Торжественный подъем Краснознаменного флага на ТАРКР “Киров”.12 апреля 1981 года г. Североморск |
|
Слева направо: 1. Н.Г.Кириченко (командир БЧ-7), слева от него во 2-м ряду – А.Живобрицкий (БЧ-2); |
|
Первый ряд слева: зам ком БЧ-7 по РТВ - Сгибнев А.А., к-р БЧ-7 - Кириченко Н.Г., н-к 5 управления штаба СФ- Новый Б.Г., ФРТС 7ОПЭСК- Коренной А.В., Второй ряд слева ком-р 1 дивизиона БЧ-7 - Габриков Г.Г., ком-р 2 дивизиона БЧ-7 - Питерцев В.В. |
А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ: |
“…Зато командир корабля, мой давний и добрый знакомый Александр Ковальчук (или “ПАПА КАРЛО”, как любовно, но втихаря именуют его офицеры экипажа) на высокое начальство внимания практически не обращает. |
…Он предельно внимательно следит за внешней обстановкой и обстоятельствами плавания, спокоен, организован , по мостику не бегает, лишь расхаживает ,не спеша в просторной ходовой рубке , да обменивается изредка короткими репликами с рулевым , вахтенным офицером и штурманом. …Надежный командир – Александр Сергеевич - ответственный, предусмотрительный, неторопливый. На рожон не полезет, в опасное положение корабль не поставит. Он и экипаж свой воспитывает в том же духе. Плавать у него на борту – одно удовольствие…” |
У АУ АК-100: командир группы ОВиНО И.Г.Хлынин, инженер группы СОИ А.Г.Темченко (1981г) |
Они же в 1998г |
С.Г.Горшков очень любил, когда его встречал другой С.Г. – Ролев, командир ЗРД | |
А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ:“…Много было и других главкомовских загадок в этом походе. Так, он наотрез отказался покидать ходовую рубку и мостик крейсера для того, чтобы спуститься на ГКП, расположенный внутри корпуса, под многослойной конструктивной защитой бортов и палуб… |
|
- Вы что думаете, я не понимаю значение ГКП на таком флагманском корабле, как “КИРОВ”? Ошибаетесь! Это ведь я в свое время заставил Купенского убрать систему управления под надежную защиту, поскольку такая консервная банка, - стукнул пальцем Сергей Георгиевич по подволоку ходовой рубки,- может спасти лишь от ветра и дождя…” |
Бойцы БЧ-7 и мичман Слюсарь М.Д, ст.л-т Коваленко Л.К. и ст.л-т Пономарев Б.П. |
М.Тельнов, А.Гусев, Е.Песоцкий, Н.Шипилов, А.Сгибнев, В.Баянов, В.Колесник, Н.Кириченко, В.Иванов и др. |
ГК ВМФ С.Г.Горшков, |
Дежурный по кораблю – |
04 ноября 1980г в Белом море перед первым пуском ПКР “Гранит” старший помощник М.М.Тельнов вызвал инженера группы РЭБ Б.Пономарева и поставил задачу –находиться в 10-а тамбуре и обеспечить киносъемку этого эпохального события: “Дубля не будет! Кинооператора - тоже”. На резонный вопрос о собственной безопасности, Б.П. получил конгениальный ответ: “Ты же холостой!”. |
А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ: |
…А потом состоялась стрельба крылатыми ракетами по мишенным позициям. ..В заключение обозначил ракетный удар пуском одного “Гранита” и сам “КИРОВ”. |
Справа налево: В.С.Чумаков (ст. ком помех), матросы Г.Стрешна, ?, Максимов, И.Таран |
Наш ВИНТОКРЫЛ – А.С.Новицкий. |
Что это: закономерность, стечение обстоятельств ? ..Спасая других, себя крейсер спасти не смог.. |
Сан Саныч Сгибнев, он же Батя (так его звали моряки БЧ-7) |
А.П.МИХАЙЛОВСКИЙ: |
|
“…Выступая на Военном совете КСФ в марте 1983г. я…посчитал правильным упомянуть некоторых известных североморцев, в свое время принимавших активное участие в освоении боевого применения различных образцов противокорабельных крылатых ракет. |
|
Командир 7 оперативной эскадры КСФ Конец 1950-х гг – старпом, командир ЭМ пр.30-бис
1965 - 1967 гг – начальник штаба 170 брэм 1973 – 1975гг – комбриг 170 брпк1975 – 1982гг – командир 7 оперативной (Атлантической ) эскадры Северного флота 1982 - - первый заместитель начальника УБП ВМФ, начальник УБП ВМФ. |
Тоже Военный Совет. Только – малый |
И.М.КАПИТАНЕЦ: |
“...Особо хочу отметить начальника штаба капитана 2 ранга В.Зуба, который много сил вложил в становление 170-й брэм и в подготовку ее как тактического соединения. Опытный моряк, он оказывал помощь в подготовке командиров кораблей и обустройстве кабинетов по специальности для бригады.” |
http://www.sem40.ru/warandpeace/military/action/3968/index.shtml |
“С высоты командирского мостика” |
“Большой противолодочный корабль “Адмирал Юмашев”, которым командует Петр Павлович Хоменко, неизменно ходит в числе передовых. Характерная черта – многим поначалу показалось, что он уж чересчур “закручивает гайки”. А ведь это – вовсе не его метод. Он никогда не повышает голоса, никогда не спешит наказывать подчиненных... |
Летопись7 Оперативной эскадрыСеверного флота |
Дата |
Событие |
Состав |
Примечания |
12.08.1944г. |
Создание эскадры НК СФ |
1.ЛК “Архангельск” |
Английской постройки -"- |
01.07.1949г. |
Расформирование эскадры. |
||
22.12.1950г | Из бригады создается 20 дивизия НК |
3 бригады: |
|
25.12.1952г. |
На базе дивизии создается 6 эскадра СФ |
- КР “Чапаев” - КР “Железняков” - 120 бэм(30-бис) -121 бэм (30-бис) -122 бэм (пр.7и “Новик”)) |
|
15.08.1953г. |
Переименована в Эскадру СФ. |
-172 бэм (пр.7 и “Новики” |
|
1955г. |
Приход на СФ КР “Мурманск” |
||
Сформирован 272 ОДнСКР
|
Скр пр.42 |
||
05.05.1956г. |
Переформирование эскадры |
-23 ДиОВР (на базе 6 БрСКР) |
|
1957г.
|
Сформирована 176 бригада кораблей резерва и консервации (гб Сайда)- бркрк |
-КР “Мурманск” -ЭМ пр.30-бис (5ед.) -СКР пр.42 (ед.) |
|
1958г |
170 ОДнЭМ переформирован в 170 ОБЭМ |
||
1959г. |
В состав 176 бркрк вошла 10 БрСКР |
-пр.50 |
|
5 ДиКр расформирована |
-КР “А.Ушаков” и “Чапаев” |
Прямое подчинение штабу Эскадры |
|
1960г. |
Сформирован 428 ДнСКР резерва |
В составе 176 бркрк |
|
01.04.1961г. |
Эскадра расформировывается . |
||
Создается 2 дивизия противолодочныхкораблей |
-КР “ А.Ушаков”, “Железняков” -176 бркрк -120 и 121 бэм |
||
1962г. |
Сформирована 6 ДиКР |
-КР “А.Ушаков”, “А.Невский” |
|
Сформирована 120 брк |
На базе 120 бэм |
||
176 бркрк передается в 120 брк |
|||
Сформирована 130 брплк |
- СКР пр. 59 |
||
1966г. |
Состав 6 ДиРК |
-120 брк |
|
Состав 2 ДиПЛК |
-170 бэм |
бывшая 121 бэм |
|
1967г. |
Состав 2 ДиПЛК |
-23 ДиКОВР |
бывшая 130 брплк |
01.02.68г. |
Сформирована 7 Оперативная Эскадра КСФ |
-КР “Мурманск”, “Октябрьская революция” -170 бэм |
“ОР” переведена с ДКБФ |
1971г. |
6 ДиРК расформирована |
||
В состав 7 ОпЭск вводится 120 брк |
|||
1972г. |
В состав 7 ОпЭск вводится 10 брплк |
-СКР пр.1135 |
|
В состав 7 ОпЭск вводится 130 брплк |
Переведена из 23 ДиКОВР |
||
1978г. |
Сформирована 56 бэм |
-ЭМ пр.56, 57а |
|
1982г. |
Сформирована Кольская флотилия |
- 2ДиПЛК |
|
1991г. |
Состав 7 ОпЭск |
- 43 ДиРК |
Из 120 бррк |
1993г. |
Расформирование 44 ДиПЛК |
||
1994г. |
В состав 7 ОпЭск включена 121 брдк |
Из состава 37 ДиМДС |
|
1998г. |
Расформирование 56 брэм |
||
Расформирование 10 и 130 брплк |
Из состава Кольской флотилии |
||
2001г. |
В состав 7 ОпЭск включена 2 ДиПЛК |
||
В состав КолФлРС включена 121 брдк |
Из состава 7 ОпЭск |
||
2005г., 1 декабря |
Расформирована на основании Директивы МО РФ №019 от 14.05.2005г., Директивы НГШ ВМФ №730/1/05/10 от 11.07.2005г. и приказа Командующего СФ №0255 от 04.08.2005г. |
Класс |
Проект |
Наименование |
Дата |
Дата |
Причина |
Примечания |
Эскадренные
|
30-бис |
“Отчаянный” |
9.10.52г |
|
|
Переформирования соединений надводных кораблей : - 25.01.52г - 25.03.53г - 15.08.53г - 04.04.55г - 05.05.56г - 05.06.59г - 01.04.61г -09.02.62г |
“Отзывчивый” |
05.12.52г |
|
122 бэм |
|||
“Охраняющий” |
1951г |
|
|
|||
“Отрадный” |
27.07.51г |
18.07.57г |
176 бррк |
|||
“Оберегающий” |
1951г |
18.07.57г |
176 бррк |
|||
“Осторожный” |
1951г |
|
|
|||
“Окрыленный” |
05.02.52г |
01.04.59г |
176 бррк |
|||
“Озаренный” |
18.07.51г |
30.07.66г |
170 бэм |
|||
“Осторожный” |
05.05.56 |
07.03.61г |
121бэм |
|||
“Оживленный” |
11.02.52 |
30.07.66г |
170 бэм |
|||
“Отражающий” |
05.05.56 |
|
|
|||
“Сталин” |
|
15.05.51г |
122 бэм |
Пр.7У |
||
Эскадренные
|
56 |
“Скромный” |
12.09.56 |
1968г |
170бэм |
|
“Бывалый” |
25.05.59г |
23.09.65г |
170 бэм |
|
||
“Несокрушимый” |
13.09.57г |
19.05.67г |
170 бэм |
|
||
“Московский Комсомолец” |
02.10.56г |
1968г |
170 бэм |
До 30.10.58г. - “Смышленый” | ||
Большие ракетные корабли |
57-бис |
“Гремящий” |
20.10.60г |
15.01.71г |
170 бэм |
после модернизации в 60-х –70-х гг – большие противолодочные корабли пр.57-а |
“Жгучий” |
07.03.61г |
Январь 1969г. |
2 дипк |
|||
“Дерзкий” |
|
|||||
“Бойкий” |
|
|||||
Большие противолодочные корабли |
61 |
“Сообразительный” (61) |
06.08.82г |
|
|
Переведен с КЧФ. Гвардейский. 61 |
“Огневой” (61МП) |
До 1970г. |
|
|
С 13.09. 77г по 01.02.80г в соответствии с указанием ГШ ВМФ БПК пр. 61МП – большие ракетные корабли. БПК “Огневой” и “Стройный” в 74-77 гг |
||
“Смышленый”(61М) | До 1970г. |
|
|
|||
“Стройный” (61МП) |
До 1970г. |
|||||
Большие противолодочные корабли |
1134 |
“Адмирал Зозуля” |
18.01.68г |
С 13 сентября 77г. БПК пр. 1134 – ракетные крейсера |
||
“Владивосток” |
Январь 1969 |
18.03.69г |
ТОФ |
|||
“Вице-адмирал Дрозд” |
05.05.69г. |
|||||
“Севастополь” |
1969г |
24.12.80г |
ТОФ |
|||
Большие противолодочные корабли |
1134-а |
“Кронштадт” |
1970г |
12.02.82г |
170 брпк |
|
“Маршал Тимошенко” |
26.12.75г |
26.12.77г |
170 брпк |
|||
“Адмирал Макаров” |
26.12.77г |
12.02.82г |
170 брпк |
|||
“Адмирал Исаков” |
12.02.82г |
170 брпк |
||||
Крейсер |
68-бис |
“Мурманск” |
26.12.77г |
10.10.86г |
37 дмдс |
|
Ракетный крейсер |
1164 |
“Маршал Устинов” |
17.03.87г |
Заложен как “Адмирал флота Лобов” |
||
Тяжелый атомный ракетный крейсер |
1144 |
“Киров” |
05.10.80г. |
Краснознаменный |
||
“Фрунзе” |
1984г |
ТОФ |
На период гос. испытаний | |||
“Калинин” |
28.12.88г |
Первоисточники:
Дивизион УРО в раздумьях: а куда бы “рогатым” податься?!... |
|
Б.Нашутинский |
В.Саунин |
30 декабря 1980года был подписан Государственный акт о приеме корабля от промышленности и вводе крейсера в состав сил постоянной готовности 120 бригады ракетных кораблей 7 Оперативной эскадры Краснознаменного Северного флота.
ТЕЛЬНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ 1968-71гг – ком. группы упр. огнем ГК Краснознаменного крейсера “Киров” 1971-73гг - командир БЧ-2 ЭМ пр. 30-бис “Острый” 1973-75гг – старший помощник ЭМ “Острый” 1975-76гг – ВОЛСОК 1976-77гг – командир ЭМ пр.30-бис “Отрывистый” 1977 – 82гг - старший помощник Краснознаменного атомного крейсера “Киров” 1982-85гг – слушатель ВМА им. Гречко 1985 – 94гг – преподаватель ВМА им. Гречко 1994г – капитан 1 ранга в отставке |
|
Справа налево: командир корабля, старший помощник М.М.Тельнов, помощник командира А.С.Зюбрицкий и ответственный сдатчик корабля Б.Харламов на подъеме флага. Сзади – группа военпредов. 1980г |
Эскадренный миноносец пр. 30-бис "Отрывистый" |
М.М.Тельнов – второй ряд, первый справа. |
В течении всех 80-х гг наш крейсер оставался самым посещаемым среди кораблей 7 ОпЭск. Считалось признаком хорошего тона – отметиться на “Кирове”. Но никто не думал о том, что стоило экипажу такие посещения… Из наших бойцов 80-х гг. получилась отличная рота почетного караула! |
|||
Первые экскурсии проводил лично командир. |
|||
Б. Пастухова, первого секретаря ЦК ВЛКСМ, встречают вахтенный офицер – оператор ОсНаз И.С.Федоров и нештатный фотограф мичман В.Лисавенко. |
Крайняя слева – В.И.Матвиенко. Та самая. 1981г |
||
Было и такое...
Летом 1981г. группа перепившихся “годков” дивизиона Р и РЭБ отобрала пистолет у дежурного по кораблю.
Дело закончилось печально: офицера сняли с должности, назначали с понижением на другой корабль.
Бойцам дали в общей сложности 15 лет на троих.
Выездное заседание суда.
|
В.Жуков - командир стартовой батареи "Метели"(БЧ-3) |
||
Комментарии к фотографии о залпе “Метели” |
|||
Эту стрельбу “Метелью” я хорошо помню. Но вот год ? Скоре всего, 1983 или 84. А может, и 82, но маловероятно… |
|||
Хотя, возможно, был и Ю.Гриппов. Стреляли на левый траверз. Когда все, что должно было - улетело и все, что надо, отделилось, наступила расслабуха. Но тут я, перейдя на правый сигнальный (чтобы не мешаться под ногами), заметил, что на правом борту что-то дымится. Подошел к визиру, и :стало понятно, что… правого трапа - с ракетной палубы на полубак - нет! Совсем нет!!!. Он оказался как раз на обратной директриссе стрельбы, и был снесен за борт реактивной струей стартовиков. Остались только концовики поручней, которые крепились к палубе полубака.Сдуло” также ящик на срезе полубака, закрывавший какие-то электровыключатели (по-моему, от правой вьюшечной) |
|||
“. |
Все это дело тогда тоже отсняли и зафиксировали. Все негативы сдали С.Смирницкому. Так что, возможно, у него есть фотографии и улетевшего трапа. А торпеду потом долго искали, почти до сумерек. Дело в том, что рядом крутилась “Маруська”, нужно было обязательно найти эту “дуру” и забрать. А.С.Ковальчук пообещал 10 суток отпуска за обнаружение РТ. Заработал кто-то из сигнальщиков.Вот такая история. С приветом, (Сняли все на 5+ сам видишь). |
||
Михаил Партала. |
Сергей Смирницкий |
“Примерно так...…А в целом все было очень пикантно: "Метлу" направили задней крышкой как раз в наш загрузочный люк (который заодно выполняет роль аварийного сброса давления, и потому очень легко срезается с креплений) и шарахнули в него струей стартовика. Естественно, он улетел туда же, куда незадолго до этого летал баковый трап, а под ним как раз датчик противопожарной сигнализации... Но мы потом румынам отомстили. Леон Кириллыч Коваленко взялся как-то на моем погребе проверять срабатывание системы орошения. |
|
Как положено, всю воду везде перекрыли, вместо пиропатрона вставили лампочку, проинструктировали дозорных как и что делать... По команде дозорный жмет кнопку, Коваленко смотрит - лампочка НЕ ГОРИТ! Через минуту оказалось, что система-то в порядке, просто нажали не ту кнопку, и в данный момент вода исправно фонтанирует в соседний "Метелевский" погреб. С тех пор "Карат" проверять перестали...” И.Федоренко |
|
Лучшие люди минно-торпедной боевой части во главе с товарищем Жуковым В.В. 1983г. |
Может, так совпало, а может, - так и было задумано (аналогично ТАВКР “Киев”, ул. Саши Ковалева,5), но с 1981г. дом по ул.Адмирала Сизова,3 стал называться “кировским”: 90% квартир в доме дали нашим офицерам и мичманам
Фото 2006г. (автор – А. Романько)
Улица Адмирала Сизова
Названа 25 мая 1980 г. в часть Фёдора Яковлевича Сизова (1911-1977),который в 1961-1973гг. был начальником политуправления Северного флота.
Б.Пономарев и |
Свидетель на свадьбе И.Г. Хлынина - инженер ЭНГ БЧ-1 М.Бродский |
Офицеры БЧ-1 С.Федоров и А.Бычков повествуют офицерам БЧ-7 И. Хлынину и А. Обрезкову, как они утопили БН “Полином”… |
М.Бродский |
“…Кандалакшкский залив. Утюжили его с юго-востока на северо-запад и обратно. Пришел я на вахту. Это была ночь, "собака". Толик Бычков сидел в выгородке у приемоиндикаторов и что-то колдовал у “Шлюза” (космическая навигационная система). Наверное, хотел сдать место красиво - с обсервацией. Вахту не сдает, хотя время мое уже подходит. Я на карту, конечно, глянул. Идем на северо-запад к Кандалакше. Но там до берега и до опасной изобаты (20 м) еще как далеко. Жду, когда он сдаст вахту. А о том, что “Тело“ за кормой и на какой оно глубине - я еще не знаю. Толик выскакивает, взглянул на карту - "Ой, так ведь уже пора поворот давать!". Дает команду на ГКП - на разворот. Сразу после разворота "Шлюз" застрекотал своим ленточным "принтером" - как раз точное место получилось. Толик всё оформил в навигационном журнале, подписал. Я вахту принял, и тут узнал, что "Тело" болтается на глубине (не помню, метров 100, что ли). Ну и всё вроде бы. Шлёпаем на юго-восток (на глубину). Зачем-то ходил на ходовой мостик, не помню. Там выносной индикатор ГАК "Полином" какие-то непривычные звуки издает. Я еще удивился - всякое слышал от него..То Бяу - бяу, ШШШ - ФФФ и т.п. А то наоборот - Шшшш-Шшш, потом ФФФ -ФФФ - не передать. А тут что -то типа Чвяк-чвяк, Бяу-бяю и Шшш-Шшш... | |
Мне этот Чвяк-чвяк сразу не понравился (как Винни-пуху: "это ЖЖЖ - не спроста!") Но я знаю, что в Полиноме режимов - несколько, каждый звучит по - своему, а в ЦП "Полинома" сидят спецы, которые - лучшие люди корабля, - знают, что ЖЖЖ -это пчелы или что-то ещё...Еще пару раз туда ходил. На ГКП -никакого волнения. "Чвяк-чвяк" становился всё явственнее. Как будто у ботинка подошва оторвалась - и хлюпает. Т.е. я хочу сказать, что не было такого, что на развороте раздался "Бум!" и оно оторвалось. Отнюдь. Оно еще довольно долго почвякало. А потом его стали поднимать - а оно не поднялось... чего - то ради оно оторвалось... Еще через некоторое время в штурманскую рубку пришел какой-то гражданский "Полиномщик" в пиджаке и очках.И стал смотреть на карту с прокладкой и задавать вопросы - насчет этого поворота: не могли ли мы “Тело” об дно ударить??!! Назревал скандал. Появился Ф-1 (не помню - то ли Эскадры, то ли Флота, оба были на борту) - и научно доказал, что тело на развороте прошло примерно в 1-2 кбт (185- 370 метров) от той изобаты, на какой глубине было тело. Вроде бы и все. А за Толиком Бычковым всё равно закрепилась репутация убийцы несчастного "Тела". Честно говоря, думаю что вероятно - зацепили. Был ли Толик виноват? Не знаю. Погрешность у "Шлюза", (точно не помню) метров 70-100. Но это среднеквадратическая, с вероятностью 33%. Предельная (с вероятностью 95%) - в 3,15 раза больше, т.е. метров 320. А с вероятностью 99% - еще больше, не меньше 500 м. А с вероятностью 100% в море не бывает - место корабля - не точка, и даже не круг, а эллипс. Направление и длину осей считать надо бы - но змучаешься, нереально. С какой точностью на карту глубины нанесены и когда там последние промеры были? Короче говоря, если бы Толик не завозился и дал поворот на пару минут раньше - вопросов бы не было. А так -есть. Но, с другой стороны, и у штурманов есть два встречных вопроса:
|
Из «исторических очерков капитана 1-го ранга В. К. Печатникова» по Государственным испытаниям ЗРК «Форт»:
Первые атомные тяжёлые ракетные.
Самой сложной составной частью вооружения новых ТАРКР были ЗРК С-300Ф «Форт». Адмирал Бондаренко, заявил, что отныне корабль и его команда будет работать как в бою. В последующем никто, кроме адмирала и командира корабля, не знал с какого направления и какая мишень будет запущена. Просто игралась боевая тревога и решалась простая задача – сбивать всё, что появлялось в воздухе. После некоторой суеты на первых стрельбах у личного состава появилась уверенность, и именно предложенный адмиралом режим привёл к тому, что практически весь объём стрельб на завершающем этапе испытаний был выполнен за 12 дней… 25 августа 1983 года, уже выполнив последнюю стрельбу по программе испытаний, корабль возвращался в Североморск. Адмирал Бондаренко сыграл боевую тревогу, личный состав разбежался по боевым постам. Оказалось, что Зам. Главкома по боевой подготовке решил из своего резерва дать ещё одну мишень РМ-15М. Катер стрелял из-под берега Кольского полуострова, а в море, по которому шёл корабль, было не менее 5 баллов. Я был на ходовом мостике, и мне стало не по себе, когда открылись крышки люков пусковой установки, а волна в это время накрыла огневую палубу. Выход ракеты прошёл без замечаний, а дальше всё прошло в обычном режиме. Люди ворчали: «ну кого ещё надо сбить?» Больше стрельб не было. Как бы то ни было, проект всех документов был отправлен Министру обороны Маршалу Советского Союза Устинову Д. Ф. для представления руководству страны. А он не поверил успешному завершению испытаний и приказал всю программу боевых стрельб повторить. Приказ министра оспаривать никто не стал, но повторили только отражение атаки шести мишеней РМ-6. Устинов Д. Ф. не поверил успешным результатам и приказал перевести на СФ уже вступивший в строй РКР «Слава» (проект 1164) и провести ряд совместных стрельб. В итоге на все дополнительные стрельбы было израсходовано 96 ракет. Наблюдатели от всех контрольных органов тщательно следили, чтобы работал только личный состав. Результат каждой стрельбы докладывался лично Министру обороны, остальные министры с замиранием сердца следили за событиями на севере. Наш отдел на эти стрельбы не поехал, УРАВ ВМФ представлял отдел боевой подготовки. Все стрельбы дали 100 % успешности. Только получив столь блестящие результаты, министр документы подписал и представил их по инстанции.
Слева направо: И.Федоров, В.Подповетный (зам. ком БЧ-5 по п/части), Н.Курган, В.Курилов |
Тот самый В. Полозский... |
Главный боцман Михаил Николаевич Крашенинников. Пришел к нам с КР “Александр Невский” |
Мичман |
Постановка в ПД-50 |
Слева: В.Чумаков (старшина команды помех), |
Как интересно получилось: А.Романько (КГ ОсНаз) вывел на палубу хирурга И.Воропанова, чтоб тому показать вероятного противника, ЭМ УРО “NEWCASTLE” , а через некоторое время Игорь уедет жить в Канаду…Что бы было с будущим начальником разведки 7 ОпЭск в году, эдак, в 1937? |
В 80-81гг швартовщикам 4 шкафутовой швартовой команды (командир – КГ РЭБ С.Д.Ралль), дивизион РиРЭБ,было чем занять свободное время |
Будущий “журналист” одной из московских газет в Японии – |
Старшины РЭБ: В.Карвасарный, И.Мунтян, В.Ездаков |
Первый командир группы (1977 – 1979гг) РТП и П (с 1979г – гр. РЭБ),командир дивизиона разведки и РЭБ (1979 – 1981гг) Суворов Юрий Михайлович |
…бытует легенда, что после окончания испытаний головного корабля серии тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 типа "Киров" в адмиральском салоне состоялся нелицеприятный разговор между тогдашним главнокомандующим ВМФ Горшковым и конструктором головного ракетного комплекса Челомеем. Челомей тогда с нескрываемым ехидством поинтересовался у адмирала, не слишком ли дорогую "игрушку" заказал флот. Горшкова, отличавшегося взрывным характером, этот вопрос вывел из себя - впервые кто-то осмелился критиковать его идею строительства в СССР океанского атомного флота. Но в те годы если и жалели деньги, то только те, что следовало истратить на "человеческий фактор". И в серию пошло еще два крейсера, четвертый построила уже Россия.
ГК ВМФ, командир эскадры и командир. |
Боевая часть управления на марше в… |
|
“Океан”, котрый теперь в прямом и переносном смысле теперь закрыт для флота. Мы ТАКОГО не позволяли… |
Теперь тут вот такое безобразие. |
|
"Океан". Слева направо: |
Ресторан “Чайка”. Он же – “Птица”. |
|
Ком.группы ДУ – В.П.Курилов |
В наследство от артиллерийского крейсера нам достался не только Краснознаменный флаг, но и шефы: Казахстан. |
Мичмана Мордовин Н.В. (слева) и Шкаликов С.В. |
Командир 120 бригады ракетных кораблей капитан 1 ранга Г.И.Власов ставит задачу на предстоящие учения" (1983г.).
Из воспоминаний флагманского минера 120 бррк Хохлова Я.В. (полностью здесь)
120 БРК, 1 половина 1983 года.
В начале 1983 года я, отучившись на 2-месячных курсах на ВСОК ВМФ, был назначен ВрИО флагманского минера на 120 бригаду ракетных кораблей. ..Сравнивая с моей родной 170 бригадой, должен отметить, что многие элементы управления бригадой на 120 бррк были отработаны лучше. Например, у дежурного по бригаде была «шкатулка» с контрольными листами, выполненными на пластике. Контрольные листы были на все случаи жизни, от объявления тревоги до перешвартовки или поиска сбежавшего матроса – ничего думать не надо, только время исполнения проставляй! Практически все «флажки» перехаживали звание, поэтому служили не напрягаясь. Начштаба Хмельнов И.Н. попытался привести подчиненных в меридиан, но не очень-то получалось. Тогда он лично разработал контрольный лист (размером с половину переборки в его каюте), где были учтены все доклады, донесения, долги и т.п. всего штаба, кто и когда из флагманских специалистов должен был их представлять. Тяжелая жизнь штаба продолжалась недолго: И.Хмельнов ушел в море на каком-то корабле, а в это время контрольный лист из его каюты исчез. Это при том, что ключ от каюты он никому не давал. Расследование ничего не дало.
Штаб бригады тогда почему-то размещался не на крейсере «Киров» (штаб эскадры был на ПБПЛ «Тобол»), а на одном из кораблей пр. 61МП или на «Зозуле». Крейсер «Адмирал Зозуля» был своеобразным кораблем, но это исходило от командира Кривенко. Однажды пошли на нем на какое-то боевое упражнение. Обычно, пока корабль шел по заливу, комбриг был на ходовом, с ним и некоторые незанятые «флажки». И я тоже, привыкший к этому, выбрался на ходовой. А на нем, кроме командира и вахты – никого. Стояла какая-то не деловая, а гнетущая тишина. Вахтенный офицер забился в свой угол у «Каштана» и боялся расстаться с микрофоном, чтобы, не дай бог, не опоздать отрепетовать вовремя команду командира. Еще не вникнув в обстановку, я хотел заговорить о чем-то с командиром, но тут к нему подошел штурман, капитан-лейтенант: «Товарищ командир, разрешите доложить результаты определения в узкости». Командир обвел суровым взглядом штурмана и вдруг заревел: «РУКИ!» Штурман аж присел и голосом мокрых штанов переспросил: «Что, товарищ командир?» «Как вы держите РУКИ?» После этого из рук штурмана выхватывается навигационный журнал и летит на палубу. Я тихо испарился из ходовой рубки и больше в нее не поднимался.
Комбриг Г.И. Власов, награжденный орденом Красной Звезды, был одним из самых грамотных командиров. Однако стиль руководства имел своеобразный. В это время он только что купил автомобиль, новую «шестерку», поэтому в кулуарах все разговоры его были только о машине. В базе штабом в основном занимался НШ, комбриг вмешивался мало, в основном общался с командирами кораблей. Однажды на утреннюю «пятиминутку» на 5 минут опоздал флагштурман. Г.Власов спросил, почему тот опоздал. Штурман доложил, что у жены был приступ, вызвал «скорую» и ждал ее приезда. Власов: «Вам выговор. Если дозвонились до «скорой», то могли бы и на бригаду дозвониться, предупредить». Еще через 30 минут, к концу ориентирования, прибыл флагсвязист. На аналогичный вопрос о причинах опоздания тот ответил: «Да понимаете, товарищ комбриг, выезжая из гаража, камень не заметил, помял номерной знак. Вот выправлял, чтобы ГАИ не прицепилась». За это опоздание ему ничего не было – «Ну-ну, машина, святое дело». В море Г.Власов преображался. Прямо с выходом из Кольского у кораблей начиналась «веселая жизнь». Тревоги шли одна за другой, так как Геннадий Иванович не любил в море зря терять время. Требовал осмотреть район, если помех не было, пускал сигнальную ракету и начинал проверку дежурных арткомплексов стрельбой. На доклад, что до полигона еще час ходу и стрельбы нет в плане, посылал подальше: «У гражданских никаких полигонов нет, плавают, где хотят. Раз стрельба безопасна, я беру ответственность на себя». ..
Корабль комплексного снабжения 1 ранга проекта 1833 - “Березина”
Заложен 18.08.1972 года На счету - 9 боевых служб, пройдено около 95000 миль 2002 год – продан... |
|
Отработка передачи топлива с ККС “Березина”, 1982г |
Справа налево: А.Гусев (ДСО) , Б.Нашутинский (УРО), А.Никошин (ДСО) и С.Путря (ДД). |
А.Бычков (БЧ-1), А.Никошин и еще один выпускник АСА 1987г. – Г.Трифонько |
О.Столяренко (БЧ-7), |
“...Добрая слава идет на корабле о моряках минно-торпедной боевой части, которой командует капитан-лейтенант В. Рымарь. Слаженные действия моряков на тактическом учении получили высокую оценку руководителя учения. НА СНИМКЕ: капитан-лейтенант В.Рымарь с матросом Б.Медведевым уточняют элементы движения цели.” Красная звезда. 1982г. |
ПО МАНДАТУ ОТВЕТСТВЕННОСТИI. КРУПИЦА ОПЫТАВ пятом часу утра акустики подбросили на ходовой мостик “бомбу”: есть эхоконтакт. Предположительно — с подводной лодкой. |
|||
|
|||
Но тут опять все опрокидывается и поворачивается, как в волшебном колесе. Корабль охранения, который никак не могли поделить между собой акустики и радиометристы, по приказанию флагмана резко меняет курс и скорость. И тут-то подводная лодка, прятавшаяся под ним и подыгрывавшая за противника, оказывается как на ладони — ее тактический плащ -невидимка потерян. И все убеждаются, что акустики молодцы, что вахтенный штурман старший лейтенант Федоров тоже молодец. И начинается обычная работа с лодкой, вплоть до атаки. Федоров работает, как всегда, собранно и четко. И благословляет темноту в рубке, за которой не видно румянца на его щеках. На самом деле все не так уж страшно. Более того, за истекшие сутки Федоров прибавил к своей штурманской выучке то, что ни у кого невозможно одолжить. Это — драгоценные крупицы опыта. |
II. ПАРИ |
Солнце на минуту залило океан каким-то жестяным, предзимним светом. В дымке за кормой “Кирова” обрисовался корабль слежения. Это был один из очередных фрегатов или эсминцев НАТО — на крейсере их не без иронии окрестили “адъютантами”— “Газотурбинный, — присмотревшись, сказал Сергей Шупиков Станиславу Путре” |
||
Друзья прогуливались на вертолетной палубе, коротая время перед вахтой. Дружба их по меркам молодости длится с незапамятных времен. Одним приказом Путря и Шупиков были зачислены в высшее военно-морское инженерное училище, потом одним же приказом были зачислены в штат “Кирова”, вместе получили очередное звание капитан-лейтенант-инженер. “Как ты считаешь, удержится за нами этот “адъютант” хотя бы сутки?” “А сколько продержался предыдущий?” “От буя до буя,— говорит Шупиков.—Пока шли малым ходом через узкость.” “Тот староват был, а этот сутки должен продержаться.” “Пари, что не удержится ?” |
|||
“Уж обязательно и пари...С какой стати мне ручаться за их машину и за погоду? Я просто говорю — наверное, могут.” |
|||
С командиром - одни из первых:
|
III КОМАНДИРСКИЙ ПРИЦЕЛ |
|
Требовалось: в указанный час занять известную точку, чтобы подсаженная на борт “Кирова” киногруппа могла заснять полет крылатой ракеты-мишени и ее разрушение при взрыве. “Кирову”, стало быть, отводилась роль транспортной платформы. Тем не менее накануне выхода в море командир крейсера капитан 1 ранга А.Ковальчук собрал офицеров на инструктаж, словно перед зачетным упражнением. |
|
Вопросы были к Никошину — командиру артиллерийской батареи. После инструктажа насели комендоры и операторы: “Будем стрелять, товарищ старший лейтенант, или так?..” “Будем, — уверенно сообщил Никошин. — Если только не отменят.” Оговорку он сделал для очистки совести и — почти не слышно. С Никошиным еще не бывало такого, чтобы перспектива пострелять ему не улыбалась. И на стрельбах он всегда считал, что две цели лучше, чем одна, а три лучше двух. |
|
“В командиры пойдете, Никошин?” |
|
На всех экранах — не только перед Никошиным — чушка металла продолжала лететь, преодолевая за каждую секунду по нескольку сот метров. Бомба, но бомба в горизонтальном полете по непредсказуемой и потому опасной траектории. |
|
Они не спеша смещались от края к центру радиолокационного экрана, где в обманчивой неподвижности висела электронная отметка от ракеты-мишени. |
|
Красная звезда от 05 ноября 1982г |
“На завершающем этапе учебного года возросшее мастерство продемонстрировали моряки зенитно-ракетное батареи, которой командует специалист 2 класса старший лейтенант Г.Гуртовой. Итоговую стрельбу зенитчики выполнили с оценкой “отлично”.Высоких показателей в боевой учебе личный состав подразделения добивается благодаря хорошо организованному учебному процессу.” |
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07 февраля 1985 года №1849-ХI Геннадий Иванович награжден медалью "За трудовую доблесть" |
ЧЛЕН ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС, МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д. Ф. УСТИНОВ ПОСЕТИЛ КОРАБЛИ СЕВЕРНОГО ФЛОТА 12 марта 1983 г. Он беседовал с военными моряками, интересовался их успехами, условиями жизни и быта. Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов побывал на крейсере “Киров” и выступил перед личным составом корабля. От имени экипажа командир корабля капитан 1 ранга А. Ковальчук и старший матрос В. Громин заверили ленинский Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Советское правительство, что моряки-североморцы будут и впредь достойно выполнять свой священный долг по защите социалистического Отечества. |
|
Состоялось общее собрание личного состава, на котором были обсуждены задачи, вытекающие из требований Министра обороны по дальнейшему повышению боевой готовности. Воины уверенно завершают зимний период обучения. На отлично и хорошо выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы. В настоящее время более половины военнослужащих — отличники боевой и политической подготовки. Сплоченный экипаж с честью продолжает героические традиции легендарного предшественника — артиллерийского крейсера “Киров”. | |
“Морской сборник” 1983г., № 6 |
Именно в ходе посещения Д.Ф.Устиновым крейсера вышло Постановление Совета Министров СССР от 12 марта 1983 г. о принятии комплекса «Гранит» на вооружение ВМФ. Официально «Киров» стали ракетным крейсером юридически. Препятствий для выполнения задач боевой службы больше не существовало. Этого момента мы все ждали с 30 декабря 1980г. Оставался лишь вопрос: КОГДА??? |
20 мая 1983г. по итогам БП за 1982г. “КИРОВ” награжден переходящим знаменем Военного Совета СФ |
Поздравление экипажа крейсера “Киров” с 50-летием Северного флота |
Фото из книги А.П.Михайловского "Океанский паритет" |
(Из книги А.Михайловского “Цена успеха”) |
“...Североморцы пришли к 50-летию родного флота в напряженном боевом ритме учебы, социалистического соревнования за передовой флот, передовое соединение в Военно-морском флоте, за дальнейший рост числа отличных кораблей и частей, подразделений и боевых смен. Тон в соревновании задает личный состав передовых подразделений, кораблей и частей, которые возглавляют инициативные, знающие дело командиры и политработники, такие как ...капитан 1 ранга А.Ковальчук....” “Морской сборник” 1983г., № 6 |
Мичмана Прудников (ХСл), Терентьев (БЧ-7), Боярчук (БЧ-2), Поляков (БЧ-1) |
Слева направо: А.Бычков (БЧ-1), В.Тубальцев (БЧ-2), В.Титаренко (БЧ-2), А.Патрусов (БЧ-2), А.Рубец (БЧ-4) и Н.Колесниченко (БЧ-2) |
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:“... Во время учений “Магистраль-83” Зам. нач. Генерального штаба генерал-полковник И.Николаев вышел в море на атомном ракетном крейсере “Киров”, но удовольствия, видимо, не получил, поскольку даже такой тяжелый корабль в море все равно покачивает, а человеку, не привыкшему к качке, трудно уяснить что-либо…” |
|
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:“…В ходе учения…две смешанные корабельные ударные группы, одна из которых в составе ТАРКР “Киров” и ПЛАРК пр. 949 “К-525”, а вторая, включавшая ЭМ “Современный” и ПЛАРК пр.670М “К-506”, выполнили совместную ракетную стрельбу с применением 4-х крылатых ракет “Гранит”, 2-х КР Москит” и 2-х КР “Малахит”. Головная ПЛАРК пр.949 – “К-525” |
|
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:… “Заключительный этап учения “Океан-83” ГК ВМФ С.Горшков провел на борту крейсера “Киров”, выйдя со мной в море, чтобы лицезреть попытки разгрома “противником” конвоя в Баренцевом море и оценит усилия флота по его прикрытию и обороне. Как я и ожидал, Главком слетал на авианесущий крейсер “Новороссийск”, где заслушал командира о ходе подготовки к переходу на Тихоокеанский флот |
|
“ОТЛИЧНУЮ ОГНЕВУЮ ПОДГОТОВКУ И ТАКТИЧЕСКУЮ ЗРЕЛОСТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ экипаж крейсера “Киров”. Высокая натренированность корабельного боевого расчета, безотказная работа техники, возросшее мастерство личного состава помогли командиру принять правильное решение на атаку. Четко выполняли свои обязанности, своевременно обеспечивали качественную подготовку оружия к залпу капитан 3 ранга В. Козловский, старший лейтенант А. Шахрай, мичман А. Герасимов. Хорошую подготовку показали штурманы под руководством капитан-лейтенанта С. Федорова. Удар был точен.”
“Морской сборник” 1983г., № 9 |
Да чтобы они сделали без руководящей и направляющей линии секретаря комитета ВЛКСМ В.Валунского |
|
и партийного секретаря А.Вицко?! |
|
Чего уж там, всякое бывало: и драли – тоже! |
…“В 1981 г. мне посчастливилось принять участие в освоении прекрасного корабля – новейшего тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) “КИРОВ” проекта 1144. Этот тип кораблей носил красивое название “ОРЛАН”. Он прибыл в состав надводных ударных сил флота 5 октября 1980г и был включен в состав 120 брк. Командиром бригады был контр-адмирал Д.Воинов.
…Командиры кораблей (А.Ковальчук, С.Лебедев, В.Ярыгин, Е.Мурашов, В.Перегудов, С.Леоненков и др.) прошли хорошую морскую школу службы на эскадре, заложенную Г.Голотой, В.Лапенковым, А.Калининым, В.Зубом, А.Скворцовым, Д.Воиновым и др…Эскадру называли крейсерской школой толковых командиров и дальних походов. В этом отношении ни один из флотов не может быть сравним с Северным…”
Из книги В.Бабича “Наши авианосцы”:“Когда летом 1983 года ТАКР "Новороссийск" прибыл после перехода вокруг Европы в Североморск, на рейде мы увидели строгий и могучий в своих очертаниях тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" (пр.1144)” |
|
7 причал. |
|
“Вице-адмирал Кулаков” - явно невезучий корабль, начиная от своего имени... Мало того, что он “Топаз” потерял, так и в дальнейшем судьба не благоволила к нему: |
|
Из воспоминаний М.Парталы:“...Был еще случай: в 1984 году его посадили в Росляково в плавдоке на “неправильные” кильблоки, пропоров корпус. (Т.е., то ли кильблоки были поставлены совсем под другой проект, то ли их просто с бодуна расставили неправильно). У него было плановое докование, и… |
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:“…Ну а инициатором соцсоревнования…мы кого-нибудь другого выдвинем. Вот, например, закончатся маневры “Океан-83”, где роль флагманского корабля, с Главнокомандующим на борту, будет принадлежать атомному крейсеру “Киров”. Если все пройдет гладко ( в чем я не сомневаюсь), то представим этот уникальный корабль к награждению вымпелом Министра обороны СССР “За мужество и воинскую доблесть”: командир крейсера капитан 1 ранга Александр Ковальчук – фигура солидная, среди моряков известная. Вот и поручим ему выступить инициатором социалистического соревнования в Военно-морском флоте”… |
|
7 ноября 1983г |