Краснознаменный Тяжелый атомный ракетный крейсер “Киров” по праву можно назвать гордостью ВМФ СССР: его строила вся страна, свыше шестисот различных предприятий поставляли на его борт новейшее оружие и боевую технику, лучшие конструкторы воплотили свой многолетний опыт в создание корабля, аналогов которому в мире нет.
Первые проектные исследования корабля с АЭУ начались еще в 1964 г. К тому времени в нашей стране уже был построен первый в мире атомный ледокол “Ленин” (1959), в США в боевой состав ВМС вошел атомный крейсер УРО “Long Веасh” (1961), в обеих странах был накоплен определенный опыт по эксплуатации АПЛ. |
||
Разработку проекта нового корабля поручили ленинградскому Северному ПКБ. Главным конструктором был назначен Борис Израилевич Купенский, под руководством которого к тому времени уже были созданы корабли пр.50 и 61. Непосредственное участие в в процессе создания корабля принимал Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков. Проектирование заняло значительное время, и в результате в 1972 г. вместо первоначально задуманного БПК водоизмещением 8000 т был разработан проект принципиально нового корабля — тяжелого атомного ракетного крейсера водоизмещением 26 тысяч тонн! Как известно, с конца 1950-х гг. в силу своеобразных взглядов советского лидера Н.С.Хрущева на роль ВМФ и, в частности, надводных сил, строительство больших надводных кораблей в нашей стране не велось. В боевом составе флота оставались артиллерийские крейсеры пр.68бис (последний из которых, “Мурманск”, вступил в строй в 1955 г.) водоизмещением 16 300 т; а также значительное меньшие по водоизмещению ракетные крейсеры пр.58 (5300 т) и пр.1134 (7130 т). |
С цветами – Б.И.Купенский |
|
Строительство “Кирова” стало поистине революционным шагом в развитии отечественного ВМФ. Трудно перечислить все новейшие образцы вооружения и военной техники, разработанные нашей промышленностью, которыми оснащался крейсер. Закладка корабля состоялась 27 марта 1974 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Формирование экипажа началось два года спустя. На первом этапе экипаж был укомплектован из офицеров 7-й ОПЭСК, флотилий ПЛ, а также выпускников ВВМУ. Командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, к тому времени уже в течение трех лет командовавший РКР “Адмирал Зозуля”. |
Балтийский завод .Март 1980г. ГК ВМФ С.Г.Горшков оценивает готовность корабля. Справа вверху – контейнер противолодочной ракеты комплекса “Метель” |
|
Родился Александр Сергеевич 8 апреля 1938 г. в Днепропетровске. После окончания ВВМУ им. М.В.Фрунзе служил в должностях помощника командира 130-мм артбатареи ЭМ “Московский комсомолец” и “Находчивый”, затем командиром батареи МЗА и командиром группы управления огнем “Находчивого”, командиром БЧ-2 “Московского комсомольца”. В середине 1960-х гг. он стал сначала помощником, а затем и старпомом командира ЭМ “Бывалый”. После обучения на 6-х ВСОК в октябре 1970 г. его назначили старшим помощником командира новостроящегося БПК “Адмирал Макаров”, а через три года — командиром РКР “Адмирал Зозуля”. В октябре 1976 г. Александр Сергеевич стал командиром головного ТАРКР “Киров”, командирский мостик которого он оставил только в июле 1984 г., возглавив соединение ракетных кораблей СФ (заочно закончил ВМА), а затем став начальником ВВМУ им. М.В.Фрунзе, откуда и вышел в отставку в звании контр-адмирал. Двадцать девять лет непрерывной службы на надводных кораблях и 15 лет в должности командира крейсера. Молодой перспективный офицер (командиром самого современного для того времени крейсера был назначен в 35-летнем возрасте) мог пойти в ВМА и, закончив её, успешно продвигаться по служебной лестнице. Но Александр Сергеевич ставил вопросы государственной важности и долг службы выше личных интересов. С присущим ему чувством ответственности и энтузиазма он приступил к исполнению должности командира крейсера “Киров”, который находился под пристальным вниманием самых высоких инстанций страны и флота. При постройке корабля командир, разумеется, не просто командир. Трудно перечислить даже направления, в которых он обязан быть специалистом — это и конструктор, и эксплуатационник, и технолог, и воспитатель. Одним словом — уникальный руководитель. В существующей обстановке, когда почти все было впервые и имевшийся опыт по некоторым направлениям (например, АЭУ) приходилось перерабатывать и внедрять, полагаясь на свой опыт и интуицию, вся полнота ответственности ложилась на плечи командира. Все остальные должностные лица, начиная с Главкома и Главного конструктора, могли только помочь, а сделать и принять ответственность за все на себя мог только командир. |
||
В состав первого экипажа крейсера вошли следующие офицеры: заместитель командира по политической части капитан 3 ранга В.Н.Попов, старший помощник командира капитан 3 ранга М.М.Тельнов, помощник командира капитан-лейтенант А.С.Зюбрицкий, помощник командира по снабжению ст. лейтенант В.М.Коцофана, командир БЧ-1 капитан-лейтенант В.Г.Борисов, командир БЧ-2 капитан 3 ранга В.Н.Храмцов, командир 1-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант В.В.Козловский, командир 2-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант Р.И.Соседский, командир 3-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант С.Г.Ролев, командир 4-го дивизиона БЧ-2 капитан-лейтенант В.Ф.Колесник, командир БЧ-3 капитан-лейтенант В.И.Рымарь, командир БЧ-5 капитан 3 ранга Н.И.Шипилов, командир дивизиона движения капитан-лейтенант И.П.Ратин, командир электротехнического дивизиона ст. лейтенант А.К.Кинебас, командир дивизиона живучести ст. лейтенант Н.В.Богомолов, начальник РТС - капитан-лейтенант А.А.Сгибнев, командир 1-го дивизиона БЧ-7, старший лейтенант Г.Г.Габриков, командир 2-го дивизиона БЧ-7 старший лейтенант В.В.Питерцев, командир 3-го дивизиона БЧ-7 капитан-лейтенант В.А.Иванов, командир 4-го дивизиона БЧ-7 ст. лейтенант Ю.М.Суворов, начальник химической службы капитан-лейтенант И.В.Постников, начальник медицинской службы капитан медслужбы В.И.Услугин, командиры и инженеры групп — выпускники училищ 1976-77 гг.. |
||
Командующий КСФ адмирал В.Чернавин. 1980г. |
||
Из трех командиров групп дивизиона движения, имевших опыт эксплуатации реакторов АПЛ, в экипаже остался один — лейтенант А.Н.Абрамов, остальных пришлось вернуть к прежнему месту службы.
На период комплектования экипажа в Управлении кадров СФ был назначен “направленец” по крейсеру — капитан 2 ранга Игорь Иванович Подберезкин, с которым в дальнейшем решались все кадровые вопросы по офицерскому составу. На первом этапе отобранные и назначенные на должности 26 офицеров составили костяк экипажа, который в январе 1977 г. начал подготовку в Учебном центре ВМФ в Сосновом Бору. Для Учебного центра это была ответственная задача — впервые в ВМФ готовился экипаж атомного надводного корабля. Командование, преподавательский состав УЦ под руководством контр-адмирала Виктора Федоровича Кудрявцева, прекрасно организовали теоретическую подготовку по АЭУ, радиационной безопасности, практическую подготовку на Ленинградской АЭС офицеров дивизиона движения. Высокая требовательность к слушателям была проявлена при приеме экзаменов на завершающем этапе подготовки. В апреле 1977 г. всю группу командировали в Учебный центр ВМФ в Палдиски, где на действующем реакторе была продолжена подготовка операторов, специалистов химслужбы, отработаны учения по специальным планам. В 1978 г. офицеры 1-го дивизиона прошли подготовку на атомном ледоколе “Сибирь”, совершив плавание по Северному морскому пути. Второй этап (1977-1978) — комплектование офицерским и мичманским составом боевых частей, служб и команд. Они проходили подготовку на кораблях соединения, Учебных центрах флота, предприятиях промышленности, на которых создавалось и испытывалось оружие и техника головных образцов. |
||
Сидят:
В.Подповетный, А.С.Ковальчук, Н.И.Шипилов, В.И.Услугин. Стоят: С.Соболев, С.Путря, С.Шупиков. |
Сидят слева направо: В.Яиков, О.Столяренко, Н.Шамота,
С.Соболев, А.Здохненко Стоят слева направо:А.Вицко, В.Баянов, И.Дрекалов, В.Подповетный, А.Рубец, А.Обрезков, А.Никошин, чета Ралль, Н.Колесниченко, Л.Сагайдак, Ю.Суворов, Ю.Лимонов и В.Каширин п.Роста, 1978г. |
|
Медицинская служба: Слева: Курников Константин (начальник аптеки), Александр Медведев (фельдшер), Г.М.Поляков (врач-терапевт), Сергей Гусев (санитар). г.Ленинград.1979г |
Медицинская служба: Группа матросов во главе с С.В.Беляковым около военно-медицинского музея в Ленинграде.. 1979г |
Третий этап (1978-1979) — комплектование экипажа матросами и старшинами срочной службы. Отбор производился с 27 НК и ПЛ СФ. На назначенные корабли командировались офицеры БЧ и служб для изучения назначенного к комплектованию личного состава, его специальной подготовки, моральных и деловых качеств, составления списков по штатному расписанию. В дальнейшем корабельная комиссия под руководством командира прибывала в соответствии с планом на корабли и проводила беседу с каждым матросом и старшиной, утверждая окончательные списки кандидатов. |
|||
На переднем плане: И. Кучмистый (ХС), В.Карпов (ХС).
Справа: А.Шахрай (БЧ-7) и С.Лизенко (БЧ-3) |
|||
Музкоманда. 1979г. |
|||
По первому штату экипаж состоял из 109 офицеров, 112 мичманов, 588 матросов и старшин — всего 809 человек. В дальнейшем численность экипажа увеличилась до 830 человек. Требования к кандидатам в экипаж новостроящегося корабля, изложенные в приказе ГК ВМФ, выполнялись неукоснительно. При первом заслушивании командира корабля по формированию экипажа адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков обратил внимание на то, что 80% командиров групп и инженеров составляют выпускники училищ. Как скажется это на боеспособности корабля? Жизнь показала, что ставка на выпускников училищ была правильной. Корабли эскадры много плавали, участвовали в крупных учениях флота, решали задачи боевой службы и боевой подготовки. Молодые офицеры строящегося крейсера старательно учились в море на отработанных кораблях у настоящих профессионалов. За период подготовки на флоте 90% офицеров получили допуск к самостоятельному управлению подразделением и несению дежурно-вахтенной службы. | |||
Командир группы ОСНАЗ А.Романько прибыл в Ленинград отдельно от всех – он был в море на бпк “Адмирал Исаченков” |
|||
Двенадцатого августа 1978 г. начался сбор личного состава для подготовки к переезду в Ленинград. Двумя эшелонами 21 и 26 сентября экипаж доставили к месту строительства корабля, в специально подготовленный военный городок на Васильевском острове. | |||
После проведения организационного периода, строевого смотра штабом ЛенВМБ экипаж приступил к заселению на корабль и стал участвовать в его строительстве, но окончательно переселился на корабль только 29 марта 1980 г. В конце апреля — начале мая были введены в действие корабельные реакторы, а 15 мая корабль был готов к переходу в кронштадтский сухой док. Готов был и его экипаж. За полтора месяца благодаря огромным усилиям офицеров, мичманов, матросов и старшин удалось отработать все расписания, действия по тревогам, нормативы. | |||
Комсомольское собрание РТС – будущая боевая часть управления |
Комсомольское собрание БЧ-2 |
Однако уровень воды в Неве не позволял начать движение. 27 мая буксиры отвели “Киров” от достроечной стенки завода и, проведя через акваторию порта, отошли — в Морской канал корабль вошел своим ходом. Но тут усилился ветер, и пришлось принимать решение следовать на Красногорский рейд, чтобы стать на якорь.
Два дня спустя, 29 мая начали постановку в “док Велещинского”. Сложнейшая операция заняла около тридцати часов. За это время швартовные команды корабля проявили исключительное мужество, высокую морскую и общефизическую подготовку. Особенность испытаний головного корабля заключалась в комплексном проведении швартовных, заводских и Государственных испытаний. Правительственная комиссия под руководством зам. ГК ВМФ адмирала Г.А.Бондаренко прибыла на корабль перед выходом из завода и приступила к работе. Слева направо:
ПКК – А.С.Зюбрицкий Командир СПК – М.М.Тельнов ЗКК – В.Н.Попов Выполнив перечень доковых работ, 13 июля крейсер вышел из дока и перешел на Красногорский рейд. Заводские ходовые испытания продолжились в акватории ЛенВМБ, готовились к переходу в Балтийск. |
|||
Слева: В.Валунский, О.Котов, КОМАНДИР и ст. матрос А.Сахров |
Командир Лен ВМБ адмирал А.П.Михайловский в торжественной обстановке от имени ГК ВМФ на построении 7 августа вручил командиру военно-морской флаг СССР, а 14 августа “Киров” прибыл на рейд ВМБ Балтийск. |
В течение месяца проводились испытания оружия и техники, были выполнены десятки артиллерийских и торпедных стрельб, отработаны боевые упражнения ракетными комплексами самообороны и ПЛО. В период испытаний корабль непрерывно находился под наблюдением кораблей и авиации НАТО. |
Это первый боевой корабль, который следил за "Кировым" на Балтике. Германский эсминец "Роммель" американской постройки (типа "Чарльз Ф. Адамс"). Он начал слежение как раз когда мы отрабатывали с "Октябриной" буксировку. Подошел в тумане… В 1998 был выведен из боевого состава ВМС, а в 2004 распилен на металлолом в Турции. А.Романько |
|
Официальное представление корабля на Государственные испытания произошло 18 сентября, а 24 сентября при нахождении в море на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. Заслушав доклад председателя комиссии, Главком “пролез” по всем отсекам корабля, заслушав офицеров, мичманов, старшин и матросов, и после доклада командира утвердил план перехода на СФ. Корабль и экипаж ему понравились. Движение начали 27 сентября, в 4.30 следующих суток вошли в проливы и, форсировав ходами 18-24 узла, в 23.00 вышли из них. На переходе в Североморск провели учение с АПЛ пр.705. |
||
Пятого октября корабль 1980г.ошвартовался к причалу №7 ВМБ Североморск. А на следующий день под руководством ГК ВМФ и министра судостроительной промышленности СССР были заслушаны председатель и члены комиссии, командир корабля, утвержден дальнейший план испытаний в Баренцевом и Белом морях. Корабль приступил к испытаниям головных образцов ударного, противолодочного оружия, комплексов ПВО. Испытания проводились в Белом море в сложных метеоусловиях. Толщина льда к тому времени уже достигала 18-25 см. 28 декабря проведением испытания длительного максимального хода корабль начал движение в Североморск. |
||
На переднем плане: Г.Трифонько (БЧ-2), Н.Курган (СС) и А.Темченко (БЧ-7) |
|
|
Предстояло устранить до полутора тысяч замечаний, произвести покраску внутренних помещений (наружную покраску перенесли на летний период), ревизию оружия и технических средств. Сдаточная команда завода и предприятий промышленности размещалась на плавказарме, ошвартованной к причалу №7. Снова “бой в Крыму, все в дыму”. Но к 1 апреля работы были закончены, и корабль начал подготовку к выходу в море. |
||
Двенадцатого апреля в торжественной обстановке в присутствии строителей, представителей общественности Мурманска, Североморска, представителей штабов и соединений, делегации Казахстана, ветеранов крейсера “Киров” командующий СФ адмирал В.Н.Чернавин от имени ГК ВМФ вручил командиру Краснознаменный военно-морской флаг и орден Красного Знамени, унаследованный от легендарного крейсера. |
||
Первый ряд: А.Обрезков, А.Кассай, Б.Пономарев, А.С. Ковальчук, Г.Гуртовой, С.Михалев, С.Ролев. Второй ряд: Н.Колесниченко, В. Яиков, Б.Нашутинский, С.Малышев, С.Путря, С.Щукин, В.Жуков. Третий ряд: С.Иванов, А.Кирдишов, М.Фомин, С.Шкаликов, Н.Нагут |
Сдав курсовые задачи К-1 и К-2 в середине июля корабль участвует в оперативном командно-штабном учении “Север-81” под руководством Главнокомандующего ВМФ. Находясь на борту крейсера в море, Главком внимательно наблюдал за действиями личного состава. Прощаясь с экипажем, отметил высокую выучку личного состава и объявил благодарность за успешные действия в учении. |
|||
В марте 1983 г. на СФ прибыл Министр обороны СССР маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов. “Киров” произвел на него сильное впечатление. После обхода корабля с показом оружия и боевой техники маршал спросил у командира: “Неужели Вы всё это знаете?” Последовал ответ: “Знаю в той степени, чтобы организовать управление кораблем и взаимодействие боевых частей и служб”. |
Войдя в состав сил постоянной готовности корабль, совершенствует боевую подготовку, участвует практически во всех учениях СФ. На одном из учений по ПВО офицеры Г.Гуртовой и А.Никошин., командиры артиллерийских батарей, поощрены Главнокомандующим ВМФ ценными подарками за высокую специальную подготовку. Прорвавшая ордер кораблей ракета-мишень была сбита на дистанции 5 км артиллерийскими комплексами | |||
В феврале 1983 г. корабль провел мореходные испытания в Баренцевом и Норвежском морях в 10-бальный шторм на скоростях хода от 6 до 22 узлов. |
Сидят: В.Подповетный, А.С.Ковальчук, Н.И.Шипилов, В.И.Услугин. Стоят: С.Соболев, С.Путря, С.Шупиков |
В декабре 1983 г. корабль вышел на боевую службу в район Северо-западной Атлантики и в Средиземное море. Появление такого мощного корабля в Мировом океане вызвало огромный интерес у командования НАТО. “Киров” постоянно отслеживался сначала базовой патрульной авиацией, учебными атаками истребительной и штурмовой авиации, а с проходом Бискайского залива — кораблями непосредственного слежения ВМС Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии. В 1989 г., находясь с официальным визитом в Неаполе, командиру пришлось услышать лестный отзыв командующего ВМБ Неаполь о действиях крейсера. Он доставил им немало хлопот и оттянул на себя все находившиеся там силы и средства. Авианосцы и линкор типа “Айова”, держались на удалении 500-600 км от крейсера, а линкор прекратил обстрел ливанских городов и вынужден был перейти в островную зону Средиземного моря.
За два с половиной месяца личный состав получил солидный опыт в плавании, эксплуатации оружия и технических средств, значительно повысил своё боевое и тактическое мастерство. |
|||
Под флагом Главкома ВМФ корабль участвовал в оперативном командно-штабном учении “Атлантика-84”. По оценке Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, “Киров” успешно справился с поставленной задачей и представлен МО СССР к награждению вымпелом “За мужество и воинскую доблесть”, проявленные на учениях и морских походах. Это был последний выход прославленного флотоводца на любимом корабле.
Корабль и его экипаж стал учебным центром подготовки экипажей кораблей этой серии. В книге “Северный флот России” дана такая оценка: “Экипаж первенца советского атомного надводного кораблестроения тяжелого ракетного крейсера “Киров” своим самоотверженным трудом внес весомый вклад в развитие и совершенствование боевой мощи Северного флота”. В дальнейшем крейсер активно участвовал в боевой жизни СФ и выполнял ответственные задания Родины. Так, в октябре 1986 г. он в кратчайший срок прибыл в район гибели К-219 и длительное время находился там, а в апреле 1989 г. на максимальной скорости достиг района катастрофы АПЛ “Комсомолец” и вывез оттуда в Североморск 27 спасшихся и 19 погибших моряков. С декабря 1989 г. по февраль 1990 г. крейсер выполнял задачи боевой службы в Средиземном море. После десяти лет службы крейсеру конечно необходим был ремонт, но из-за сложного экономического положения денег выделить длительное время не удавалось, и он стоял в Североморске. В 1992 г. “Киров” переименовали в “Адмирал Ушаков”. В 1998 г. из-за отсутствия средств на восстановление, готовилось решение о его списании. Однако в 1999 г. депутаты Государственной Думы приняли постановление “О сохранении в боевом составе ВМФ ТАРКР “Адмирал Ушаков””, был создан благотворительный фонд для восстановления и модернизации крейсера. Корабль перевели в акваторию ГМП “Звездочка” для выполнения ремонта. Однако это оказалось довольно сложной проблемой, решить которую не удалось до сих пор. На “Кирове” — “Адмирале Ушакове” воспитано огромное количество командиров и специалистов, которые и в настоящее время занимают высокие должности. Второй и третий командиры крейсера получили адмиральские звания: контр-адмирал Сергей Владимирович Лебедев в настоящее время — зам. начальника Оперативного управления ГШ ВМФ, а контр-адмирал Владимир Иванович Рогатин — командир Новороссийской ВМБ. Все последующие крейсера этой серии в своем становлении, конечно, брали за основу наработанный опыт “первопроходца”. Им во многих вопросах было уже легче, тем более что во всех испытаниях принимали участие специалисты “Кирова”. |
|||
Я стал командиром крейсера в 1996 г. Хочу сказать, что и поныне жив дух, заложенный первым экипажем, он передается из поколения к поколению. На крейсере существует традиция: офицеру или мичману, прослужившему в составе экипажа более пяти лет, выдавать удостоверение “Ветеран ТАРКР “Киров””. Советы ветеранов крейсера “Киров”, действующие и в Санкт-Петербурге, и в Североморске, объединяют многие сотни офицеров и мичманов и активно участвуют в жизни крейсера и флота. В последнее воскресенье апреля,
в День памяти, на Пискаревском кладбище собираются сотни ветеранов прославленного крейсера, чтобы почтить память своих товарищей, встретиться и вспомнить свой любимый корабль, друзей, свою службу...
За самоотверженный труд, высокие моральные и боевые качества, проявленные при строительстве, испытаниях, вводе в состав сил постоянной готовности командование корабля представило к награждению орденами и медалями 97 человек. Награждены 34 члена экипажа. Сам А.С.Ковальчук за создание уникального крейсера в 1982 г. награжден орденом “За службу Родине в ВС СССР” 2-й ст. Представление Военного совета СФ в 1985 г. к званию Героя Советского Союза вернулось обратно — в Москве заслуги командира по созданию уникального крейсера подвигом назвать не смогли. Зато награжденными оказались не имевшие никакого отношения к крейсеру предприимчивые дельцы, да еще наградами такого достоинства, которых не удостоили ни одного члена экипажа. Бог им судья... В августе 2001 г. Русской Православной церковью был канонизирован адмирал Ф.Ф.Ушаков. Я узнал, что, помимо всего прочего, для причисления к лику святых человек должен совершить подвиг и пройти через страдания. |
|||
Исходя из этого, командира и первый экипаж иначе как святыми не назовешь. | |||
Сергей Борисович Попов.
|