рассказанные им самим
I.
Хронология постройки шестивесельного яла в Шумилинской организации военных моряков.
В октябре 2014 года на собрании Шумилинского Районного Совета Белорусского Союза Военных Моряков прозвучала идея создания в Шумилино Клуба Юного Моряка. Поскольку моряками теоретически не становятся , было принято решение о строительстве шестивесельного яла, благо, озеро в Шумилино имеется.
Ответственным за постройку яла вызвался капитан 2 ранга А.Л.Бычков, а возглавить Клуб Юного Моряка согласился капитан 2 ранга В.В.Приходько.
Было встречено полное понимание во всех структурах – управленческих и хозяйственных.
Заместитель Председателя райисполкома А.Н.Зайцев идею одобрил, директор лесхоза И.Е. Попок распорядился выделить два кубометра отборной древесины, что и исполнило Мишневичское лесничество в лице А.В.Иванова, а непосредственно перевозками занимались бывшие военные моряки Басов С.П. и Яковлев Г.П. Материал на киль добывал лично А.Л.Бычков – нужен был хороший дуб, а изогнутую часть форштевня пришлось делать из ели, найденнoй в глухом лесу … На заготовку материала ушло три месяца.
Следующий этап – качественная распиловка материала. За это взялись директор ЖКХ И.К.Штуро и начальник деревообрабатывающего цеха С.Д.Бондаренко. Всего за одну неделю материал был готов, а В.В.Приходько 13 февраля 2015 года организовал его перевозку к месту постройки.
Для оказания помощи в сооружении яла был приглашён профессиональный плотник Н.А.Батилов, что он с честью и сделал, и чем очень гордится. Назначен Старшим Строителем.
Но одного леса для постройки яла было недостаточно – выдержать заводскую технологию изготовления нам было не под силу, хорошенько поразмыслив, решили, что шпангоуты будут набираться из еловой рейки 20х50, затем два слоя ДВП для основы бортов, водонепроницаемый слой двойного клеёнчатого материала с битумными прослойками, и , для прочности, покрытие из оцинкованной жести толщиной 0,55 мм. Ширстрек, привальный брус, планширь – дубовая доска толщиной 16 мм.
Были приобретены в розничной торговле ДВП, оцинкованная жесть, гвозди, винты, саморезы. С инструментом помогли И.В.Сушанов и Тишкевич Н.Н.
Много полезных советов и практических действий по изготовлению яла получено от Главного Советника А.И.Кравцова. (Такую должность ему утвердили, поскольку живёт в Витебске, и часто на строительстве появляться не мог).
За питание строителей и пошивку парусов отвечала Л.Г.Бычкова, и с этими задачами она достойно справилась.
С оснасткой такелажа помог Шкулов В.П., а все крепёжные детали из металла изготовил старпом И.В.Сушанов.
Финансирование проекта осуществлялось по принципу «С миру по нитке – нищему рубаха». Был проведён сбор средств среди моряков организации, Татьяна Владимировна Борисевич спонсировала часть средств на паруса, что очень дорого. Сумма всех непосредственных расходов на строительство яла составила 7 361 000 белорусских рублей, что в пересчёте на у.е. вышло525 единиц. А это – стоимость двухместной надувной резиновой лодки.
Забегая вперёд , 21 августа 2015 года получен судовой билет на ял, с восхитительной оценкой нашего корабля со стороны представителя Инспекции по маломерным судам Республики Беларусь.
Судостроительная верфь была организована по месту жительства А.Л.Бычкова, на хуторе Нараяна, в 25 км от Шумилино.
Так она выглядит с уложенным исходным материалом. ( Тень – Главного Конструктора, Строителя и Снабженца Бычкова А.Л.)
Примечание – обозначенные должности присвоены в соответствии с флотским юмором.
16 марта 2015 года . Начато строительство. Заложен киль, обозначены плазы 1:1.
Материал на форштевень, мачту, вёсла, рыбины, руль
А это уже шпангоуты.
Старший Строитель Н.А.Батилов за работой.
Один из технологических приёмов.
Кое-что просматривается …
Красота и мощь видны невооружённым глазом.
В ход пошло ДВП. Справляться с его креплением приезжали А.И. Кравцов, И.С. Василевич и Сушанов И.В.
Установка водонепроницаемого слоя. С материалом помогли Д.А.Бычков и В.В. Приходько