БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ – БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ
Кажется, это происходило совсем недавно. Характерный силуэт крейсера “Киев” — ныне хорошо известен на многих широтах Мирового Океана — только-только вписался крупными мазками в заполярный пейзаж, и североморцы еще были полны свежих и острых ощущений от встречи с этим кораблем. “На “Киеве”, - говорили они друг другу многозначительно, одних коридоров...” - и называли в самом деле впечатляющие цифры в километрах. В обыденное сознание моряков корабли - гиганты на первых порах входили как в тесную бухту - медленно и осторожно. Строить их оказалось едва ли не легче, чем перестраивать психологию. Александр Сергеевич Ковальчук, в свое время начинавший службу на эскадренном миноносце, увидел как-то фотографию головного большого противолодочного корабля, проходившего испытания. “ Да, вот это махина!” - только и сказал он одному лейтенанту. Недавно они оба вспоминали о своих восторгах (тот лейтенант теперь старпомом на “Кирове”) и посмеялись... Тогда, в будущем, был еще “Киев”, в будущем был еще и “Киров”... Атомный ракетный крейсер “Киров” и его первый командир однажды встретились и затем на некоторое время потеряли друг друга из виду. Александр Сергеевич в ту пору был старпомом на большом противолодочном корабле. Крейсер же лежал в чертежах.
Группу опытных моряков, в том числе и Ковальчука, привлекли к участию в обсуждении оформления кают-компании и салона отдыха офицеров. Вот и вся мимолетная встреча. Александр Сергеевич своего будущего в элегантном интерьере этих корабельных помещений не усмотрел. А крейсера – те и подавно способностью предсказывать судьбу не обладают, дожидаясь, пока ее вверят в руки командиров и экипажей. Командиром “Кирова” стал капитан 1 ранга А.С.Ковальчук. Экипажем – североморцы. Местом прописки корабля, носящего Краснознаменный флаг и славное имя, которое было на борту героического балтийского крейсера, стало Заполярье. История современного атомного ракетоносца начиналась, а биография его командира, между тем, продолжалась.. |
Эсминец пр.56 (до 29 октября 1958 года – “Смышленый”) “Московский комсомолец”. С него начинал свое восхождение на командирский мостик “Кирова” наш первый командир
3 сентября 1952 года зачислен в списки кораблей ВМФ 23 февраля 1954 года заложен на заводе № 190 в Ленинграде (заводской № 706) 24 мая 1955 года спущен на воду 28 июня 1956 года вступил в строй 30 августа 1956 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 20 марта 1966 года перечислен в состав КЧФ, 21 октября 1968 года возвращен в состав КСФ. 22 июля 1986 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и расформирован. |
|
Большой противолодочный корабль проекта 1134-А "Адмирал Макаров"
2 февраля 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ |
До назначения на атомоход Александр Сергеевич был старпомом на нескольких кораблях, командовал крейсером “Адмирал Зозуля”. Из года в год, из должности в должность шло формирование твердого и четкого почерка зрелого кораблеводителя и тактика, волевого руководителя и энергичного организатора, отзывчивого и чуткого воспитателя. |
Когда А.С.Ковальчук “старпомил,
там же проходили службу: С.В.Лебедев и А.А.Сгибнев (на фото) |
Заместитель командира крейсера по политической части капитан 3 ранга Валерий Михайлович Обухов вспоминает давнее: моряцкая молва принесла на крейсер “Адмирал Зозуля”, где он тогда служил, добрые отзывы о новом командире еще до его появления на борту. Достоверно стало известно, например, что провожали бывшего старпома на большом противолодочном корабле с теплотой неподдельной и грустью ненапускной. Это подчеркивали те, кто присутствовал на последней встрече офицера с экипажем.
Что касается первых встреч, то они, как правило, такими не бывают, дальше изъявлений официально-торжественной приветливости не простираются. Словом, экипаж встретил нового командира изучающее. Право на это ,конечно, имеет любой воинский коллектив; командиру же изучать подчиненных – и не любопытства ради – Устав вменяет в обязанность. На крейсере “Адмирал Зозуля” в стиле деятельности Александра Сергеевича четко наметились две позиции, на которых он стоит твердо и по сей день.
Одна заключается в обстоятельном знакомстве с людьми и в конкретности руководстве ими. Другая – в глубоком освоении тактических возможностей своего корабля, его оружия и технических средств. О бесчисленном множестве производных от этих двух величин просто боязно даже начинать разговор. На фоне всего того, за что каждый командир отвечает, что он обязан знать и уметь, на фоне современных требований к его политическим, профессиональным, деловым и духовным качествам он сегодня предстает перед нами в идеале как личность, несомненно, незаурядная.
Большой противолодочный корабль проекта 1134 "Адмирал Зозуля" ( с 1977г – ракетный крейсер) 1964 года 11 июня зачислен в списки кораблей ВМФ |
|
Экипаж бпк 1134а «Адмирал Макаров» при строительстве в Ленинграде. |
Капитан 3 ранга А. Пилипчук (“На страже Заполярья” 1984г. № 052): |
|
Надо подчеркнуть, что первый свой, так сказать, самостоятельный корабль Александр Сергеевич принял в ходе планового ремонта. Тому, кто испытал это на себе, ведомо, какая тьма забот падает на плечи командира, как иногда текучка вместе с производственной пылью пытается проникнутьво все поры его существа. |
|
Если корабли рождают командиров вообще, то большой корабль формирует большого командира. И дело тут, разумеется, не в суммарной длине коридоров крейсера “Киев” и не в солидной цифре, скажем, вентиляторных помещений “Кирова”, хотя эти показатели тоже о многом говорят – также, кстати, как и многочисленность экипажа. Труд командира обусловливается, прежде всего, повышением технической и энергетической вооруженности современного корабля, ростом огневых возможностей, мощности оружия и увеличением радиуса его досягаемости. Выросли не только сами крейсера, а расширились масштабы решаемых ими задач, неизмеримо большей стала ответственность командира перед партией и правительством за их успешное решение, за обучение, воспитание и судьбу личного состава, за гарантированную надежность и безопасность плавания и полетов летательных аппаратов, за это и многое другое, что емко формулируется как постоянная боевая и мобилизационная готовность корабля. Капитан 1 ранга А.Ковальчук, приняв под свое начало один из самых современных надводных кораблей – атомный ракетный крейсер “Киров” совершил (думается, в этом утверждении нет преувеличения) подвиг по его глубокому изучению, освоению новой техники и оружию. | |
Как все же меняются времена! Раньше на командира посматривали, и вполне серьезно, как на первого штурмана или первого там артиллериста. И он, как правило, поспевал за этими моральными и техническими требованиями .Ныне признано, что подобный подход как принцип невозможен, от командира не требуется, чтобы он знал всю технику в полном объеме, а трудоемкость командирских обязанностей, его ответственность тем не менее растут и кто знает, будет ли тому когда-нибудь предел. |
|
Экипаж крейсера “Киров” составляют сотни человек: офицеров, мичманов, старшин и матросов. Добиться его боевой слаженности, согласованности действий, создать нравственно зрелый, сильный своей сплоченностью, организованностью коллектив – таков далеко не полный перечень задач, стоящих перед командиром. |
|
Александр Сергеевич много и плодотворно работает с командирами подразделений. Это так. Отлично знает моральные и деловые качества каждого. Вспоминают, что в свое время, формируя новый экипаж, капитан 1 ранга А.Ковальчук обстоятельно изучил каждого офицера, с каждым без исключения побеседовал в индивидуальном порядке. Он даже воздержался от поступления на заочное отделение Военно-морской академии, чтобы не упустить ничего в работе с людьми в столь ответственный момент. Все это, повторяю, так. Но Александр Сергеевич использует любую возможность для самого тесного общения со всеми категориями личного состава, вплоть до матроса. Его цепкая память удерживает, фамилии и имена, различные обстоятельства службы многих и многих моряков-кировцев. Сделав, например, старшине или матросу замечание, командир через некоторое время обязательно поинтересуется тем, как сейчас служит моряк. А сколько настойчивости он проявляет для того, чтобы продвигались по службе достойные офицеры... Требовательность и забота о людях, строгость и чуткость – как две стороны морального долга командира – сполна присущи Александру Сергеевичу, человеку твердых устоев и щедрой души. Валерий Михайлович Обухов рассказывал мне, что командир к каждому предстоящему выступлению на заседании парткома или партийном собрании корабля готовится самым тщательным образом – по нескольку дней кряду, изыскивая для этого необходимое время. Глубокая партийность Александра Сергеевича как бы носит на себе яркий отсвет XXV съезда КПСС, в работе которого он принимал участие. Твердо опираясь на партийную организацию корабля, он глубоко влияет на людей, на положение дел в экипаже. Эти строки писались в канун нашего большого праздника – 66-й годовщины Советской армии и Военно-морского флота. И закономерно закончить их пожеланием командиру крейсера “Киров” капитану 1 ранга Александру Сергеевичу Ковальчуку большого жизненного плавания. |
Контр-адмирал О.ВОЛГИН: (“Морской сборник” 1985г., № 12)“...На Северном флоте хорошо знают капитана 1 ранга А. Ковальчука. Много лет назад он прибыл в Заполярье лейтенантом. Группа, боевая часть, которые в свое время возглавлял молодой офицер, неизменно были передовыми. Лидирующие позиции в части занимали и экипажи кораблей, которыми командовал А. Ковальчук. |
“Тяжелую ношу командира крейсера “КИРОВ”, первенца надводного атомного флота, принял на себя опытный моряк, североморец, капитан 1-го ранга Александр Ковальчук.
Я был знаком с Александром Сергеевичем по совместной службе на СФ еще с тех времен, когда он командовал там ракетным крейсером “Адмирал Зозуля”. … Серьезный, спокойный, строгий и очень ответственный офицер. Его “Адмирал Зозуля” являлся одним из лучших кораблей эскадры. Поэтому не удивительно, что Ковальчук был избран делегатом 25-го съезда КПСС, где мы, находясь в составе одной делегации, познакомились еще ближе. Именно там, в кремлевском Дворце, командующий СФ Г.М.Егоров представил офицера С.Г.Горшкову, что и решило судьбу Александра Сергеевича…”
“...С 1976г. началось формирование экипажа. По решению командира оперативной эскадры СФ контр-адмирала В.И.Зуба, в состав которой планировался крейсер, вновь назначенному командиру “КИРОВА” капитану 2-го ранга А.С.Ковальчуку было позволено отобрать на эскадре лучших специалистов. В последующем основная часть экипажа прошла специальную подготовку в учебном атомном центре, на кораблях СФ и на предприятиях оборонной промышленности, где создавалась принципиально новая техника для крейсера (всего более 60 новых видов, в том числе космическая система разведки и целеуказания)...”
“…Под руководством А.С.Ковальчука комплектовался и проходил обучение экипаж крейсера. А.Ковальчук вспоминал, что постройке и введению в строй корабля большое внимание уделяли ГК ВМФ С.Горшков, В.Н.Чернавин., Зам. ГК по кораблестроению П.Г.Котов, академики А.П.Александров (по реактору) и В.Н.Челомей (по ракетному комплексу).
Впоследствии капитан 1 ранга Александр Сергеевич Ковальчук за испытания и введение атомного крейсера в состав сил флота был представлен к званию Героя Советского Союза или, по крайней мере, было обещано это звание главкомом ВМФ С.Г.Горшковым, но … звание Героя Социалистического Труда получил заместитель главкома адмирал Г.А.Бондаренко в 1985г., возглавлявший правительственную комиссию по приемке “КИРОВА”…
Ковальчук же стал в 1984г командиром 120 бригады ракетных кораблей 7 ОпЭск КСФ, минуя должность начальника штаба, а 1988 гг начальником ВВМУ им. Фрунзе.
… А.С. Ковальчук, будучи командиром первого советского атомного крейсера, не жалел ни себя, ни экипаж. Это было замечено С.Г.Горшковым. В непростых условиях осваивался этот сложнейший корабль, где все приходилось делать впервые.
Надо заметить, что Александр Сергеевич имеет такую награду, которой уже никогда ни один из нас не будет удостоен, а именно - медаль “За освоение целинных земель”! |
Из офицеров и мичманов подводников п.п. Гремихи и Гаджиево формировался дивизион движения .
Первые офицеры корабля – электромеханическая боевая часть и химическая служба. (Из архива С. Путри) 1976г. |
… Освоение атомной энергетической установки личный состав БЧ-5 сформированного экипажа “КИРОВА” поначалу прошел на атомном ледоколе “Сибирь”…
Весна 1978 года.
Офицеры БЧ-5 во время практики на ледоколе "Сибирь" в районе пролива Югорский шар (Амдерма). Ледокол накренился на левый борт в "ледовом доке" для ремонта кингстона сауны (без сауны идти нельзя!): В. Саранин, С.Щукин, Г.Куц, А. Канащенко, А.Абрамов, И.Ратин и преподаватель из учебного центра |
|
Там же. И тогда же. |
Механики в 1982 г.:
Слева: И.Ратин, А.Щукин, Г.Куц. Второй ряд: А.Канащенко, Е.Тимофеев, С.Шупиков и С.Путря |
|
. |
Справа от командира - командир ЗРД Кагановский, |
Первые химики (группа РБ): Ст2ст Червяков, командир группы ст.л-т Кучмистый И.В., м-с Соловьёв, М -с Прудников Г.Н.. 1980г. |
|
А это уже мичман Г.Н.Прудников 1989г. |
|
Исторический лист (один из двух), на котором командир группы ОсНаз лейтенант А. Романько в 1977г. записал в черновом варианте офицерский состав корабля. |
|
“...вот как сейчас выглядит домик, в котором сидел дежурный по экипажу крейсера. Именно в этом домике я и написал тот первый список на желтой бумаге, благодаря которому сейчас помню всех. Сейчас домик разделен на две половинки: тамбур и АТС, набитая щелкающими декадными искателями. А госпитальное судно “Свирь” просто за компанию влезло в кадр. Постоянно стоит у четвертого причала. Все равно причалы пустуют...” Из письма А. Романько от 12.09.07г. |
|
|
Военный городок № 19, Кожевенная линия, Васильевский остров, Ленинград, 1978 - 1980 |
Вице-адмирал РУЛЮК Анатолий Антонович Об этом мало кто помнит и среди 1-го экипажа, не говоря уж об остальных, но перед самым переездом мы понесли первые, но, к сожалению, непоследние небоевые потери: “…В конце лета - начале осени 1978 года нас собрали в экипаж 40608 для формирования подразделений и отправки в Ленинград. Перед отправкой выполнялись различные поручения. Мичман Корягин Геннадий БЧ-2 был отправлен в город с матросами. По роковой случайности , я ехал в автобусе из экипажа в сторону морвокзала. Когда автобус проезжал мимо аптеки ( в районе авиакасс) водитель начал резко тормозить , автобус бросило из стороны в сторону , раздались вскрики пассажиров , из окна я увидел падающую фуражку. Водитель извинился , сообщил что автобус дальше не пойдет и открыл двери. Когда вышли мичман лежал лицом вниз. я его не узнал. Передние пассажиры сообщили , что один из пешеходов остановился , а второй побежал через дорогу. У водителя не было выбора кроме как тормозить. Вечером когда я прибыл в экипаж я узнал что это был мичман Корягин...” 1 Командир корабля Ковальчук Александр Сергеевич 08.04.38 Им. Фрунзе, 1959 1976 Ком. ркр пр.1134 “Адмирал Зозуля” 2 Старший помощник Тельнов Михаил Михайлович 23.04.46 Им. Фрунзе,1968 1977 Ком. эм. пр.30-бис “Отрывистый” 3 Зам. по. политчасти Попов Валентин Николаевич 01.06.42 Им. Фрунзе 1977 ркр пр.1134 “Вице-адмирал Дрозд” 4 Помощник КК Зюбрицкий Александр Сергеевич 15.09.46 Им. Нахимова 1977 брк (бпк) пр.61М “Смышленый” 5 Секретарь парт. Ком. Попов Валерий Алексеевич 1977 7 Секретарь ком. ВЛКСМ Валунский Вадим 1958 Киев. ввмпу, 1979 1979 8 Военный дирижер Грипов Юрий Александрович 28.01.51 1978 ВМК 9 Командир БЧ Борисов Владимир Гаврилович 12.11.47 Им. Фрунзе 1977 бпк “Маршал Ворошилов”, ВОЛСОК 10 Федоров Сергей Викторович 25.12.54 Им. Фрунзе ,1977 1977 11 Бычков Анатолий Леонидович 02.01.52 Им. Фрунзе ,1977 1977 12 Бродский Михаил Михайлович 06.09.57 Им. Фрунзе ,1979 1979 13 Командир БЧ Храмцов Владимир Николаевич 16.07.47 Им. Нахимова 14 Старший инженер Козаков Евгений Павлович ВВМУ (Кал-град) 1978 крл пр.68-бис “Мурманск” 15 Зам. по.полит.части Песоцкий Евгений Анатольевич 20.04.53 Киев. ввмпу 1978 крл пр.68-бис “Мурманск” 16 Дивизион УРО. Командир дивизиона. Козловский Владимир Владимирович 17.09.49 Им. Нахимова,1972 1977 брк(бпк) пр.61М “Огневой” 17 Нашутинский Борис Николаевич 02.03.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 18 Саунин Виктор Георгиевич 26.11.54 ВВМУРЭ, 1977 1977 19 Гамыдов Михаил Иванович 03.09.55 Им. Нахимова,1977 1977 20 Тубальцев Валентин Алексеевич 30.07.55 Им. Нахимова,1977 1977 21 1-й зенитно - ракетный дивизион. Командир дивизиона. Сосецкий Ростислав Иванович 31.08.48 Им. Нахимова 1977 22 Колесниченко Николай Григорьевич 09.06.54 ВВМУРЭ,1977 1977 23 Титаренко Владимир Дмитриевич 31.12.54 Им. Нахимова,1977 1977 24 Гуркин Олег Николаевич 23.10.54 Им. Нахимова,1977 1977 25 Кассай Александр Иванович 11.01.55 Им. Нахимова,1977 1977 26 Патрусов Александр Васильевич 04.08.53 ВВМУРЭ,1977 1977 27 Живобрицкий Анатолий Андреевич 1957 Им. Нахимова,1979 1979 28 Ролев Сергей Григорьевич 25.08.51 ВВМУ (Кал-град), 1975 1977 брк (бпк) пр.61М “Огневой” 29 Дивизион самообороны. Командир дивизиона. Колесник Виктор Федорович 16.07.48 ВВМУ (Кал-град) 1976 ркр пр.1134 “Вице-адмирал Дрозд” 30 Трифонько Григорий Алексеевич 06.10.54 ВВМУ (Кал-град), 1977 1977 31 Гусев Андрей Павлович 01.06.55 Им. Нахимова,1977 1977 32 Никошин Алесандр Анатольевич 09.09.55 ВВМУ (Кал-град), 1977 1977 33 Гуртовой Геннадий Иванович 07.04.55 ВВМУ (Кал-град), 1977 1977 34 Ильин Александр Владимирович 16.08.57 ВВМУ (Кал-град), 1979 1979 35 Командир БЧ Рымарь Виктор Иванович 15.03.52 Им. Фрунзе 1977 36 Жуков Владимир Владимирович 02.09.54 Им. Нахимова,1977 1977 37 Лизенко Сергей Андреевич 02.07.55 Им. Нахимова,1977 1977 38 Командир БЧ Иванов Валерий Александрович ВВМУРЭ, 1978 39 Гороховский Александр Анатольевич 05.01.55 Киев. ввмпу,1976 1977 40 Командир группы космической связи (КГКС) Баянов Валерий Назымович 24.02.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 41 Командир группы засекреченной аппаратуры связи (КГЗАС) Сагайдак Леонид Николаевич 11.12.54 1977 42 Рубец Александр Степанович 06.08.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 43 Романько Анатолий Павлович 20.01.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 44 Шахрай Александр Иванович 19.06.56 ВВМУ (Кал-град), 1978 1978 45 Федоров Игорь Сергеевич 06.09.56 ВВМУ (Кал-град), 1978 1978 46 Коробко Сергей Петрович 19.06.56 ВВМУ (Кал-град), 1978 1978 47 Начальник РТС Сгибнев Александр Александрович 23.05.47 ВВМУРЭ, 1969 1977 бпк пр.1134а “Адмирал Макаров” 48 Старший инженер Кириченко Николай Гаврилович 1947 ВВМУРЭ, 1969 1977 скр пр.1135 , ВОЛСОК 49 Зам. по полит. части Вицко Александр Николаевич 01.11.54 Киев. ввмпу, 1977 1977 50 1-й дивизион.Командир дивизиона
Габриков Геннадий Григорьевич 1953 ТОВВМУ, 1975 1977 ПБ “Волга” 51 Хлынин Игорь Геннадьевич 20.01.53 ВВМУРЭ, 1975 1977 ркр пр.1134 “Севастополь” 52 Дрекалов Игорь Викторович 03.09.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 53 Обрезков Алексей Васильевич 15.02.53 ВВМУРЭ, 1977 1977 54 Сигов Владимир Константинович 22.01.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 55 Командир группы автоматизированной обоаботки информации (КГАОИ) Столяренко ОлегАльфредович 10.04.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 56 Инженер группы автоматизированной обоаботки информации (ИГАОИ) Темченко Александр Григорьевич 20.09.54 ВВМУРЭ, 1977 1977 57 Суворов Юрий Михайлович 04.07.54 ВВМУРЭ, 1977 1977 58 Ралль Сергей Дмитриевич 07.05.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 59 Здохненко Алексей Федорович 19.01.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 60 2-й дивизион Питерцев Вадим Васильевич 1953 ВВМУРЭ,1975 1977 бпк пр.1134а “Маршал Тимошенко” 61 Лимонов Юрий Анатольевич 29.04.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 62 Пономарев Борис Павлович 14.04.55 ВВМУРЭ, 1977 1977 63 Коваленко Леон Кириллович 1953 ВВМУРЭ, 1978 1978 64 Малышев Сергей Валентинович 1956 ВВМУРЭ, 1978 1978 65 Зам. по полит. части Мликов Юрий Петрович Киев. ввмпу 1977 66 Командир БЧ Шипилов Николай Иванович 10.09.39 1976 крл пр.68-бис “Мурманск” 67 Зам. по политчасти Подповетный Владимир Иванович 07.11.48 Киев. ввмпу, 1975 1976 68 Командир ДД Ратин Игорь Павлович 07.11.44 Им. Дзержинского, 1976 69 Соболев Сергей Викторович 27.09.54 Им. Ленина, 1976 1976 70 Абрамов Александр Николаевич 04.05.53 Им. Дзержинского, 1975 1976 пла пр.667а 71 Курилов Вячеслав Павлович 05.10.53 СВВМИУ,1975 1977 пла пр.667а 72 Щукин Сергей Александрович 19.04.54 СВВМИУ,1976 1976 пла пр.667а 73 Шупиков Сергей Федорович 18.02.54 СВВМИУ,1976 1976 пла пр.667а 74 Тимофеев Евгений Васильевич 1954 СВВМИУ, 1976 1976 75 Куц Георгий Валентинович 1955 СВВМИУ, 1977 1977 76 Саранин Владимир Владимирович 16.09.54 СВВМИУ, 1977 1977 77 Ожгихин Валерий Владимирович 05.12.58 СВВМИУ, 1981 1982 78 Канащенко Александр Петрович 16.11.53 СВВМИУ, 1976 1976 79 Путря Станислав Александрович 21.09.53 СВВМИУ, 1976 1976 80 Командир ЭТД Кинебас Анатолий Кириллович 13.07.48 Им. Дзержинского, 1976 ркр пр.1134 “Вице-адмирал Дрозд” 80 Яиков Виталий Владимирович 05.05.54 ВВМУРЭ, 1976 1976 82 Каширин Владимир Юрьевич 28.09. 1954 Им. Дзержинского, 1976 1976 83 Шаблаков Василий Иванович 24.12.53 Им. Ленина, 1979 1979 84 Тюнтяев Александр Иванович 1957 Им. Дзержинского, 1979 1979 85 Командир ДЖ Богомолов Николай Викторович 13.05.50 Им. Ленина, 1978 1977 бпк пр.1134а “Адмирал Исаков” 86 Гавриленко Анатолий Михайлович 05.01.53 Им. Дзержинского, 1977 1977 87 Пантаев Алексей Васильевич Им. Дзержинского, 1979 1979 88 Начальник службы Постников Игорь Владимирович Им. Кирова 1976 89 Карпов Виталий Геннадьевич 03.07.52 Им. Кирова, 1975 1976 90 Чернов Николай Борисович 08.07.54 Им. Кирова, 1976 1976 91 Кучмистый Иван Владимирович 22.04.54 Им. Кирова, 1976 1976 92 Михалев Сергей Иванович 11.11.54 Им. Кирова, 1977 1977 93 Рублевский Александр Петрович 05.01.54 Им. Кирова, 1976 1976 94 Начальник службы Коцофана Виктор Митрофанович 14.01.52 Тыла ,1976 1977 бпк пр.1134а “Адмирал Исаков” 95 Оф. по снабжению Курган Николай Николаевич 11.04.55 Тыла, 1977 1977 96 Начальник службы Услугин Владимир Иванович 23.07.41 1976 97 терапевт Поляков Георгий Михайлович 23.10.52 ВМА, 1977 1977 98 хирург Воропанов Игорь Михайлович ВМА, 1977 1977 99 стоматолог Беляков Сергей Мед. институт 1978 …Однажды утром в адмиралтейском кабинете раздался характерный звонок аппарата правительственной связи … и тут же услышал гневный голос Горшкова: - Какие такие боевые пловцы шастают у Вас вдоль борта “КИРОВА”? Вы что, уроки потопления линкора “Новороссийск” позабыли ?... Мне только что звонил Романов! Он сообщил, что час назад в Неве, в десяти метрах от борта “КИРОВА” всплыл человек в маске и ластах….Крейсер обследовать водолазами! Прикрыть сетями! Любых боевых пловцов немедленно уничтожить!. "… Прибывший из Кронштадта отряд борьбы с ПДСС отбомбил для профилактики акваторию, потом осмотрел причалы завода и ворот порта. Водолазы метр за метром обследовали подводную часть корпуса крейсера, но ничего подозрительного не обнаружили.… О чем я доложил Главкому. … Вскоре “КИРОВ” все же окружили металлической сеткой, подвешенной на поплавках от поверхности до грунта, а также усилили палубную охрану, в чем принял активное участие командир крейсера А.Ковальчук...” Фото с http://balancer.ru/forum/ 12.09.79г. В июне 1979г. Ленинград посетил отряд боевых кораблей в составе фрегата УРО “Де Грасс” и эсминца “Воккелен” под флагом командующего атлантической эскадры ВМС Франции контр-адмирала К.Брак де ля Перрьер. А в августе - аргентинский парусник – учебный фрегат “Либертад”. Под видом простых ленинградских жителей, борющихся за мир во всем мире, посещали его и мы. Кроме того, от нас назначали офицеров связи – сопровождающих французов повсюду -А. Темченко, Г. Трифонько, А.В.Обрезков и т.д. За флагом - наша казарма. Группа моряков – тоже из нашего экипажа. Медслужба на экскурсии в Петродворце Общекорабельная “экскурсия” в честь Великой Октябрьской социалистической революции на Дворцовой площади.. Справа – А.С.Зюбрицкий (ПКК), слева – пропагандист В.В.Полозский Шефская новогодняя (1979/80гг) смычка в ДК им. С. Орджоникидзе . Е.Казаков (БЧ-2), Н.Колесниченко (БЧ-2), В.Козловский (БЧ-2), Г.Габриков (БЧ-7), С.Малышев (БЧ-7) “...В марте 1980 г меня волновало предстоящее заселение экипажа Александра Ковальчука на построенный “КИРОВ”, поскольку с момента вселения командир берет на себя полную ответственность за корабль и людей… Комсомольское собрание: М.Тельнов (СПК), В.Попов (ЗКК) и мичман Козенбаев (РТС) … В субботу , 29 марта, после завтрака в береговой казарме командиры боевых частей и дивизионов перевели свои подразделения на корабль. Обедать им в этот день не пришлось. Матросы ограничились сухим пайком, а многие офицеры обошлись и без оного. Зато вечерний чай пили организованно. Каждый член экипажа уже в первую ночь спал на своей штатной койке… За день до переселения – БЧ-7. Один из первых разводов суточного наряда на корабле еще в заводе. Комбригом 13 бсрк в то время был Р.Проскуряков … Целое воскресенье на крейсере шел аврал…Зато в понедельник заводчане и контрагенты, прибывшие утром на свои рабочие места, не узнали корабль. Он сиял чистотой, и в нем витал дух слаженного воинского коллектива. О четкой работе экипажа и высоких организаторских способностях командира крейсера капитана 1-го ранга Ковальчука я не преминул в этот же день доложить Главкому, на что Сергей Георгиевич Удовлетворенно хмыкнуть… В последние дни апреля (1980) меня больше волновал пуск 1-го реактора крейсера “КИРОВ”. … Физический пуск ставит последнюю точку в летописи строительства корабля. …Неудивительно, что физический пуск реактора издавна воспринимается на всех атомоходах как корабельный праздник. Вот с каким праздником я поздравлял капитана 1-го ранга Александра Ковальчука и в его лице весь экипаж крейсера, когда принимал доклад о физическом пуске 1-го реактора на этом корабле. «…Физический пуск 1-го реактора крейсера был проведен 17 апреля 1980 года, об этой дате не упоминается, я её для себя «записал в памяти» и в личный альбом, так как я, командир 2 дивизиона РТС(АБУ), капитан-лейтенант Питерцев В.В. в этот день был дежурным по крейсеру. Командир дал команду прибыть к нему с вахтенным журналом, где он сделал своей рукой, красным цветом запись: «Произведен физический пуск 1 реактора» и произнес слова: «С этого дня экипаж будет получать денежную надбавку за ОУС». Из хронология событий Министерства среднего машиностроения: “…я не только поздравлял, но и подписал документ о предоставлении Александру Сергеевичу и его семье отдельной благоустроенной квартиры в очередной секции огромного дома на улице Чекистов. Правда, для этого пришлось заручиться поддержкой самого Г.Романова. Бесквартирный командир атомного ракетного крейсера – позор для флота. Подобного позора я допустить не мог.
… А 2-го мая на “КИРОВЕ” был успешно пущен второй реактор. … Директор Балтийского завода В.Шершнев просил сразу же после Дня Победы организовать перевод крейсера в Кронштадт для докования и размагничивания с последующим переходом в Балтийск для морских испытаний…” “К середине мая директор Балтийского завода доложил о полной готовности крейсера “КИРОВ” к переходу в Кронштадт, а в Ленинград прибыл адмирал Г.Бондаренко, назначенный председателем государственной комиссии по приемке этого уникального корабля в состав флота. Однако коварный уровень воды в Неве колебался ниже допустимого, гарантирующего безопасный выход крейсера из акватории порта. Волновались не только мы с Бондаренко, непосредственно отвечающие за сроки начала испытания крейсера. …Звонил 1-й заместитель министра судостроительной промышленности Игорь Белоусов. … Дважды звонил Г.Романов, выражая уверенность в том, что моряки не подведут. Волновался и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Г.М.Егоров, требуя от меня личного присутствия на мостике корабля во время его первых шагов по морям. Еще бы: цена “КИРОВА” составляла солидную долю в бюджете города и отрасли. Одновременно с нами на заводе им.А.Жданова строился головной эсминец 956 проекта – “Современный”, … “… Ранним утром 28 мая крейсер с помощью буксиров был выведен с завода, протащен через акваторию порта и вытолкнут в Морской канал. Там Александр Сергеевич дал малый ход собственным турбинам, и все репитеры лага начали отсчет первых миль долгого плавания этого великолепного корабля… …13 июля “Киров” был выведен из дока и поставлен на рейд, а 7 августа на Красногорском рейде от имени Главкома ВМФ в торжественной обстановке на построении экипажа и многочисленной заводской сдаточной команды я вручил командиру крейсера “КИРОВ” Военно-морской флаг СССР. (Ремарка: по уточнённым данным, вручение военно-морского флага было произведено 29 июля 1980г)
Заводской флаг спустили, а над кораблем взвилось бело-голубое полотнище с красным символами армии и народа. Это означало, что крейсер готов к ходовым испытаниям. Вскоре “КИРОВ” взял курс в Балтийск с последующим переходом на Северный флот…” … и - вперед, на СЕВЕР! Во время перехода на Север численность экипажа и “пассажиров” достигала порядка 2000 чел. Питались в 3 смены. Спали буквально на столах: например, в салоне отдыха – на бильярдном столе. В каюте 106 – на столе Леон Коваленко, на раскладушке – Сергей Малышев. В каюте стоял шлюпочный анкерок с пресной водой. Напротив каюты, в ВО МР-123 – жили Александр Никошин и Игорь Дрекалов. Слева направо: Главный конструктор Б.И.Купенский (1913 – 1982гг) Председатель Государственной комиссии – адмирал Г.А.Бондаренко (1921-1988гг) Главком ВМФ С.Г.Горшков (1910 – 1988гг) Из воспоминаний А. Романько: “...Англичанин дал нам: "You look nice." Благодаря мастерству помощника командира А.С. Зюбрицкого, 05 октября 1980г мы живыми и здоровыми пришвартовались к причалу № 7… …и во главе с начальником службы снабжения В.М.Коцофаной сразу пошли в “Океан” 05 октября 1980г – первая постановка к причалу № 7 И Приморская площадь тогда выглядела по-другому... ВИЦЕ-АДМИРАЛ
1963г. – окончил с золотой медалью ВВМУ им Фрунзе Флот потерял замечательного военачальника В конце августа, а именно 29 числа, выехал к новому месту службы – на атомный крейсер “Киров”. Новое место – понятие довольно относительное, т.к. “Киров” заканчивает заводские испытания и должен прийти с Балтики в Североморск. Ехал через Ленинград. Четыре часа бродил по Эрмитажу. Правда, большое количество шедевров в одном месте вызывает чувство пресыщенности. Пришел к выводу, что ходить стоит целенаправленно. Например, смотреть только испанскую живопись 17 века и т.п. Именно в Ленинграде мне дали почувствовать, какую глупость совершил, не уделяя должного внимания английскому языку. Каждый второй иностранный турист (по крайней мере, так мне показалось) бросался к морскому офицеру (т.е. ко мне) с воплем “ говорите ли вы по-английски?” (естественно, на английском). Я пытался что- то произнести… Из Ленинграда до Риги ехал ночным поездом. Здесь уже чувствовался какой-то европейский налет. В Риге около вокзала старик продавал щенят. Щенята были хорошенькие, впрочем, как и все они в таком возрасте. На вопросы женщин и детей о породе он неизменно отвечал: “Три рубля”.
В Балтийске пасмурно и сыро. Долго ждал оказии на крейсер (он стоял на рейде). Наконец подошел буксир. Набилось человек 50, в большинстве своем представители промышленности. На борт поднимались по штормтрапу. В сетках поднимали груз, в том числе какие-то бочки. Стоявший рядом мужик прошептал соседу: “Как бы морячки бочку с “шилом” не утопили”. Гражданских страховали фалами (волнение было 3-4 балла). На “Киров” попал в напряженный период сдачи. Завод сдавал корабль флоту. Сейчас на корабле две команды: сдаточная – рабочие, представители различных НИИ и собственно экипаж. Причем экипаж и сдаточная команда почти в равных количествах. На борту работает и правительственная комиссия во главе с адмиралом Бондаренко. Сразу начал изучать корабль. Оказывается, крейсер легко развивает ход в 34 узла и этим ходом может идти практически неограниченно. Ракеты в шахтах, как на ПЛ. Вот уже несколько дней корабль в море. Государственная комиссия принимает различные системы, оборудование и вооружение. Вчера сдали нам зенитно-ракетный комплекс “Оса”. Цели были поражены. Экипаж сейчас ютится по разным закоулкам, живет в постах. Кубрики и каюты отдали промышленности. Офицеры живут в мичманских каютах. Все с нетерпением ждут прихода на Север. По корабельной трансляции регулярно крутят песню “Северный флот”. Когда я пришел на корабль, то первым вопросом был такой: “Что говорят о нас на Севере?”. Спрашивали о доме (девятиэтажка), который ждет заселения уже полгода. Этот дом предназначен для офицеров и мичманов “Кирова”. Оказывается, шефами “Кирова” являются не ленинградцы, как я предполагал, а Казахстан. Это по традиции, оставшейся с артиллерийского “Кирова”. Постоянно выходим в море на различные сдаточные мероприятия. Вчера в нейтральных водах за нами увязался немецкий эсминец “Роммель”. Немцы послали следить за нами один из самых больших своих кораблей американской постройки. Почти все рабочие высыпали глазеть на палубу. Мне, после боевой, не особо интересно. В сдаточной команде много девушек, для меня это непривычно. За три года службы на крейсерах такого не видел – девушки на корабле. Офицеры их стараются не замечать, зато мичмана и матросы изо всех сил пытаются завевать внимание девиц. Вчера вызывал заместитель. Интересовался, как на “Киеве” встречают важных персон. Оказывается, ожидается прибытие Министра обороны. Мое мнение – по сравнению с “Киевом” и его эталонной крейсерской организацией, “Киров” захламлен представителями промышленности. Часть экипажа еще в качестве пассажиров. Офицеры оживленно обсуждают события в Польше. Кое-кто пытается проводить аналогии с нашей действительностью. Да, и у нас не все хорошо. Гниль проникает слишком высоко…очень много развелось паразитов…Представьте человека, который получает 150 рублей в месяц. С какой ненавистью он глядит на тех, кто обедает в ресторанах… (Охренеть, это я писал в 80-м году. Автор). Только что над головой прогрохотали (будто напильником по стиральной доске) залпы зенитного 100 мм автомата. Флот начал принимать артиллерию. С удивлением заметил, что три года почти безвылазно находясь на борту корабля, начал тупеть. Хотя один знакомый офицер заявил, что “флоту нужны офицеры тупые, но решительные”. Впрочем, откровенные высказывания некоторых офицеров дают пищу для подобных размышлений. (…Сегодня исполнилось 600-летие битвы на Куликовом поле. Примечательно, что празднование организовано только в масштабе РСФСР. Юбилей отмечался довольно скромно. Между прочим, в докладе заместителя председателя Верховного Совета РСФСР отмечалось, что битва способствовала объединению народов страны!? Признаюсь, я ожидал, что празднование вызовет определенный подъем национализма с обеих сторон, но этого не произошло. Внутренне я уже готов был протестовать, но причин для этого не оказалось… ) Сегодня на корабль ожидается прибытие Министра обороны СССР Д.Ф.Устинова в сопровождении Главкома. Экипаж уже неделю готовиться к встрече. Но все смазывает присутствие промышленности. Вечером матросы в поте лица скребут палубу в коридорах, а мимо них непрерывно дефилируют девицы из сдаточной команды в халатиках. Конечно, им в такой ситуации не до работы. Офицеры только и занимаются тем, что разгоняют парочки в темных углах. Устинов не приехал, прибыл Главком С.Г.Горшков. Сегодня знакомый каплей рассказал юморную историю. Службу он начинал на сторожевике в Северодвинске. Жил в одной каюте со штурманом. Он – лейтенант, штурман – каплей. Однажды собрался покупать телевизор. Попросил штурмана помочь дотащить. Штурман поинтересовался: “Обмывать будем?”. Получив утвердительный ответ, начал одеваться. И тут обнаружил, что нет тужурки. Утром штурман пришел с берега в пальто, т.к. было довольно прохладно. А к полудню начало так припекать, что в пальто и не выйдешь. Да еще телевизор тащить. Чуть поколебавшись, штурман решил выйти в тужурке соседа по каюте, т.е. с лейтенантскими погонами. Благо до магазина недалеко, да и обмывание обещано. Провожаемые удивленным взглядом вахтенного у трапа, друзья сошли на берег. Пересекая улицу, увидели на углу помощника коменданта. Этот здоровенный капитан в погонах с красными просветами являлся грозой всех лейтенантов базы. Поэтому у нашего лейтенанта уже за 20 метров рука непроизвольно стала тянуться к козырьку фуражки. А штурман идет как ни в чем ни бывало, даже голову отвернул. Только они миновали капитана, как по ушам хлестнул резкий окрик: “Товарищ лейтенант, ко мне!” Настоящий лейтенант успел юркнуть за угол. Штурман же будто споткнулся, лихорадочным взглядом, скользнул по своим погонам, узрел на них всего две звездочки и …громко чертыхнулся. Лейтенант из -за угла ждал бури. Оба- капитаны, характером под стать друг- другу. Но тут штурман, видимо приняв непростое решение, четко повернулся кругом и строевым шагом подошел к капитану. “Виноват! Так точно! Есть! Больше не повторится”, -разносилось по улице. Все закончилось благополучно. Потом штурман рассказывал: “Хотел его обложить, да вспомнил, что предстоит обмывать телевизор”. Главком осматривал корабль. Какой же он старый. Едва через комингсы переваливается, старпом за локоть поддерживает. Главком отложил переход на Север. Это связано с тем, что в Северной Атлантике проводятся натовские учения и переход заводского корабля небезопасен. Да и промышленность взволновалась, дескать в Атлантике начались осенние штормы, а надстройки “Кирова” из алюминиевых сплавов. Сегодня день рождения у помощника. Поздравить его в кают-компанию спустился командир. Ждал, ждал… Затем скомандовал: “Привести помощника или…принести!” Вчера прочитал две повести Конецкого. Очень близкий мне по духу писатель. Есть в нем что-то гриновское – бесшабашность и душевная незащищенность. Это работяга-романтик, которого судьба наградила писательским даром. Все это время стояли на рейде Балтийска, периодически выходим в море. До берега около 2 миль. Оказывается, берег здесь обрывист и высок, Балтийск совсем не просматривается. Он расположен на низкой, заросшей лесом косе и вряд ли непосвященный догадается, что коса разрезана десятками бетонированных каналов с сотнями боевых кораблей. А с моря – уютная зеленая коса. На собрании выступил директор Балтийского судостроительного завода – представительный, интеллигентного вида мужчина. От директора ТАКОГО завода я ожидал грамотного и содержательного выступления, но он говорил не очень грамотно и как-то неконкретно. Видимо прав старпом, когда говорил, разнося одного из старлеев, что флотский офицер должен быть грамотнее самого грамотного инженера. Вечером смотрели программу польского телевидения. По вечерам поляки показывают американские детективы, своеобразная программа “для тех, кто не спит” или, как говорят в Балтийске “для тех, кому не с кем спать”. Вышли в море для отработки контура ПВО. Кажется. Не успели еще отойти от берега, еще видно домики на берегу, а к нам уже подошел западногерманский корабль радиоэлектронной разведки. У старпома “Кирова” очень интересное прозвище “мой ласковый и нежный зверь”. Сегодня в полдень сыграли “человек за бортом”. Народ сразу ринулся на палубу. Я тоже выскочил. Гляжу, а по правому борту в воде плавает какой- то мужичок. В воду полетели спасательные круги, а утопающий перевернулся на живот и поплыл вдоль борта. Минуты через три спустили катер и вытащили бедолагу из воды. Оказывается, один из рабочих, выпив, решил искупаться и сиганул за борт. 28 сентября 1980 года. Сегодня в 14 снялись с якоря и начали переход на Север. Сопровождают нас крейсер “Октябрьская революция” и БПК “Славный”. (Вместо “Октябрины” пошел СКР). Сначала пошли в сторону Рижского залива. Сопровождавший нас немецкий разведчик “Ольстер” ринулся за крейсером, но потом, успокоенный нашими радиопереговорами, отстал. В сумерках, повстречав несколько рыбацких сейнеров, в полном радиомолчании, вместе с ними пошли к проливам. Только утром нас обнаружили. Сначала пролетел реактивный самолет (истребитель), потом появились датский и шведский торпедные катера. Затем подтянулись корабли, Подошел английский эсминец “Ньюкасл”. Через 15-20 минут, после того как он пристроился параллельно нашему курсу, с него начали давать световой семафор. На ходовом все были озадачены, обычно ждали провокаций. Когда разобрали текст, то оказалось, что англичанин передал: “Вы превосходно выглядите”. Минут через 5-7 мы поблагодарили. После этого на английском эсминце дали команду “стать к борту”. После этого и у нас дали соответствующую команду. Проливы проходили в ясную и солнечную погоду. Шли довольно близко от берега. На побережье все очень ухоженно и чистенько. Чувствуется Голландия. День был воскресный, поэтому в море вышли сотни яхт с разноцветными парусами. Вместе с ухоженным берегом и красивыми особняками у воды все это выглядело очень привлекательно. Самое яркое впечатление от Северного и Норвежского морей – это ярко-красные платформы с нефтяными вышками. Выходишь утром на палубу, ожидаешь увидеть серое и безбрежное море и вдруг видишь почти рядом громадную ярко-красную платформу с нефтяной вышкой. В Североморск пришли утром 5 октября. Встречали торжественно. На всех кораблях эскадры команды выстроили по большому сбору. Правда, мы слишком долго маневрировали у бочек (около полутора часов). Величиной своей наш крейсер значительно превосходит стоящие рядом большие противолодочные корабли. Когда ходил на барказе на “Киев” стоит рядом на бочке, сравнивал размеры. Почти одинаковые (правда “Киев” шире)…
Как известно, атомный крейсер “Киров” (проект 1144), первый в серии советских атомных крейсеров, строился на Балтийском судостроительном заводе, ходовые испытания проходил на Балтике и после перехода на Северный флот был сдан ВМФ. Автор сего повествования в 1980г. Кроме того, основной сдатчик – Балтийский судостроительный завод командировал свою сдаточную команду – несколько сотен человек, из них около сотни – женщины, из которых большинство – девушки-изолировщицы. Изолировщица - это, в заводской иерархии, одна из самых низших ступеней рабочей профессии. Многие девушки с рабочих окраин Питера и близлежащих деревень. Основная их задача –покрытие пожаростойкой и иной изоляцией сотен километров трубопроводов и кабельных линий. Девушки были молодыми и также, несомненно, хотели присмотреть себе жениха среди сотен молодых матросов. Специалист СПС ст.1ст. С.Лисивец со славными представительницами Балтийского завода. Естественно, согласно матросской иерархии, первенство отдавалось “годкам”, т.е. матросам третьего года службы. Именно они срывали ягодки… “Карасям” доставалось остальное, “молодые” довольствовались иным… Между боротом корабля и бортовой переборкой офицерских кают ниже иллюминаторов оставалось пространство, закрытое панелью, где проходили кабеля и трубопроводы. Если необходимо, в это пространство мог проникнуть человек, чтобы починить кабель, исправить и т.д. В большинстве кают поселили женщин инженерного образования и научного остепенения. Как я уже говорил, они были довольно молодыми… В панелях кают наличествовали небольшие круглые отверстия для вентиляции… Так вот, сообразительные матросики быстро догадались, что можно проникнуть в это пространство и через означенные отверстия лицезреть весь процесс отхода ко сну, разумеется, с раздеванием, особ женского пола инженерной и иной квалификации… Кроме матросского состава на корабле, естественно, присутствовали и мичмана с офицерами. О мичманах распространяться не буду (в их среде не был), а вот большинство офицерского состава являлась молодежью в самом расцвете лет и мужского гормонообразования. Причем, это была элита флота, очень многие имели красные дипломы и золотые медали за окончание ВМУЗов (все же первый атомный надводный крейсер). Но, диплом –дипломом, а естество медалью не прикроешь… Короче, офицеры стали приударять за молоденькими инженершами. Или наоборот… В связи с тем, что они жили в двухместных каютах, а часть офицеров оставалась в таких же каютах, стали образовываться соответствующие парочки. Причем все это сформировалось буквально за двое-трое суток... И где-то в шесть утра, когда невыспавшийся старлей, озираюсь, выбирался из своей каюты, оттуда доносилось капризное: "А поцеловать...?" А это мера предосторожности, чтобы за борт ненароком не упала... Так и не поняли, что они имели в виду, или внешний вид корабля, или толпу девушек на палубе...” О. АЮПОВ Октябрь 2007г. http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=62493 ...Опять волна сшибается с волной
Участник Великой Отечественной войны.
Командир дизельной подводной лодки ТОФ.
Командир 50 бригады подводных лодок ТОФ.
Командир эскадры подводных лодок ТОФ.
Начальник ВВМУРЭ им Попова (1973 – 1980гг)
В 1979 году, когда экипаж еще был в казарме на Васильевском острове, состоялась встреча выпускников ВВМУРЭ с начальником училища вице-адмиралом РУЛЮКОМ А.А.
Слева направо стоят НАШУТИНСКИЙ Борис, РУБЕЦ Александр, САГАЙДАК Леонид, РОМАНЬКО Анатолий, ПАТРУСОВ Александр, ЯИКОВ Виталий, ТЕМЧЕНКО Александр, САУНИН Виктор, ДРЕКАЛОВ Игорь, МАЛЫШЕВ Сергей, КОЛЕСНИЧЕНКО Николай, РАЛЛЬ Сергей, ОБРЕЗКОВ Алексей, ИВАНОВ Валерий, ХЛЫНИН Игорь, СГИБНЕВ Александр, ПОНОМАРЕВ Борис, СТОЛЯРЕНКО Олег. Сидят КОВАЛЕНКО Леон, ПОПОВ Валентин Николаевич, КОВАЛЬЧУК Александр Сергеевич,РУЛЮК А.А – начальник ВВМУРЭ им Попова., КИРИЧЕНКО Николай, ВИЦКО Александр
Не попали в кадр:
СИГОВ Владимир, ПИТЕРЦЕВ Вадим, ЛИМОНОВ Юрий, БАЯНОВ Валерий, СУВОРОВ Юрий, ЗДОХНЕНКО Алексей.
Б.Угольников:
А. МИХАЙЛОВСКИЙ:
Список офицеров крейсера “КИРОВ”: 1976-1979гг
№
п/п
Начальная должность
Фамилия, имя, отчество.
Дата
рождения.
Училище,
год выпуска.
Год
Откуда прибыл
6
Пропагандист
Полозский Владимир Владимирович
22.05.52
1979
Боевая часть - 1
Командир радионавигационной группы (КРНГ)
Командир электоонавигационной группы (КЭНГ)
Инженер электронавигационной группы (ИЭНГ)
Боевая часть - 2
Инженер дивизиона
Командир группы системы целеуказания
Командир группы управления
Командир стартовой батареи
Инженер дивизиона
2-й зенитно - ракетный дивизион. Командир дивизиона
Боевая часть -3
Командир стартовой батареи
Командир группы управления
Боевая часть - 4
Зам. по. политчасти
Командир группы радиотелеграфистов (КГРТЛГ)
Командир группы особого назначения (КГОСНАЗ)
Оператор группы особого назначения (ОГОСНАЗ)
Оператор группы особого назначения (ОГОСНАЗ)
Оператор группы особого назначения (ОГОСНАЗ)
Радиотехническая служба
Командир группы освещения воздушной и надводной об становки (КГОВиНО)
Командир группы управления артогнем (КГУАО)
Командир группы освещения подвонной об становки (КГОПО)
Инженер группы освещения подвонной об становки (ИГОПО)
Боевая часть - 5
Химическая служба
Служба снабжения
Медицинская служба
7 ноября 1979г.
В “ночной вазе” - бутылка советского шампанского стоимостью 3руб 50 коп. Выкупили в лотерею за 50 рублей! На голове Б.Пономарева – “ночная ваза”, в которую А.Никошин налил шампанское
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
Дежурным по кораблю заступает капитан-лейтенант В.Питерцев (бч-7), дежурным по низам - ст.лейтенант С.Лизенко (бч-3).
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
В.Питерцев, командир дивизиона БЧ-7:
Первый командир дивизиона движения И.П.Ратин (справа)
1981 год
Игорь Павлович закончил службу в ВВМИОЛУ им.Дзержинского
1953 год
28 июля. Постановлением Правительства СССР было определено создание двух стендовых наземных прототипов судовых атомных установок – с водяным реактором и с реактором на жидко-металлическом теплоносителе, к созданию которых были привлечены около ста НИИ и КБ.
1969 год
1 сентября. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о строительстве первого в СССР атомного надводного корабля для ВМФ СССР.
1971 год
29 сентября. Секцией НТС МСМ СССР одобрен технический проект ППУ КН-3 для надводного корабля (главный конструктор Ф.М.Митенков; научный руководитель Н.С.Хлопкин).
1980 год
18-19 апреля. Осуществлен физический пуск кормового и носового реакторов ППУ КН-3 надводного корабля.
30 декабря. В состав ВМФ СССР принят первый советский атомный крейсер “Киров”.А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
Б.И.Купенский, А.С.Ковальчук и ответственный сдатчик корабля - Б.Харламов
1980г.
3 марта 1976 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 861)
18 ноября 1978 года спущен на воду
25 декабря 1980 года – подписание акта о приеме одновременно с подъемом флага
24 января 1981 года включен в состав 56 бригады ЭМ 7 ОпЭск КСФ.
15 ноября 1998 года на корабле спущен флаг ВМФ РФ и этим же днем был исключен из состава флота.
30 декабря 1998 года расформирован экипаж корабля.
… а на заводе “Янтарь” (г.Калининград) –
головной большой противолодочный корабль пр.1155 “Удалой”
23 июля 1977 года заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде (заводской № 111),
5 февраля 1980 года спущен на воду
31 декабря 1980 года вступил в строй
24 января 1981 года включен в состав 2 ДиПК Кольской флотилии КСФ
В 1996 году выведен в резерв
2001 году исключен из боевого состава флота
В 2002 году разобран в Мурманске...28 мая 1980 – 05 октября 1980гг
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:
… Лишь через двое суток, когда ветер стих, удалось протиснуть крейсер сквозь ворота Средней гавани и поставить его в док Велещинского, имея между килем и порогом батопорта минимальный зазор… Я только тогда и успокоился, когда воочию убедился в точности расчетов Бориса Купенского и ювелирной работе Александра Ковальчука.
Это День ВМФ 1980 года.
Слева: А.Темченко (БЧ-7) , А.Гусев (БЧ-2), В.Титаренко (БЧ-2), Н.Курган (СЛ.Сн),
И.Фёдоров (БЧ-7), В.Жуков (БЧ-3), А.Романько (БЧ-7)
(род. 1925г. - 17 мая 2011 г.)
1943 г. - окончил подготовительный курс Военно-морского хозяйственного училища ВМФ в Москве.
1947 г. - окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе.
1961г. - окончил Военно-морскую академию и назначен командиром АПЛ "К-178".
1964г. - Герой Советского Союза
1964 - 1978 г.последовательно занимал должности начальника штаба, командира дивизии подводных лодок, начальника штаба и командующего флотилией атомных подводных лодок.
1978г. - 1981г. – командир Ленинградской военно-морской базы.
1980г. – адмирал.
1981г. - март 1985г. – командующий Северным флотом.
1985г. – 1988г. - начальник Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны СССР.
1989г. – в отставке.
Зверское выражение лица нашего “Большого зама” В.Н.Попова всегда ставило в тупик людей, незнакомых с ним.
Исключительно порядочный человек! Делегат 26 съезда КПСС.
Балтийское море, 1980г.
Главный конструктор корабля Б.И.Купенский на митинге, посвященном началу перехода на Северный флот. 27.09.1980г.
Первый секретарь компартии Эстонии Карл Генрихович Вайно приехал познакомиться с новым тяжелым атомным крейсером "Киров". На втором плане - командир Таллинской ВМБ Юрий Крылов. Эстония, 1-й полигон ВМФ. Залив Хара-Лахт. 1980г.
При пересечении меридиана маяка г.Таллина (Tallinnamadal) – 24° 03' (Ost) – отдали воинские почести советским морякам и кораблям, погибшим на Балтике в 1941-1945гг…
На левом шкафуте (на срезе с ютом) стояла большая сварная печь для сжигания мусора. Вот она-то и привлекала наиболее пристальное внимание всех водоплавающих и летающих сил вероятного противника!
Друзья-соперники. Комбат А.Никошин (справа) после каждой неудачной стрельбы АК-100 виновником считал ком.группы ЦУ (МР-114) И.Дрекалова (слева).
А после удачной – заслугу полностью приписывал себе..
1981г
Эсминец “NEWCASTLE” (Великобритания)
А отвечал семафором я сам после того, как командир дал разрешение : "The same to you."...
Кстати, это был мой первый опыт переговоров семафором с иностранцами. А сколько их потом было!..”
5 октября 1980г.
А очень жаль!
05.10.1980 г.
Дмитрий Павлович Воинов (10.01.41-11.12. 06г.)
1963-65гг – командир БЧ-3 “СКР-77” 2 ДиПК
1965-68гг – командир БЧ-3 ркр пр.1134 “Адмирал Зозуля”
1968-70гг – СПК бпк пр.61 “Стройный”
1970-74гг – СПК бпк пр.1134 “а” “Адмирал Нахимов”
1974-77гг – командир бпк пр.1134 “а” “Маршал Тимошенко”
1977-79гг – слушатель ВМА
1979-80гг –начальник штаба 120 бригады ракетных кораблей 7 ОпЭск
1980-81 – командир 120 бригады ракетных кораблей 7 ОпЭск
1981-83гг – начальник штаба 7 ОпЭск
1983-85гг – слушатель ВАГШ
15.05.85 – 25.06.89гг. - командир 7 ОпЭск
25.06 89-18.06.91 - начальник штаба ДКБФ“Переход “Кирова” на Северный флот”
(Заметки очевидца)“Женщины (девушки) на борту...
”(из воспоминаний очевидца)
В период перехода на Север планировалась сдача промышленностью флоту корабельной техники и вооружения, различных систем, для чего на борт корабля были приглашены соответствующие сдатчики от промышленности. География предприятий: от Хабаровска и Новосибирска до Калининграда и Львова. Среди сдатчиков - около двух десятков женщин. Понятно, что почтенную матрону не пошлют в командировку на боевой корабль, поэтому преобладали молодые инженерши и кандидатки технических наук. Естественно, многие были незамужними и, вероятно, желали присмотреться к кому-нибудь из лейтенантов, а то и капитан-лейтенантов. Военные моряки в тот период относились к категории высокооплачиваемых служащих, да и форма красивая…
Естественно, командование корабля тотчас же озаботилось присутствием на корабле такого количества женщин. Командир, капитан 1 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, собрал в кают-компании командиров боевых частей, начальников служб и команд, где разъяснил диспозицию. Большинство офицеров переселяется на период перехода на боевые посты и в кают-компанию, мичмана – в матросские кубрики. В офицерских каютах поселяются женщины-инженерши и кандидатки наук, а также особо уважаемые представители промышленности не ниже ведущего инженера и т.п. Изолировщиц планировалось поселить в нескольких матросских кубриках. Матросов, соответственно, на торпедную палубу…
Как офицер строгий, но интеллигентный, командир заявил, что разврата на борту не потерпит и просит офицерский состав сохранять бдительность, выдержку и стойкость, присущие каждому советскому флотскому офицеру.
Но, как говорится, “гладко было на бумаге, но забыли про овраги”. Грузилась сдаточная команда около двух недель. Кто поднимался по трапу, кого поднимали в сетке для грузов… Матросы из боцкоманды норовили правдами и неправдами попасть крючковыми на катера и рабочие барказы, так как большинство женщин и девушек приезжали в коротеньких юбочках и долго-долго поднимались по длинному трапу на палубу, а снизу ( с катера и барказа) за это время можно было углядеть почти все девичьи прелести…
Кроме всяческих инструментов и приборов балтийцы погрузили на борт несколько бочек шила (спирта). Уже через день один из кандидатов наук прыгнул за борт…искупаться. В общем, любовь-морковь началась еще до Датских проливов. Началась она снизу, с матросских кубриков, где жили изолировщицы. Девки молодые, по большей части – деревенские, гормоны играют… А тут сотни матросов в чистых форменках, розовощекие и голубоглазые (в первом наборе личного состава на атомный крейсер лиц кавказской и азиатской национальности фактически не было). Представляете картинку: вечер, матрос на четвереньках драит щеткой какой-нибудь коридор в низах, а мимо в ситцевых халатиках пробегают голоногие девицы.. В общем, процесс пошел!
Особо отличилась боцкоманда. Матросов туда подбирали сильных и осанистых, чтобы швартовы могли тягать, тяжеленные кранцы за борт выбрасывать… Естественно, девушек орденоносного Балтийского завода они прельстили прежде всего. На эту беду кубрик боцманов был, так сказать, двухъярусным. Под основным кубриком был еще один, куда спускались через люк… В связи с тем, что большинство офицеров еще только изучали устройство крейсера, не все дежурные по кораблю и низам об этом знали. Поэтому в нижнем кубрике было создано настоящее прибежище разврата.
От командира, естественно, весь этот разврат не укрылся. Где-то уже в Северном море он собрал в кают-компании свободных от вахт офицеров и объявил, что замполитам боевых частей и членам парткома вменено строго бдить за моральным обликом офицерского состава и, даже, разрешается в ночное время проверять офицерские каюты. Командиры БЧ несут личную ответственность за своих подчиненных и обязаны докладывать старпому о каждом нештатном случае... Правда, выразился командир более конкретно и точно.
Но вся проблема была в том, что крейсерская организация корабельной жизни - сугубо уставная и образцовая, основанная на букве уставов и многочисленных инструкций. Сам после крейсерской службы поражался вольным трактовкам основополагающих документов на сторожевиках, тральцах и прочих кораблях низших рангов... Так вот, порядок взаимоотношений с женщинами на борту никакими документами прописан не был. Ну, где сказано, что нельзя встречать восход на юте с особой противоположного пола, крепко держа её за талию или попу...
Поэтому, когда ретивый замполит ломился ночью в очередную лейтенантскую каюту, его встречал сосредоточенный старлей с наглухо застегнутой ширинкой и рулоном чертежей в недрогнувшей руке, дескать принимаю секретный объект у промышленности, а у вас, тов. капитан-лейтенант допуск имеется, чтобы глаз косить на койку с совсекретными чертежами, едва прикрывающими ножки тов. ведущего инженера...
И что удивительно - при таком количестве женщин на борту, никаких чрезвычайных происшествий и тому подобных случае на крейсере за время перехода не было. Кстати, натовцы обнаружили атомный крейсер только в датских проливах... Представляю, какой переполох был в штабах супостатов! Сначала над нами пролетел реактивный самолет (истребитель), потом появились датский и шведский торпедные катера. Затем подтянулись корабли. Подошел английский эсминец “Ньюкасл”. Через 15-20 минут, после того как он пристроился параллельно нашему курсу, с него начали давать световой семафор. Когда разобрали текст, то оказалось, что англичанин передал: “Вы превосходно выглядите”...
А.Никошин (БЧ-2), В.Титаренко (БЧ-2),
Б. Нашутинский (БЧ-2)
“Красная звезда” от 10 апреля 1981года – Самая первая публикация о крейсере в советских СМИ
И за кормою вьется белой пряжей.
Скалистые вдали остались кряжи.
А впереди – привычный непокой.
Как на Руси ведется с давних пор:
Чтоб не напали вороги и воры, -
Богатырям доверены дозоры...
...Сегодня “Киров” заступил в дозор!.П.ВЛАДИМИРОВ
“На страже Заполярья” от 19 апреля 1981г.
Конец 2 части