия моряков на тактическом учении получили высокую оценку руководителя учения.

НА СНИМКЕ: капитан-лейтенант В.Рымарь с матросом Б.Медведевым уточняют элементы движения цели.”

Красная звезда. 1982г.

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

ПО МАНДАТУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

I. КРУПИЦА ОПЫТА

В пятом часу утра акустики подбросили на ходовой мостик “бомбу”: есть эхоконтакт. Предположительно — с подводной лодкой.
“ Штурман!” - В командирском голосе ожидание и нетерпение.
“Предполагаю контакт с подводной лодкой”— подтверждает старший лейтенант Федоров, сверив с картой данные акустиков. Эта фраза поднимает на ноги сотни спящих людей: коль скоро мнения штурмана в акустиков совпадают, командир корабля обязан объявить учебную тревогу.
А затем для Федорова настают кошмарные минуты. Командир штурманской боевой части капитан 3 ранга В.Борисов сравнивает данные гидроакустиков с данными радиометристов. И всеми овладевает досада. Оказывается, акустики пеленгуют... собственный же надводный корабль охранения! И все совпадает тютелька в тютельку: пеленг, дистанция, линия курса. И Федорову нестерпимо стыдно оттого, что он так поторопился с рекомендациями командиру. И он уже мысленно слышит из уст Владимира Гавриловича Борисова его излюбленное: “Штурману нельзя заниматься торопистикой”...


История атомного ракетного крейсера Киров

Но тут опять все опрокидывается и поворачивается, как в волшебном колесе. Корабль охранения, который никак не могли поделить между собой акустики и радиометристы, по приказанию флагмана резко меняет курс и скорость. И тут-то подводная лодка, прятавшаяся под ним и подыгрывавшая за противника, оказывается как на ладони — ее тактический плащ -невидимка потерян. И все убеждаются, что акустики молодцы, что вахтенный штурман старший лейтенант Федоров тоже молодец. И начинается обычная работа с лодкой, вплоть до атаки. Федоров работает, как всегда, собранно и четко. И благословляет темноту в рубке, за которой не видно румянца на его щеках. На самом деле все не так уж страшно. Более того, за истекшие сутки Федоров прибавил к своей штурманской выучке то, что ни у кого невозможно одолжить. Это — драгоценные крупицы опыта.

II. ПАРИ

Солнце на минуту залило океан каким-то жестяным, предзимним светом. В дымке за кормой “Кирова” обрисовался корабль слежения. Это был один из очередных фрегатов или эсминцев НАТО — на крейсере их не без иронии окрестили “адъютантами”— “Газотурбинный, — присмотревшись, сказал Сергей Шупиков Станиславу Путре

Друзья прогуливались на вертолетной палубе, коротая время перед вахтой. Дружба их по меркам молодости длится с незапамятных времен. Одним приказом Путря и Шупиков были зачислены в высшее военно-морское инженерное училище, потом одним же приказом были зачислены в штат “Кирова”, вместе получили очередное звание капитан-лейтенант-инженер.
“Как ты считаешь, удержится за нами этот “адъютант” хотя бы сутки?”
“А сколько продержался предыдущий?”
“От буя до буя,— говорит Шупиков.—Пока шли малым ходом через узкость.”
“Тот староват был, а этот сутки должен продержаться.”

“Пари, что не удержится ?”

“Уж обязательно и пари...С какой стати мне ручаться за их машину и за погоду? Я просто говорю — наверное, могут.”
“А я утверждаю, что нет. Пари?”
Путря внимательно всматривается в корабль, словно ищет на нем какой-то вещий знак,' потом от пари решительно отказывается:
“Дымит анафемски, - поясняет Путря. — Я за такого механика горелой спички в заклад не поставлю... Форсунки надо регулировать!”
Шупиков меняет галс. “Ну, хорошо. А за одну вахту ты готов поручиться?”
“Это за четыре-то часа?!”
Друзья интереса ради бьются об заклад и отправляются на развод вахты. Вахту они несут на разных боевых постах. Станислав Путря управляет атомным реактором и турбинами, а Сергей Шупиков контролирует режим их работы по датчикам. Развод на вахту на сей раз был несколько необычным по тщательности инструктажа:“Кирову” — по командирскому плану — предстояло развить максимальный ход.
Путря выразительно покосился на друга:“Знал?”
Шупиков честнейше округлил глаза:“Впервые слышу!”
“ А хоть бы и знал... Уж четыре-то часа они продержатся!”
После вахты друзья спешат на верхнюю палубу. О натовском фрегате нет и помину.
“Проиграл, — признает Путря, улыбаясь так, словно он выиграл - паря. Ай да “Киров”, ай да силища в нем!”
Друзья могла бы воскликнуть: “Ай да мы!” — обо всех, кто управляет главной энергетической установкой крейсера. Ведь только что они с товарищами вывели атомный реактор на расчетный максимум. Но молодость не считает своих заслуг...

История атомного ракетного крейсера Киров

С командиром - одни из первых:
В.Подповетный, Н.Шипилов, В.Услугин.
Стоят:
С.Соболев, С.Путря, С.Шупиков.
1983г.

 

III КОМАНДИРСКИЙ ПРИЦЕЛ

Требовалось: в указанный час занять известную точку, чтобы подсаженная на борт “Кирова” киногруппа могла заснять полет крылатой ракеты-мишени и ее разрушение при взрыве. “Кирову”, стало быть, отводилась роль транспортной платформы. Тем не менее накануне выхода в море командир крейсера капитан 1 ранга А.Ковальчук собрал офицеров на инструктаж, словно перед зачетным упражнением.
“Потренируем стрелъбовые расчеты,— сказал Александр Сергеевич.Старший лейтенант Александр Никошин делал пометки в блокноте: ожидаемый курс полета мишени, ее скорость, высота, а сам пребывал во власти противоречивых чувств. С одной стороны— красота! Чувствуется в командире старый закалка артиллериста: рубежи открытия огня—нарезаны, дублирование огневых средств - предусмотрено, меры “на случай против всякого случая”— продуманы. Все превосходно, но, с другой стороны— отнюдь не превосходно.
Стрельбы-то не будет. Опять получится тренировка: “Боезапас не подавать, команду “Огонь!” не исполнять”. Знакомо.
“Боезапас будет подан фактически, — возвысил голос капитан 1 ранга Ковальчук — Команду “Огонь!” исполнять, как в бою! Если, конечно, дело до того дойдет... Вопросы?”

Вопросы были к Никошину — командиру артиллерийской батареи. После инструктажа насели комендоры и операторы: “Будем стрелять, товарищ старший лейтенант, или так?..” “Будем, — уверенно сообщил Никошин. — Если только не отменят.” Оговорку он сделал для очистки совести и — почти не слышно. С Никошиным еще не бывало такого, чтобы перспектива пострелять ему не улыбалась. И на стрельбах он всегда считал, что две цели лучше, чем одна, а три лучше двух.
Когда он поступал в высшее военно-морское училище, особо осведомленные личности из числа абитуриентов хихикали под рукой: куда поступаешь? Артиллерия — вымирающий вид оружия. Когда же дело дошло до выпускных экзаменов, оказалось, что артиллеристы требуются на самые современные корабли флота. Диплом с отличием открыл Никошину дорогу на “Киров”.
Монтаж, отладка, испытания орудий — все это Никошин прошел вместе с кораблем и заводом. Если бы нашелся способ уменьшить башню с артпогребом до габаритов ручного оружия, Никошин разобрал и собрал бы всю систему, как карабин, с закрытыми глазами. И как же льстило его лейтенантскому самолюбию, когда командир корабля, сам в прошлом артиллерист, спрашивал его мнение по специальным вопросам.

История атомного ракетного крейсера Киров

“В командиры пойдете, Никошин?”
“В какие...товарищ командир?”
Немудрено было и опешить от такого вопроса.
“В обычные,—спокойно сказал Александр Сергеевич Ковальчук.—Если собираетесь расти по командной линии, то станете командиром корабля, - если по технической... Вас-то самого к чему тянет, Александр Анатольевич?”
“Не думал еще... Я огневик... Рано мне загадывать, товарищ командир”
“ Загад в службе не нужен—нужен прицел. Разницу улавливаете? Огневик не только тот, кто стоит у пушки”
..На табло высвечивается дистанция до ракеты-мишени. Операторы, сидящие здесь же, в посту, за спиной у старшего лейтенанта Никошина, сопровождают цель с рубежа обнаружения.
Ночь.
Работа идет по сценарию. В расчетное время — беззвучная вспышка взрыва. Эффектный кадр!
Никошин бросает взгляд на радиолокационный прицел... Разницы нет. Мишень продолжает лететь. Странно, чтобы на такой дистанции... Понятно! Никошин с облегчением откидывается на спинку кресла. Элементарно! Киногруппа, конечно же, договорилась, чтобы сиять взрыв крупным планом...
И тут он услышал — командир приказывал открыть огонь!
Дальнейшие события происходили очень медленно: для Никошина время сгустилось, секунды растянулись, секунда теперь, по новому счету, шла, пожалуй, за прежние десять. Это обычное дело на стрельбах. Как-то приходили ракетчики, чтобы посмотреть на работу их коллег - артиллеристов, очень удивились, как все быстро у них происходит. Никошину, напротив, та стрельба показалась “плавной”. Это профессиональное.

На всех экранах — не только перед Никошиным — чушка металла продолжала лететь, преодолевая за каждую секунду по нескольку сот метров. Бомба, но бомба в горизонтальном полете по непредсказуемой и потому опасной траектории.
Это была вовсе не повторная команда. Капитан 1 ранга Ковальчук подал команду дважды подряд, так что ее следовало числить за одну... Просто время шло для Никошина уже в новом измерении. Он посмотрел, не бросили ли операторы сопровождать цель после вспышки... Ведут. Молодцы. Операторская дисциплина есть.
Никошнн уже давил на педаль, замыкающую цепь стрельбы, когда динамик в третий раз донес голос командира. В ногу от палубы шла отдача, которая лучше всяких приборов оповещала Никошина о том, что кормовая башня стреляет очередью. Краем глаза Никошин видел, как табло “втягивает” в себя дистанцию до ракеты-мишени, а снаряды все не появлялись на экране. Что за чертовщина? Или башня... Он не успел додумать про башню, потому что увидел наконец свои снаряды, выпущенные вечность тому назад.

История атомного ракетного крейсера Киров
Они не спеша смещались от края к центру радиолокационного экрана, где в обманчивой неподвижности висела электронная отметка от ракеты-мишени.
Никошин знал, каково держать такую засветку в неподвижности
Это так же примерно легко и просто, как удерживать шарик ртути в центре блюдечка, танцуя с блюдечком вприсядку.
Снаряды начали по одному подлетать к ракете-мишени, маленькие на фоне ее массивной туши, и тут же исчезали — в неуловимый для глаза миг. Никошин моргнул — мишень тоже куда-то исчезла, и Никошин встревожено обернулся к операторам, что же вы, мол, делаете...
“Дистанция не меняется, - доложил один оператор.— Дистанция потеряна!”
“Угол места — ноль”,— доложил второй.
...Тем самым план штаба— испытать стрельбовые расчеты крейсера на оселке внезапного развития событий — исчерпал себя на первом же “ходу”.
Естественно! Естественно, что старшего лейтенанта Никошина и его подчиненных после этой стрельбы хвалили. Но мне Никошин сказал так:
“Огонь был наш, а прицел - командирский. Вы понимаете? Он как предвидел... И промахнись мы, мишень бы сбили другие. Но это сегодня легко вспоминать, что и как было! А когда выходили в море, я и загадывать не мог, что получится такое кино. Выходит, командир кругом прав: нужен не загад, а прицел...” Последнее, как мне показалось, Александр Никошин говорил для себя.

Красная звезда от 05 ноября 1982г
Капитан- лейтенант А.Ткачев

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

“На завершающем этапе учебного года возросшее мастерство продемонстрировали моряки зенитно-ракетное батареи, которой командует специалист 2 класса старший лейтенант Г.Гуртовой. Итоговую стрельбу зенитчики выполнили с оценкой “отлично”.Высоких показателей в боевой учебе личный состав подразделения добивается благодаря хорошо организованному учебному процессу.”
Красная звезда от 01.12.81г

Геннадий Иванович – единственный из экипажа, кто был удостоен такой правительственной награды!

История атомного ракетного крейсера Киров

ЧЛЕН ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС, МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д. Ф. УСТИНОВ ПОСЕТИЛ КОРАБЛИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА 12 марта 1983 г. Он беседовал с военными моряками, интересовался их успехами, условиями жизни и быта. Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов побывал на крейсере “Киров” и выступил перед личным составом корабля. От имени экипажа командир корабля капитан 1 ранга А. Ковальчук и старший матрос В. Громин заверили ленинский Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Советское правительство, что моряки-североморцы будут и впредь достойно выполнять свой священный долг по защите социалистического Отечества.

Состоялось общее собрание личного состава, на котором были обсуждены задачи, вытекающие из требований Министра обороны по дальнейшему повышению боевой готовности. Воины уверенно завершают зимний период обучения. На отлично и хорошо выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы. В настоящее время более половины военнослужащих — отличники боевой и политической подготовки. Сплоченный экипаж с честью продолжает героические традиции легендарного предшественника — артиллерийского крейсера “Киров”. История атомного ракетного крейсера Киров

“Морской сборник” 1983г., № 6

   Именно в ходе посещения Д.Ф.Устиновым крейсера вышло  Постановление Совета Министров СССР от 12 марта 1983 г.  о принятии комплекса «Гранит» на вооружение ВМФ. Официально «Киров» стали ракетным крейсером юридически. Препятствий для выполнения задач боевой службы больше не существовало. Этого момента мы все ждали с 30 декабря 1980г. Оставался лишь вопрос: КОГДА???

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров
20 мая 1983г. по итогам БП за 1982г. “КИРОВ” награжден переходящим знаменем Военного Совета СФ

Поздравление экипажа крейсера “Киров” с 50-летием Северного флота

Фото из книги А.П.Михайловского "Океанский паритет"

(Из книги А.Михайловского “Цена успеха”)

“...Североморцы пришли к 50-летию родного флота в напряженном боевом ритме учебы, социалистического соревнования за передовой флот, передовое соединение в Военно-морском флоте, за дальнейший рост числа отличных кораблей и частей, подразделений и боевых смен. Тон в соревновании задает личный состав передовых подразделений, кораблей и частей, которые возглавляют инициативные, знающие дело командиры и политработники, такие как ...капитан 1 ранга А.Ковальчук....”

“Морской сборник” 1983г., № 6

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров

Мичмана Прудников (ХСл), Терентьев (БЧ-7), Боярчук (БЧ-2), Поляков (БЧ-1)

Слева направо: А.Бычков (БЧ-1), В.Тубальцев (БЧ-2), В.Титаренко (БЧ-2), А.Патрусов (БЧ-2), А.Рубец (БЧ-4) и Н.Колесниченко (БЧ-2)

А.МИХАЙЛОВСКИЙ:

“... Во время учений “Магистраль-83” Зам. нач. Генерального штаба генерал-полковник И.Николаев вышел в море на атомном ракетном крейсере “Киров”, но удовольствия, видимо, не получил, поскольку даже такой тяжелый корабль в море все равно покачивает, а человеку, не привыкшему к качке, трудно уяснить что-либо…”

История атомного ракетного крейсера Киров

А.МИХАЙЛОВСКИЙ:

“…В ходе учения…две смешанные корабельные ударные группы, одна из которых в составе ТАРКР “Киров” и ПЛАРК пр. 949 “К-525”, а вторая, включавшая ЭМ “Современный” и ПЛАРК пр.670М “К-506”, выполнили совместную ракетную стрельбу с применением 4-х крылатых ракет “Гранит”, 2-х КР Москит” и 2-х КР “Малахит”.

Головная ПЛАРК пр.949 – “К-525”

История атомного ракетного крейсера Киров

А.МИХАЙЛОВСКИЙ:

… “Заключительный этап учения “Океан-83” ГК ВМФ С.Горшков провел на борту крейсера “Киров”, выйдя со мной в море, чтобы лицезреть попытки разгрома “противником” конвоя в Баренцевом море и оценит усилия флота по его прикрытию и обороне. Как я и ожидал, Главком слетал на авианесущий крейсер “Новороссийск”, где заслушал командира о ходе подготовки к переходу на Тихоокеанский флот

История атомного ракетного крейсера Киров

История атомного ракетного крейсера Киров

“ОТЛИЧНУЮ ОГНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ И ТАКТИЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ экипаж крейсера “Киров”. Высокая натренированность корабельного боевого расчета, безотказная работа техники, возросшее мастерство личного состава помогли командиру принять правильное решение на атаку. Четко выполняли свои обязанности, своевременно обеспечивали качественную подготовку оружия к залпу капитан 3 ранга В. Козловский, старший лейтенант А. Шахрай, мичман А. Герасимов. Хорошую подготовку показали штурманы под руководством капитан-лейтенанта С. Федорова. Удар был точен.”

 

 

“Морской сборник” 1983г., № 9

Да чтобы они сделали без руководящей и направляющей линии секретаря комитета ВЛКСМ В.Валунского

 

История атомного ракетного крейсера Киров

и партийного секретаря А.Вицко?!

История атомного ракетного крейсера Киров

Чего уж там, всякое бывало: и драли – тоже!

История атомного ракетного крейсера Киров

И.ХМЕЛЬНОВ, адмирал

С 1981 по 1984 начальник штаба 120-й бригады ракетных кораблей

…“В 1981 г. мне посчастливилось принять участие в освоении прекрасного корабля – новейшего тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) “КИРОВ” проекта 1144. Этот тип кораблей носил красивое название “ОРЛАН”. Он прибыл в состав надводных ударных сил флота 5 октября 1980г и был включен в состав 120 брк. Командиром бригады был контр-адмирал Д.Воинов.

…Командиры кораблей (А.Ковальчук, С.Лебедев, В.Ярыгин, Е.Мурашов, В.Перегудов, С.Леоненков и др.) прошли хорошую морскую школу службы на эскадре, заложенную Г.Голотой, В.Лапенковым, А.Калининым, В.Зубом, А.Скворцовым, Д.Воиновым и др…Эскадру называли крейсерской школой толковых командиров и дальних походов. В этом отношении ни один из флотов не может быть сравним с Северным…”

Из книги В.Бабича “Наши авианосцы”:

“Когда летом 1983 года ТАКР "Новороссийск" прибыл после перехода вокруг Европы в Североморск, на рейде мы увидели строгий и могучий в своих очертаниях тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" (пр.1144)”

История атомного ракетного крейсера Киров

7 причал.
Рядом – бпк пр.1155
“Вице-адмирал Кулаков”
еще с “головой”
1983г.

История атомного ракетного крейсера Киров

“Вице-адмирал Кулаков” - явно невезучий корабль, начиная от своего имени... Мало того, что он “Топаз” потерял, так и в дальнейшем судьба не благоволила к нему:

Из воспоминаний М.Парталы:

“...Был еще случай: в 1984 году его посадили в Росляково в плавдоке на “неправильные” кильблоки, пропоров корпус. (Т.е., то ли кильблоки были поставлены совсем под другой проект, то ли их просто с бодуна расставили неправильно). У него было плановое докование, и…
Я тогда как раз стоял дежурным по рейду Североморска и хорошо помню первый доклад – Корабль сел на кильблоки, корпус пропорот в нескольких местах, из-за того, что часть корпуса оказалась “на весу” и от возникших перегрузок произошла деформация ряда водонепроницаемых переборок, в результате чего часть тяжелых дверей не закрывается. Первое впечатление – трындец кораблю. Но потом, уже без истерик, и без перегара, прошел более спокойный доклад…
Короче – обошлось…  Дырки заварили. Отделались легким испугом. Но докование, конечно, затянулось...”

А.МИХАЙЛОВСКИЙ:

“…Ну а инициатором соцсоревнования…мы кого-нибудь другого выдвинем. Вот, например, закончатся маневры “Океан-83”, где роль флагманского корабля, с Главнокомандующим на борту, будет принадлежать атомному крейсеру “Киров”. Если все пройдет гладко ( в чем я не сомневаюсь), то представим этот уникальный корабль к награждению вымпелом Министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”: командир крейсера капитан 1 ранга Александр Ковальчук – фигура солидная, среди моряков известная. Вот и поручим ему выступить инициатором социалистического соревнования в Военно-морском флоте”…

История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
История атомного ракетного крейсера Киров
7 ноября 1983г

Конец 3 части

Читать следующую часть

Вернуться к оглавлению