От автора

   Я не знаю, к какому жанру отнести то, что сейчас вам предстоит прочитать. Может, это дайджест? Или  фотоальбом? Или махровая и беззастенчивая компиляция? Честно говорю: не знаю. Скорее всего, смесь одного, второго и третьего. Эдакий текстовый винегрет, приправленный фотографиями и воспоминаниями сослуживцев.
   Предупреждаю сразу: тому, кому моложе 40 лет, данный труд читать не рекомендую. Ибо речь пойдет о тех годах, когда понятия «регламент служебного времени» или «профессиональный союз военнослужащих» не могли присниться и в кошмарном сне; и при получении команды «сходу – дробь» бежали не в прокуратуру, а спускались в кубрик личного состава; да и приказы отдавались не через адвокатов…Это было хорошее время – время молодости, бесшабашности и напряженной работы в море.

   19 августа 1991г авиарейсом «Мурманск-Новосибирск» самолетом Ту-134 с посадками в Архангельске и Свердловске (обратите еще раз на дату вылета – ГКЧП!) я покинул Кольский полуостров после 14 лет службы в 7-й оперативной эскадре, из которых 12 лет прослужил на атомном крейсере «Киров». В 118 арсенале ВМФ, что под Новосибирском, мои знания и умения, опыт корабельный службы никем не был востребован, поэтому и рассказывать об этом периоде службы не имею никакого желания.
    По старой привычке регулярно просматривал «Красную звезду» и «Знаменосец», естественно, «Морской сборник». Изредка перезванивался с Сан Санычем Сгибневым. Так что обстановкой по корабле владел. Напомню, что Интернет в России  на тот период был в зачаточном состоянии, поэтому никаких электронных писем никто не писал, а общались посредством  копеечных  почтовых конвертов. Учитывая, что на корабельной службе нами были исписаны тонны бумаг, то станет понятным, что сие занятие – написание рукописного письма -  уже отбило у нас всякое желание марать бумагу добровольно. Короче говоря, со временем переписка прекратилась сама собой…
   В мае 1992г. я прочитал в «Морском сборнике», что крейсер переименовали, а когда в сентябре этого же года приехал в Ленинград на встречу выпускников ВВМУРЭ им. Попова и встретился со своими однокашниками и сослуживцами по кораблю А.Темченко и В.Сауниным, то узнал и еще некоторые подробности – корабль в ремонте, на который денег нет: так, мол, и стоит у 7-го причала.
   В апреле 1999г я впервые был на ежегодной встрече экипажа в Питере, где, естественно, разговор шел и о дальнейшей судьбе корабля. В общем-то, все склонялись к мысли, что крейсер утилизируют. Было очень тоскливо от такой новости - будто теряешь настоящего друга, а сделать ничего не можешь…
   Однако, когда 28.11.99г. по ТВЦ был показан сюжет о подписании на борту крейсера адмиралом В.Куроедовым и представителями СПКБ (В.Юхнин) и заводом «Звездочка» (Северодвинск) в присутствии командующего СФ адмирала В.Попова специального соглашения о ремонте и модернизации корабля, появилась реальная надежда, что не все так трагично! Этот репортаж и сейчас есть в Сети на newstube.ru.
   Весной 2000 года, когда я стоял дежурным по части, мне попался старый номер журнала «Ориентир» за 1999г., где я прочёл заметку о том, что в октябре 1999г. Совет Федераций Федерального Собрания РФ одобрил действия правительства РФ по восстановлению крейсера “Адмирал Ушаков” и о сохранении его в боевом составе Военно-морского флота. Бросив все служебные дела, я помчался в библиотеку, где нашел не только само Постановление, но и первоисточник – Постановление Государственной Думы от 13 января 1999г. «О необходимости сохранения тяжелого атомного ракетного крейсера “Адмирал Ушаков” в боевом составе Военно-морского Флота».
   Однозначно, это был знак свыше! Именно летом того же года на книжной ярмарке я увидал и сразу же купил скромную бело-синенькую книжечку некоего А.С.Павлова «Атомные крейсера типа Киров (пр. 1144)», выпущенную в 1997г почему-то в Якутске! Это потом уже я узнал, кто он такой и что из себя представляет. Ну а тогда для меня это было шоком: про наш корабль написана целая книга!!!
   И тут прямо как шлюзы открылись - все известные мне адмиралы стали выпускать, а я, соответственно, покупать мемуары:
В 2000г – книга адмирала И.Капитанца «На службе океанскому флоту. 1946-1992гг»
В 2000г. – книга контр-адмирала Г. Костева «Военно-морской флот страны. 1945–1995. Взлеты и падения»
В 2002г – опять-таки чисто случайно, все на той же книжной ярмарке я наткнулся на «Тайфун» №2 со статьей С.Попова «Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». (Так получилось, что в сентябре того же 2002 года я вновь был в Питере на встрече выпускников, и встретивший меня М.Партала подарил мне этот же номер. Узнав, что мои однокашники и понятия не имеют об этой статье, я тут же его передарил. Надеюсь, Михаил не в обиде на мой поступок.)
В 2002г - книги адмирала А.Михайловского «Адмиралтейская игла», «Океанский паритет»
В 2003г – книга адмирала И.Хмельнова «Российский флот. Доблесть и нищета»
В 2004г – снова Г.Костев - «Неизвестный флот».
В 2006г – снова А.Михайловский - «Цена успеха».
В 2006г – книга А.Соколова «Советский ракетный крейсер. Зигзаги эволюции».
В 2006г – книга СПКБ «60 лет вместе с флотом».
В 2008г – книга Ю.Апалькова «Ударные корабли».
   Кроме этих книг появилась еще масса книг историков-маринистов и прочих беллетристов: И.Дроговоз, А.Тарас, Г.Дрожжин, А.Широкорад, М.Калашников … Я стал внимательно просматривать всю выпускаемую морскую литературу и если где встречалось упоминание о «Кирове», немедленно покупал.
   Апофеозом, конечно, стало приобретение журналов «Тайфун» со статьями капитана 1 ранга В.П.Кузина «Атомные ракетные крейсера пр. 1144», изданными в 1999г. Я читал про эти статьи, но «живьем» ознакомился только с вхождением во всемирную сеть, т.е. гораздо позже.
   Наступил 2003г – год моего увольнения в запас. 1 мая я был исключен из списков части. Перед этим событием еще раз побывал в Питере, на сей раз на встрече ветеранов корабля. И впервые столкнулся с некоторыми для меня непонятными проявлениями неосведомленности моих сослуживцев: этими книгами, про которые я говорил выше, никто не интересуется; каково состояние корабля в настоящий момент тоже особо никого не волновало; судьба сослуживцев после «Кирова» интересовала только «местную диаспору» в плане потенциальной работы. После официоза мы собирались по своим БЧ и далее разговор уходил о делах наших прошлых.
   По моему увольнению в запас мы купили компьютер сразу со всеми прибамбасами. А 13 июня 2003г от Анатолия Романько пришло почтовое письмо, в котором он указал свой электронный адрес.
   Вот с него и началась моя виртуальная кировская жизнь.
   Так вот, подключив впервые Инет, я набрал в какой-то белой строке «Атомный крейсер Киров» и …
   Но чем больше я читал про «Киров», тем ощутимее давал о себе знать некий червячок, поселившийся во мне с последнего визита в Питер. О чем пишут в Инете и в книгах? О проектировании, о борьбе «техники со здравым смыслом», о строительстве и тяжелом вводе в строй. А о жизни во чреве крейсера, а о нас, тех, кто осваивал и давал первые шаги столь большому ребенку – ни слова. Как мы жили, что мы ели, как проводили время, в каких учениях принимали участие, какие задачи выполняли - об этом почти все «маринисты» не писали. Недовольство это копилось во мне годами…
   Но вплотную крейсерской жизнью я занялся после очередного письма, уже электронного, от Анатолия Романько. Он мне прислал те самые 2 листа бумаги, на которых он написал в далеком 1977г список офицеров (см. часть 2).
    К тому времени я окончательно бросило пить спиртное, появилась возможность реабилитации перед кораблем за все то, что я нагулеванил по молодости (11 суток ареста: 2х3+5)и решил, что займусь-ка восстановлением списка всех офицеров, когда-либо служивших на крейсере. О, это была чертовски интересная работа. Не считал, сколько я денег потратил на переговоры с Москвой, Питером и Североморском, но думаю, что много!...Самая большая помощь пришла от того, на кого я в принципе и не мог рассчитывать – от Вадима Саакова из Североморска (ХС), который прослужи на корабле 16 лет! Он принял мою идею так сердечно, что с полной уверенностью заявляю – ему принадлежит процентов 30 всей работы! К большому сожалению, со временем Вадим исчез с горизонта нашей переписки. Где и что с ним – не знаю. Андрей Играев (мичман БЧ-7) мне прислал на дом целую посылку фотографий. Много фотографий получил от нашего КРМ-щика, Илдара Исмаилова, живущего сейчас в США. Да, география переписки у меня была обширная!!!
   В итоге я создал Хронологию офицерского состава, где указаны должности, фамилии и годы службы офицеров корабля. Забегая вперед, скажу, что я не стал выкладывать эти списки на существующий сайт из соображения безопасности. По моим подсчетам через корабль прошло более 300 офицеров (по данным на 2003г). Цифра внушительная, но не точная, ибо, что творилось с ШДК корабля, начиная с середины в 90-х, судя по письмам сослуживцев, никакой логикой не объяснить. И вообще: экипаж таркр «Киров» и войсковая часть 30981 – это две большие разницы.
Список офицеров, кто в разные годы служил на корабле.
№№ п.п.
Ф.И.О.
Годы службы
№№ п.п.
Ф.И.О.
Годы службы
Командование:
БЧ-5:
1
Ковальчук А.С. 1976 - 1984
162
Шипилов Н.И. 1976 - 1984
2
Лебедев С.В. 1982 - 1989
163
Абрамов А.Н. 1976 – 1983
3
Рогатин В.И. 1987 - 1991
164
Акопян А.Б 1983 - 1991
4
Паули А.С. 90-е
165
Алхасов Ш.К. 1998 - 2001
5
Попов С.Б. 1994 - 2000
166
Андреев В.В. 1985 - 1992
6
Петров А.А. 1989 - 1992
167
Беляев С.Ю 1990 - 1995
7
Суханов Л.В. 1991 - 1992
168
Березин Р.В. 1989 - ?
8
Тельнов М.М. 1976 - 1982
169
Благовещенский  А. А 1987 - 1990
9
Фадеев А.С. 2000-е
170
Богаченко О.П.. 1983  - 1992
10
Ширнин А.А. 1992 - 1996
171
Богомолов  Н.В. 1976 - 1984
11
Черненко А.Л 2000-е
172
Вершинин П.Ф. 1985 - 1995
12
Зюбрицкий А.С 1976 – 1982
173
Веснухов  А.Б. 1991 - 1997
13
Гелетин В.И. 1982 - 1984
174
Гавриленко А.М. 1977 - 1982
Политработники:
175
Галлиев А. 1997 - 1998
14
Попов В.Н. 1976 - 1982
176
Гритчин В.Ю. 1989 - 1991
15
Андреев А.А. 80-е
177
Гурьев С.Г 1985 - 1989
16
Аюпов О.Р 1980 - 1985
178
Дмитриев С.Ю. 1982 - 1992
17
Байрбеков К.Ш. 1990 - 1995
179
Жихарев 1992 - 1992
18
Барабанов А.Н. 1989 - 1991
180
Ивлев О      1982 - 1988
19
Бордюжа 80-е
181
Калугин А.И. 1990 - 1994
20
Валунский В 1979 – 1981
182
Канащенко А.П. 1976 - 1982
21
Вицко А.Н. 1979 - 1986 
183
Каширин В Ю 1976 - 1980
22
Гороховский А.А. 1977 - 1980
184
Кинебас А.К. 1976 - 1982
23
Дудкевич А.П. 1985 - 1986
185
Кондратенко С.В. 1985 - 1990
24
Заболотный А   1983 - 1989
186
Конюшенко Л Ю 1988 -2001
25
Егоров С. 1989 -
187
Крылов М.А. 1989 - ?
26
Клименко А.П. 90-е
188
Курилов В.П. 1977 – 1987
27
Коркин С.А. 1981 - 1983
189
Куц Г.В. 1977 - 1984
28
Котов О.А. 1980 - 1982
190
Лукьянов И.Р. 1995 - 1996
29
Колосов О.Ю. 1986 - 1995
191
Лысенко И. 1982 - 1983
30
Маркин В.Г 1989 – 1992
192
Лютов К.В. 1990- ?
31
Музыра Ю. 1991 - 1995
193
Марчуков А.В 1987 - 1994
32
Мухосимов Ю. А. 1997 - 2003
194
Медведев С.Л. 1982 - 1989
33
Нагорнюк А.В. 1987 - 1995
195
Морев В.И. 1987 - 1993
34
Наумкин 80-е
196
Нижегородцев Б.А. 1986 - 1993
35
Нестеров В. 1997 - 2001
197
Николаев Е.Г.    1983 - 1987
36
Обухов В.М. 1982 - ?
198
Ожгихин В.  1979 - 1985
37
Песоцкий Е.А. 1977 - 1981
199
Ососов Р.Ю. 1989 - 1992
38
Подповетный В.И. 1976 - ?
200
Пантаев А. 1979- 1987
39
Полозский В.В. 1979 - 1983
201
Печеркин А 1985 - 1989
40
Попов В.А. 1977 - 1980
202
Полканов ? - 1985
41
Пугачев А.Ю. ? - 1991
203
Пудровский В.В. 1984 - 1990
42
Пыж В.В. 1981 – 1983
204
Путря С. А. 1976 - 1992
43
Сергейчук В.И. 1991 - 1994
205
Ратин И.П. 1976 - 1983
44
Сергучев Г 1991 - ?
206
Рачек А.Н. 1996 - 1998
45
Сумской 1997 - 1998
207
Самылов 1992 - 1995
46
Сошин Ю.А. 1983 - 1985
208
Саранин В.В. 1977 - 1988
47
Чумин И. 1983 – ?
209
Соболев М.С. 1988 - 1989
48
Юрко В.С. 1983 - 1989
210
Соболев С.В. 1976 - 1989
Военные дирижеры
211
Тарадин М 1980 - 1986
49
Гриппов Ю.А. 1978 - 1985
212
Тарасов В.В. 1990 - 1991
50
Куликов А.А. 1989 - ?
213
Тимофеев Е.В. 1976 - 199
51
Чаплыгин Р. 1985 - 1989
214
Турутин С.Л. 1990 - 1992
БЧ-1
215
Тюнтяев А.И. 1979 - 1986
52
Борисов В.Г. 1977 - 1982
216
Уколов С.А. 1993- 2000
53
Бродский М.М. 1979 - 1982
217
Цветков М.В. 1982 - 1987
54
Бычков А.Л. 1977 - 1983
218
Чистяков 1993 -
55
Веселов Е.В. 1987 -?
219
Чкалов Я.В. 1985 - 1993
56
Вяльдин 1996 - 1999
220
Шаблаков В.И. 1979 – 1985
57
Гапионок А. 1986 - ?
221
Шамота Н 1977 - 1980
58
Дорофей А.В. 1982 - 1986
222
Шипилов О.Н. 1991 - 1997
59
Малыга В.И 1982 - 1991
223
Шупиков С. 1976 - 198
60
Мельников В.В. 1999 -2004
224
Щукин С.А. 1976 -
61
Попадьин Ю. 1985 - 1988
225
Яиков В.В. 1976- 1988
62
Скоров С 1983 - 1986
БЧ-7:
63
Смирнов П. 1993-?
226
Сгибнев А.А. 1977 - 1982
64
Федоров С.В. 1977 - 1987
227
Кириченко Н.Г. 1977 - 1983
65
Чухрай А 1993-?
228
Белинин В.К. 1980 - 1992
66
Яблочкин В.Ю. 1988 - 1990
229
Архипченко И.П. 1989 - 1992
БЧ-2:
230
Балковский В.М. 1982 - 1988
67
Хромцов В.Н. 1976 - 1983
231
Богданов А.Г. 1984 - 1993
68
Алексеев С.Н. 1984 -?
232
Борисов А.В. 1985 - 1989
69
Апанасов А.Ю. 1988 – ?
233
Быбин Д.С. 1989 -?
70
Блинов А.В. 1990 - 1994
234
ВасиленкоВ.В. 1989 -?
71
Болотников Е. 1988 – 1990
235
Габриков Г.Г. 1977 - 1985
72
Борисов Ю.В. 1977 - 1979
236
Гарбузюк В.В. 1983 - 1990
73
Бурковецкий К. 1992-?
237
Горбань А.Н. 1981 – 1999
74
Вавилов И. 1985 - 1992
238
Дрекалов И.В. 1977 - 1983,  1987 - 1989
75
Важенин Ю.В. 1985 - 1989
239
Егоров А.П. 1983 - 1991
76
Гамыдов М.И. 1977 - 1985
240
Ершов Е. 1998 - 2001
77
Гданьян Р.С. 1989 - 1992
241
Здохненко А.Ф. 1977 - 1987
78
Горбачев 90-е
242
Иванов И.Н. 1982 - 1988
79
Губанов О.Н 1990 - 1993
243
Кашин С.А. 1988 - 1994
80
Гуркин О.Н. 1977 - 1982 
244
Кирдун А.И. 1988 - 1992
81
Гуртовой Г.И.
1977 – 1984,  1986 - 1988
245
Киржаев М.А. 1983 - 1989
82
Гусев А.П. 1977 - 1984
246
Коваленко Л.К. 1978 - 1991
83
Гущин Д. 1984 – ?
247
Коробко С.П. 1978 - 1982
84
Дрозд Н.И. 1984 - 1991
248
Котов О. 1986 - 1993
85
Ерохин Е.А. 1987 - ?
249
Лазоренко В.М. 1985 - 1989
86
Живобрицкий А.А. 1979 - 1987
250
Лимонов Ю.А. 1977 - 1984
87
Жуков А.В. 1990 - ?
251
Любченко В.И. 1983 - 1985
88
Измерли Н.М. 1984 - 1986
252
Малышев С.В. 1978 - 1985
89
Иноземцев О.Н. 1984 - 1989
253
Меркулов В.В. 1983 - 1993
90
Ильин А.В. 1978 - 1988
254
Обрезков А.В. 1977 - 1989
91
Кабенков О.А. 90-е
255
Парамонов  А. 1989
92
Кагановский Ю.В. 1977 - 1978
256
Партала М.А. 1981 - 1984
93
Казанский 1993 - ?
257
Питерцев В.В 1977 - 1981
94
Канев Д.В. 1989 - ?
258
Пономарев Б.П. 1977 - 1989
95
КасатоновВ.Л. 1983  - 1990
259
Прилуцкий И.И. 1981 - 1987
96
Кассай А.И. 1977 - 1986
260
Проценко И.Е. 1989 - 1993
97
Квятковский Д.В. 1987 - 1990
261
Ралль С.Д. 1977 - 1981
98
КозловскийВ.В 1979 - 1983
262
Родионов В.А. 1981 - 1985
99
Колесник В.Ф. 1976 - 1981,  1984 - 1986
263
Рожков А.Д. 1989 - 1992
100
Колесниченко Н.Г. 1977 - 1987
264
Романько А.П. 1977 - 1983
101
Коломийцев Е.Н. 1990 - 1993
265
Саладуха А.Р. 1991 - 1992
102
Левин П. 1989г.
266
Сатиков ИВ. 1989 - ?
103
Максимов С.К. 1983 - 1991
267
Свиницкий А.А. 1994 - 1995
104
Мирный 1984
268
Сигов В.К. 1977 – 1983,  1984 - 1988
105
Нашутинский Б.Н. 1977 - 1986
269
Сирота 1999 - 2000
106
Никошин А.А. 1977 - 1984
270
Смирницкий С.Б. 1981 - 1987
107
Патрусов А В. 1977 - 1983
271
Соловьев К.Ю. 1985- 1988
108
Пичужкин А. 1983- 1984
272
Стебихов А.Н. 1989 - ? 
109
Ролев С.Г. 1977 - 1990
273
Столяренко О.А. 1977 - 1984
110
Романец О. 1984 - 1988
274
Суворов Ю.М. 1977 - 1981
111
Савчук Р.В. 1989 – ?
275
Тарайло В.П. 1988 - 1991
112
Саунин В.Г. 1977 - 1984
276
Темченко А.Г. 1977 - 1982
113
Семенов А.И. 1986 – 1990
277
Тишанский А.Л. 1985 - 1988
114
Сизов О.Ю. 1985 - 1990
278
Федоров И.С. 1978 - 1985
115
Смирнов Ю.Е. 1981 - 1988
279
Хлынин И.Г. 1977 - 1981
116
Смоляк И.В. 1990 - 1992
280
Холод С.В. 1982 - 1992
117
Сосецкий Р.И. 1977 - 1981
281
Шаки С. А. 1992 - ?
118
Спиридонов В.П. 1982 - 1989
282
Шахрай А.И. 1978 - 1986
119
Стародумов А.А. 1984 - 1989
ХС:
120
Титаренко В.Д. 1977 – 1985,  1989
283
Постников И.В. 1976 - 1980
121
Трифонько Г.А. 1977 - 1984
284
Линник А.И. 1980  - 1984
122
Тубальцев В.А. 1977 - 1984
285
Бочкарев Н.Н. 1985 - 1994
123
Усов А.А. 1988- 1993
286
Гаврилов А.Е. 1989 - 1992
124
Федоренко И В 1983 - 1992
287
Гусев К. 1984 -  ?
125
Хомяков К. 2000 - 2002
288
Давыдов А.П 1982 - 1985
126
Цвигун  В.Ф 1986 - 1994
289
Карпов В.Г. 1978 - 1982
127
Шулин В.В. 1982 - 1986
290
Кучмистый И.В. 1976 - 1984
128
Яковенко И. 90-е
291
Лютов 1994 -?
129
Ярмолюк Б.А. 1988 - 1989,  1994 - 1999
292
Миндубаев 1988 - ?
БЧ-3:
293
Михалев С.И. 1977 - 1987
130
Рымарь В.И. 1978 - 1982
294
Петренко Ю.А. 1983 - 1991
131
Агафонов А.В. 1982 - 1990
295
Ростовский М.Ю. 1990 - 1994 
132
Амелин К.Л. 1982  - ?
296
Рублевский А.П. 1976 - 1983
133
Андреев В.А 90-е
297
Сааков В.Г.   1986 -2003
134
Григорьев О. 90-е
298
Синельников Г.А. 1988 - 1992
135
Жуков В.В. 1977 - 1986
299
Сулимов Ю.В. 1985 - 1989
136
Занделов О.В. 90-е
300
Ткаченко В.Б. 1983 - 1988
137
Канюк 80-е
301
Чернов Н.Б. 1976 - 1983
138
Карпунин А.Н. 1997 - ?
302
Шерстобитов 1989 - 1990
139
Кузьмин П.В. 90-е
МС:
140
Кутеко  А.А. 80-е
303
Услугин  В.И. 1976 - 1984
141
Кущнерук К. 80-е
304
Беляков С.В. 1979 - 1982
142
Лизенко С. 1977 - 1981
305
Воропанов И.М. 1979 - 1982
143
Лукинчук Д. 1996 - 1997
306
Груша О.И. 198?  - 199
144
Рашев П.Г. 90-е
307
Конев А. 198? -
145
Решетов Б.В. 1986 - 1992
308
Лепехин С.П. 1990 - ?
146
Снетков Д. 1996 - 1997
309
Няшин 90-е
147
Шумилин  М.И. 1997 - ?
310
Песков Н 1982 - ?
БЧ-4 (дивизион связи):
311
Поляков Г.М. 1979 - 1982
148
Иванов В.А. 1977 - 1983
312
Продан Л.А. 1989 - ?
149
Баянов В.Н. 1977 - 1983
313
Тютюнков А.В. 198? - ?
150
Вернов С.  1983 - 1988 
314
Форащук П. 1982 - 1985
151
Кузмичев И.Н. 1984  - 1987
315
Фильчин 1985 - ?
152
Рубец А.С. 1977 - 1984
316
Чудаков А.Ю. 1984 - 1989
153
Рябинин А.В. 1983 - 1986
317
Шнырук Ю. 1989 - 1995
154
Савельев 1986 – 1991
СС:
155
Сагайдак Л.Н. 1977 - 1983
318
Коцофана В.М. 1977 - 1983
156
Синяков О.А.  1986 - 1991
319
Курган Н.Н. 1977 - 1983
157
Соколов В.П 1983 - 1987
320
Галкин  А.В. 1997 - 1999
158
 Ханин В.В. 90-е
321
Гармаш В.Д. 1984 – 1992
159
Цыганков А.А. 1990 -?
322
Гетманский А.Б. 1983 – 1985
160
Чумбаров А.Е. 1986 - ?
323
Гринь Е.В. 1985 - 1987
161
Шлопак ? - 1996
324
Клипов С.В. 1987 – 1997
   
325
Котиков С.А.    ?  - 1997
   
326
Кубрак Е.В. 1982 - 1985
   
327
Малахов Б.А 1990 - 1991
   
328
Свистунов В.П. 1992 - 1995
     
329
Семиряжко И. 1981 - 1983
     
330
Чернов Ю.В. 1984 - 1997
     
331
Шишканов В.М. 1985 - 1990

Уверен, что кого-то пропустил. Буду рад уточнениям и дополнениям.

   Параллельно с этой работой я решил поднять все старые газеты и журналы за 80 - е годы. В библиотеке оказался лишь «Морской сборник» 80-х годов, да и то не все номера. Но главное было начать. Я скопировал все, что нашел. Затем я «переселился» в библиотеку Сибирского военного округа. Как ни странно, там оказался «МС» 90-х годов. Скопировал. Я так загрузил работой их ксерокс, что в итоге он сломался, а я перебазировался в областную «публичку», где находились газеты всех времен и народов. Перешерстил всю «Красную Звезду». Нанес визит и в Государственную публичную научно-техническую библиотеку, там кое-что нашел… Со временем я вышел на социальную сеть «Одноклассники», «ВКонтакте» и аналогичные. Цель была одна: собрать воспоминания, фотографии и другие документы того периода. А далее – записать на диск и начать рассылку по адресам. Чем я и начал заниматься с 2006г. Точно помню, что всего разослал около 60 дисков, причем изначально стала видна ошибка – каждый последующий диск уже отличался от предыдущего:по мере появления новой информации или какой-либо корректуры содержание диска менялось. Это по сути был тупик. Нужно было выходить в Инет. Но как ? Сайтостроением я не владел – нужна была помощь извне.
   В 2004г также виртуально познакомился с замечательным журналистом из Северодвинска – Олегом Борисовичем Химанычем (ныне он заместитель редактора газеты «Корабельная сторона», Северодвинск), который близко к сердцу принял мои потуги – «Киров» не должен быть просто военно-морской единичкой 090! Благодаря именно Олегу Борисовичу со временем появились прекрасные статьи в «Корабелке» о нашем крейсере и ряд фотографий корабля северодвинского периода.
   Приближалась очередная круглая дата: в в 2005г – 25-летие приема корабля в состав СФ, а в 2006 г – 25-летие подъема Краснознаменного флага. Мне подумалось, что юбилей такого корабля вполне уместен для публикации в СМИ. Осенью 2005г для начала я обратился в «Красную звезду». Так, мол, и так, дорогие товарищи: предлагаю вам замечательную тему. Ответ за подписью капитана 2 ранга N. меня обескуражил – шлите, говорит, материалы, а мы тут посовещаемся. « Ах вы гады, - отвечаю, - я вам готов дать вся пароли и явки в Москве, Питере и Североморске, точные адреса и телефоны первых командиров,ваше дело лишь направить корреспондента, а вы еще и с меня что-то требуете! Да на хера вы тогда там сидите?!» Где-то в таком духе. Ответа не было. Как и не было статьи в конце декабря 2005г. В феврале 2006г я снова к ним с просьбой: не забудьте – скоро опять юбилей. Ответ пришел через мгновение – Ваш аккаунт занесен в черный список! О как!!!
    На сим и впредь я переписку с этой газетой прекратил. Обратился к другим СМИ, в т.ч. и на ОРТ, РТР, НТВ. Никто не откликнулся, никто не ответил. И вот тут на меня сошло прозрение – а ведь действительно, это же никому не надо. Зачем поднимать историю «партийного корабля» - другие времена настали! А если быть уж совсем точным – другие люди.
   В 2005 г офицеры С.Максимов и И.Федоренко запустили в Инет корабельный сайт http://www.kreiserkirov.ru/   Но по некоторым техническим причинам мой проект «Заказ 800» туда не вписывался. Я к тому времени чувствовал на просторах WWW себе чрезмерно самоуверенно, за что и поплатился: несколько раз хватал таких вирусов, что оставался лишь один путь – полная перезагрузка, точнее – переустановка. В результате такой халатности много материала погибло безвозвратно, ибо копии я не делал. Раза 3 я начинал все по-новой… В 2008г я приехал на 70-летний юбилей Александра Сергеевича Ковальчука, где впервые состоялся серьезный разговор с Михаилом Бродским о выпуске диска «Заказ 800» в Инет. Между теоретическими разговорами и практическим осуществлением задуманного прошло 2,5 года
    Примерно в этот же период я «познакомился» с замечательным профессионалом своего дела – знаменитым фотографом из Одессы Анатолием Одайником, который любезно предоставил мне ряд фотографий «Кирова».
   К этому времени у меня уже сложилась целостная картина своего Проекта. Не хватало одного – живых воспоминаний. Я всегда завидовал сайтам и форумам, где люди общаются вживую: одни начинают что-то вспоминать, другие подхватывают, выкладывают фотографии, раритеты и так получается задушевный разговор сослуживцев. Но также было видно, что через пару лет тема сама по себе иссякает, если не подключаются новые сослуживцы, и такой форум непременно обречен на забвение. Не буду перечислять такие сайты и форумы, но поверьте на слово – очень много. Что корабли, что лодки – без притока свежих сил все они обречены. Но это касалось тех кораблей, где офицерского состава не так уж было и много. А нас-то - Nomen illis legio… Таким образом, мой the Труд уже был готовой базой для самостоятельно «плавания» в безбрежных водах Инета.. Оставалось за малым – расшевелить сослуживцев. И вот тут я получил такой удар, что работа практически остановилась. Никто не хотел общаться!
   Снова поверьте на слово – я неоднократно писал Обращения к офицерам: давайте создадим историю корабля, пока мы все в здравом уме и трезвой памяти. Честно говоря, я не любитель морских баек (как ни странно это звучит, но охоту к ним у меня отбил популярный ныне химик - маринист А.Покровский. Но речь не о нем). Мне ближе по духу простые корабельные истории, особенно – поучительные, т.е. те, из которых можно сделать какие-либо вывода: так делать нельзя, а вот так – необходимо. Мои призывы остались без внимания абсолютным большинством офицеров. Тогда я избрал другую форму: вместо коллективных обращений стал писать персональные письма. Дело чуть сдвинулось с мертвой точки: не все, но многие стали присылать фотографии с короткими комментариями. Для начала этого хватало. Правда, я надеялся на большую активность… Тем не менее, это меня (точнее – уже нас, т.к. к работе активно подключился Игорь Федоренко) не остановило – решено было запускать Хроники в Инет.
   Я старался выложить голые факты без какого-либо своего субъективного комментария и личных оценок, потому что считаю, что делать это именно мне не корректно: я не заслужил ни медали, ни ордена, ни досрочного присвоения воинского звания. Т.е любая моя критика в чей-либо адрес может быть превратно истолкована. Так что предоставляю слово нашим СМИ!
   Внимательно ознакомившись с материалом, виден явный хронологический пробел – 90-е годы, точнее – 1993 - 1998 г.г. В отличие от центральных СМИ, НСЗ по инерции еще писала о передовиках бывшего инициатора соцсоревнований (это можно найти в подшивках газеты этого периода), желающие могут обратиться в библиотеку Североморска, все газеты сохранились. Самому интересно было бы взглянуть. Судя по письмам сослуживцев того периода, положительного было мало. Правда, чему тут удивляться – вся страна лежала в руинах.
   Корабль последний раз красили в 1996г на День флота. Причем, так: от правого барбета в корму не крашено, краски не хватало - больше не дали, приказали: «со стороны причала не красить». Так что на нынешних северодвинских фотографиях корабля как раз и виден этот борт – немой свидетель монументально-декоративной живописи конца 90-х годов 20 века.
   Мало того, что «атомные паруса» разрывали сверху, так и еще и изнутри корабль разъедала моральная ржавчина. Вот о чем мне поведали сослуживцы-свидетели той поры:
   «…В 1997г на корабле была вскрыта органами североморской прокуратуры вопиющую по советским времена аферу. Говоря юридическим языком, начфин корабля подполковник Ю.Ч.(а как он получил подполковника при штатной категории «майор» ?) сколотил преступную группировку из офицерского состава службы снабжения (начальник службы капитан 3 ранга С.К., командир продовольственной группы лейтенант С.К.) и, пользуясь бесконтрольностью (а, может, наоборот? Ведь кто-то печатал приказы, кто-то печать ставил…Т.е разбирающиеся люди понимают, что круг посвященных был гораздо больше) со стороны командования корабля, определил на продовольственное обеспечение ряд офицеров …Нижегородского училища тыла, где в то время учился сын подполковника Ю.Ч. Таким образом, государству был причинен материальный ущерб в сумме… Кроме того, был вскрыт еще ряд мошеннических махинаций со спонсорской помощью для корабля, основные ценности которых также шли на личные нужды указанных офицеров. Не знаю, сколько лет это длилось: год, два, три…Да, уголовное дело сначала завели, но потом, как водится, обошлись малой кровью – те добровольно возместили материальный ущерб, а затем уж уволил всех троих.»
   А вот до чего довели глаза корабля – НК «Андромеда»:
    «…Хочу рассказать случай. Как-то в сентябре 1994 меня вызвал в каюту С. и предложил принять по акту все имущество ЦПНК: ЗИПы, КИПы, стойки "Авроры" и т.д. Указал на то, что скоро будем списывать. Я принял все досконально. Открывали все ящики ЗИПа, все стойки приборов. Выяснилось, что добрая половина ЗИП и КИПов грубо разграблена, благо в стойках приборных платы все на месте. Офицер негодовал, кричал, пугал, но акты я так и не подписал. Стойки все опечатал пластилином и практически жил на ЦПНК. В октябре 1994 к нам перевели командиром РНГ ст. л-та Н-ского. Офицер сей постоянно отсутствовал на корабле, а на обязательных построениях видел я его через раз. Но он имел замечательные отношения в Штурманских мастерских, и по списанию мат. базы был человеком незаменимым. И вот в марте-апреле 1995 многих из л/с БЧ выделили для переноски чего-то куда-то из штурманской рубки и ходового. Работали целый день. Вечером спускаюсь в ЦПНК и бац - ключ проворачивается, а открыть не могу. Кое-как открыл броняшку поста, малость погнув. Бегом побежал к стойкам приборным и ... печати сорваны на половине стоек «Нарвы» и «Авроры», крышки кое-как закручены. Открыв одну стойку, я просто обалдел: все платы с микросхемами на кассетах вырваны "с мясом". Я маленько посидел, подумал и рубку дежурного. По кораблю стоял к.3р. К. Я ему: мол, так и так. Вместе с ним спустились на пост. Постояли, поохали и все на этом. Доложил ли он командиру корабля, не доложил ли, я не знаю.
    Но на следующий день у КБЧ я узнал о себе много нового. И разговор этот (вернее, монолог) закончился тем, что все сводится к тому, что, похоже, пост разбомбил как бы и я сам, и все выяснится в ходе служебного расследования. Я и тогда был уверен и сейчас в том, кто организовал это "мероприятие" Право жаль, что так грязно и коряво. Ну, в общем, вот так перестал жить вполне еще работоспособный наш ЦПНК. Расследования никакого не было, я уволился по окончании срока контракта в июне 1995…»
    Грязно и гадко читать такие вот мерзости… Так что о том времени тяжело писать: аbyssus abyssum invocat!

Для чего создан этот Проект? Кому он будет интересен?
Попробую все-таки напрячь мозг и чуть расширить свои мысли.
Даже попробую их упорядочить.

   1 .Выросло целое поколение военморов, в умах которых словосочетания «атомный крейсер Киров» уже нечто архаичное, откуда-то из далекого прошлого. Они, может быть, даже и понятия не имеют, что в Северодвинске в состоянии комы находится некогда гордость всего Флота СССР. Причем, даже не останки корабля, а вполне добротное корабельное существо. Пусть даже и в весьма потрепанном виде, но с перспективой на реанимацию! Рассказать о корабле статьями прошлых лет как укор «новому мышлению» - вот моя небольшая задача.
   2. Это нужно нам – экипажу. Старшинам и матросам, у которых в ДМБ-альбомах находятся лишь несколько фотографий, которые перелистывают в День ВМФ. Но матрос служит (-л) 3-2 года и не все мог знать об истории проектирования и создания корабля. Также будет весьма интересно узнать, а что было с крейсером до и после его службы.
   3. Это нужно нашим детям и внукам.
   4. Это нужно и самому Крейсеру. Чтоб очиститься от разной шелухи, которая налипла за его жизнь благодаря некоторым неточностям, а то и явных нелепицам, отображенных в книгах и монографиях начала 2000-х годов.

Пример 1
   В книге контр-адмирала Г.Костева “ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СТРАНЫ В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ” (2000г.) сказано на стр.435:
   «…Как и в предыдущем своем посещении флота, М.Горбачев от визитов на корабли отказался, ограничившись посещением «Кирова», где он раздавал ордена и медали…»

   Правда, уважаемый адмирал ссылается на слова капитана 3 ранга, про которого могу уверенно сказать, что такого в экипаже никогда не было. Но тогда тем более обидно за эту нелепицу. Поясняю: да, М.Горбачев был на корабле. Но никаких орденов и медалей он не раздавал. И был-то всего минут 15-20. И даже не обедал, хотя все было приготовлено спецслужбами. Потом все они же и забрали.

Пример 2
   В книге адмирала И.Хмельнова «Российский флот. Доблесть и нищета» (2003г) – стр.386:
   «…В мае 1983 г. в Североморске произошел взрыв складов боеприпасов… Атомный крейсер “КИРОВ” самостоятельно, без вспомогательных буксиров отойти не мог. И тогда командир корабля капитан 1-го ранга А.С.Ковальчук применил корабельную артиллерию, чтобы не допустить поражение крейсера разлетающимися ракетами…»
    Поясняю: да, пожар и, соответственно, взрывы были. Только это произошло в 1984г. Во-вторых, корабельную артиллерию «Киров» не применял. Хотя у визирных колонок стояли комбаты и были готовы по приказанию открыть огонь. Но команда так и не поступила – обошлось.

Пример 3
   Книга флотского историка И.Дроговоза «Большой флот страны Советов» (2003г.) Тираж – 5100 экз ( в те годы весьма солидно!)
   «...Пример атомного крейсера “КИРОВ” наглядно показывает, корабли какого качества поставляла флоту судостроительная промышленность. В представлении, направленном Главной военной прокуратурой Министру обороны СССР маршалу СОКОЛОВУ в сентябре 1986 г., говорилось: “В 1980 г. технически неисправным, неукомплектованным и без проведения ряда испытаний принят от промышленности тяжелый атомный крейсер “КИРОВ” постройки Балтийского завода имени С. Орджоникидзе. Некоторые системы и изделия неисправны до настоящего времени, он стоит в ожидании заводского ремонта. Тем не менее… вручены государственные награды 3 тыс. человек, в том числе 13 должностным лицам из состава приемочной комиссии. Троим присвоено звание Героя Социалистического Труда, среди них – председателю комиссии адмиралу Г.Бондаренко.…Неудивительно поэтому, что ТРКР “КИРОВ” практически не эксплуатировался. Единственную свою боевую службу он нес в 1984 году, второй раз отправился в дальний поход лишь через 5 лет(!), в конце 1989 г…»
    Поясняю: понятно, что у меня нет доступа к столь серьезным прокурорским документам – верю на слово. Но непонятно другое: какой криминал видится в последнем предложении?
    То, что наш корабль не был «заточен» на боевые службы, становится понятным, если читать серьезную литературу: А.П.Михайловского и И.М.Капитанца (у каждого автора тираж одной книги около 2000 экз. Сравните с И.Дроговозом!).
    Далее - этот пассаж:
   «…он стоит в ожидании заводского ремонта…».
Если «Киров» стоит в ожидании ремонта, значит, на так уж все и серьезно, раз стоит и ждет. Во-вторых, непонятно – корабль ждет своей очереди с 1980г, что явная бессмыслица, или речь идет о 1986г ? Вообще-то корабли иногда нуждаются в ремонте. В-третьих: ну и хорошо, что ждет, значит, все идет по плану. А другой «писатель», (см.ниже), наоборот, обвинил корабль, когда он «влез» вне очереди.
    Ну а Героя Социалистического труда адмирал Г.Бондаренко получил в …1985г в канун Дня Победы.

Пример 4
   «Застрельщик» А.С.Павлов в своей монографии «Атомные крейсера типа Киров» (1997г), немного говоря о жизненном цикле корабля, в частности пишет:
    «…7 апреля 1989 г. крейсер находился в море, когда поступил срочный приказ полным ходом идти к месту гибели АПЛ “Комсомолец”… Это обычное в боевых условиях форсирование хода оказалось для корабля непосильным: вышел из строя главный редуктор…»
    Вот, кстати, от кого и пошла гулять по Инету информация о злополучном редукторе. Причем, в разных публикациях именно на А.Павлова ссылаются как на главный аргумент.
    Поясняю: Это было в 1988г. Мы возвращались из полигона БП, когда у нашего военного дирижера Романа Чаплыгина случился острый приступ аппендицита. Несмотря на наличии на борту штатных врачей, операцию в море решили не проводить (была на тот момент какая-то бумага, которая предписывала по возможности больных все-таки оперировать в стационарных условиях). Шли уже в Кольском заливе 18-узловым ходом, когда, чтоб избежать столкновения с каким-то буйным «рыбаком», пришлось дать полный «назад». Отработали без замечаний. Встали на бочку. Отправили Рому в госпиталь. А когда наутро стали давать ход, чтоб подойти к причалу, вот тогда-то и выяснилось, что с редуктором у нас проблема. Поставили в ПД-50. В итоге был обнаружен скрытый заводской дефект. Никого не наказали. Вот и вся история.
    Читаем дальше того же А.С.Павлова:
    «…но в результате длительной загрузки дока аварийным крейсером на нем (доке) не смогло пройти плановое докование целое соединение ПЛ…»
    Поясняю: см.выше. Значит, на тот момент «Киров» был нужнее флоту, чем «соединение ПЛ». Вот интересно, а о чем вообще идет речь, что же это за странное соединение такое? Глянуть бы на эти планы.
    И наконец:
    «…во второй половине 1980 года крейсер совершил поход в Индийский океан…»
А вот этот факт уже соответствует истине! Правда, не в 1980г, а в 2010. И не «Киров», а «Петр Великий»

    Я еще долго могу разбирать такие передергивания фактов в разных публикациях, но, безусловно, в моих оправданиях уже никто не нуждается. Кроме одного живого существа, имя которому – атомный крейсер «Киров». Давным-давно на вопрос одного из своих учеников, в чем, собственно, состоит искусство скульптора, французский скульптор Огюст Роден ответил:
    «Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее». Вот и мой принцип такой же: не надо лишнего кораблю. Он и сам по себе достойное произведение корабельной истории.
    5. Это нужно нам, товарищи офицеры! Легко в очередной День ВМФ выпить по «чуть-чуть», поднять военно-морской флаг на даче и пустить слезу, а наутро – все забыть и снова идти на работу, досадливо вспоминая вчерашнее как что-то постыдное, никак не вяжущееся с обликом делового человека, юриста или охранника детского сада.,.
    Совсем недавно я нашел такие замечательные слова одного человека. Но т.к. я лично его не знаю, то привожу часть письма без авторства. Он говорит несколько о других делах, но в целом мы столкнулись с одинаковой проблемой – проблемой общения (орфография автора):
    «…Может, я напрасно полгода (или больше?) колотил по клавишам? Может, слишком мелкотемен и (или), как таковой, никому и на хрен не нужен? Не исключаю такой возможности. А, может, мои бывшие однокашники, гордые своими биографиями (и ГЕРОИЧЕСКИМИ АВТОбиографиями), подобно литературствуюшей братии (знаю я, немало повидал всяких лириков и сатириков), предпочитают в основном вещать, а не слушать чужое? Что ж, это нормально. И я здесь, вроде как оказался на чужом пиру. Мне, конечно, не поверят, посчитают ущемлённым, обиженным. А я не расстроен. Наоборот, очень благодарен за то, что смог, будучи благодаря счастливому случаю, втянутым в возрождение нашей памяти, смог испытать много счастливых минут, окунаясь в светлое детство и добрую юность. … Всё равно, я не в проигрыше. Наоборот - в большом выигрыше. Я с радостью это проделал для себя, себе, и этим доволен. И совершенно не важно, что обо мне думают другие, и желают ли обо мне думать. Главное – я хорошо думаю о тех, кто ТОГДА были моими друзьями. И такими оставляю их в своей голове, в своей душе. А что стало с людьми, с их мыслями и их чувствами за долгие годы жизни (которая, по сути, ежедневная борьба - борьба с препятствиями, с обстоятельствами с противником, борьба с самими собой, постепенно меняющимся), что стало с вами – это не по моей части. Я за себя в ответе. Об этом и писал…»
    Мне добавить к этому письму нечего…
    6. Я с большой теплотой называю тех офицеров и мичманов корабля, кто помог мне составить Хронологию, кто прислал фотографии, документы и другие материалы для данного Проекта; тех, с кем у меня наладились добросовестное отношение и взаимопонимание, хорошие деловые контакты. Уверен, что ваш пример показателен и для других моих сослуживцев.

I.Офицеры и мичманы:

КОВАЛЬЧУК А.С.
ЛЕБЕДЕВ С.В.
ТЕЛЬНОВ М.М.
АКОПЯН А.Б.
АРХИПЧЕНКО И.П.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ А.А.
БОГДАНОВ А.Г.
БОЧКАРЕВ Н.Н.
БРОДСКИЙ М.М.
ВЕРШИНИН  П.Ф.
ВЕТКОВ С.
ГАРБУЗЮК В.В.
ГДАНЬЯН  Р.С.
ГОРБАНЬ А.Н.
ДМИТРИЕВ С.Ю.
ДОРОФЕЙ А.В.
ДРЕКАЛОВ  И.В.
ДРОЗД  Н.И.
ДУДКЕВИЧ А.П.
ЕГОРОВ  А.П.
ЗДОХНЕНКО А.Ф.
ИНОЗЕМЦЕВ О.Н.

ИГРАЕВ А.В.
КАНАЩЕНКО А.П.
КАСАТОНОВ В.Л.
КАССАЙ  А.И.
КАШИН С.А.
КОЛЕСНИК  В.Ф.
КОНЮШЕНКО Л.Ю.
КОРКИН  С.А
КОТОВ  О.А.
КУРИЛОВ В.П.
КУРГАН  Н.Н
КУЦ Г.В.
МАКСИМОВ  С.К.
МАЛЫГА  В.И.
МЕДВЕДЕВ  С.Л.
МЕРКУЛОВ В.В.
НАШУТИНСКИЙ Б.Н.
НИЖЕГОРОДЦЕВ  Б.А.
ПАРТАЛА М.А.
ПЕСОЦКИЙ Е.А.
ПИТЕРЦЕВ В.В.
ПОЛЯКОВ Г.М.

ПУДРОВСКИЙ  В.В.
РУБЕЦ  А.С.
РОМАНЬКО А. П.
РЯБИНИН  А.В
СААКОВ  В.Г.
САРАНИН В.В.
САУНИН В.Г.
СИГОВ  В.К.
СМИРНИЦКИЙ С.Б.
СМИРНОВ  Ю.Е.
СТАРОДУМОВ А.
ТАРАДИН М.
ТЕМЧЕНКО А.Г.
ТИТАРЕНКО В.Д.
ТУБАЛЬЦЕВ В.А.
УГОЛЬНИКОВ Б.В.
ФЕДОРЕНКО И.В.
ФЕДОРОВ С.В.
ФОРАЩУК П.
ШИШКАНОВ В.М.
ШУЛИН В.В.
ЯРМОЛЮК Б.А.

   Я  хорошо осознаю, что опубликование многих  раритетов были бы невозможны без тесного сотрудничества с  матросами  и старшинами  корабля разных призывов. Так уж получилось, что многих я не знаю, но, тем не менее, благодаря именно вашим ДМБ-альбомам, вашему  неравнодушному  отношению к крейсеру, вашей поддержке и  пониманию и состоялся этот Проект.  Я с удовольствием  называю фамилии тех, с кем я  плодотворно сотрудничал в разное время:
II. Старшины и матросы:

АВРАМЕНКО Игорь
АЛЁХИЧЕВ Андрей
АЛЁШИН Юрий
БАРДИН Владимир
БОНДАРЕНКО Геннадий
БУКРИН Сергей
ВАСИЛЬЕВ Игорь
ВОРОТНИКОВ Вячеслав
ГЛАГОЛЕВ Александр
ГЛЕБОВ Андрей
ДАРКОВ Николай
ДЕБУНОВ Владимир
ДРОБЖЕВ Александр
ДЬЯКОВ Александр
ДЬЯЧЕНКО Сергей
ЗАПОРОЖЕЦ Игорь
ЗИЛЬБЕРЛЕЙ Леонид
ИСМАИЛОВ Илдар
КАРВАСАРНЫЙ Владимир
КАРПОВ Павел
КАБАНОВ Михаил

КАЛЫМОВ Кайрат
КЛИМЕНКО Владимир
КУШПЕТЮК Анатолий
КРИВОНОГОВ Дмитрий
КУЗНЕЦОВ Андрей
КУРНИКОВ Константин
КУРМЕШ Сергей
КУРАЕВ Магомед
ЛОПАТИН Максим
ЛУКАШИН Игорь
ЛЯШЕНКО Андрей
КОТОВ Владимир
КОШЕЛЕВ Борис
КРАСНОШТАН Александр
МАРЧЕНКО Николай
МОРОЗОВ Алексей
МОСТОВОЙ Руслан
НОВИКОВ Валерий
ОЗМИТЕЛЬ Игорь
ОШЕВ Игорь
ПАВЛЕНКО Александр
ПЕТУХОВ Максим

ПИТИНОВ Андрей
ПОНЯВКИН Александр
РЫКОВ Всеволод
САХРОВ Александр
СЕРЕДА Александр
СИДОРЕНКО Владимир
СМИРНОВ Евгений
СТАРОСТИН Олег
СЫРОВЕГИН Сергей
ТЕРЕХОВ Евгений
УШАКОВ Андрей
ФИЛИМОНОВ Вячеслав
ФОМЕНКО Александр
ХАФИЗОВ Ринат
ХРЕНОВ Анатолий
ЧАРИН Михаил
ЧАРИН Павел
ЧУЧУНОВ Сергей
ШЕВЦОВ Сергей
ШИШКИН Константин
ЮЩЕНКОВ Сергей

   7. С огромной благодарностью называю тех, без кого вообще бы этот Проект не получил  «путевку в жизнь». Несмотря на мою компьютерную безграмотность и часто  задаваемые нелепые вопросы, несмотря на мой взрывной характер, они поняли главное - суть моего стремления: не дать уйти «Кирову» в забвение! -  и  взяли рискованную ответственность перед миллионной аудиторией WWW выложить этот материл в Инет. Мои единомышленники  очень ответственно отнеслись к Проекту, к работе в целом. Во время работы у нас сложилось  хорошее взаимопонимание.
Я ценю все, что сделали мои сторонники  в память о нашем крейсере и нашем экипаже. Считаю, что  Проект сделан едва ли не профессионально и выглядит фантастически! Я  уже получаю письма с самой высокой  похвалой  о «Заказе 800», за столь удивительную работу.
«Et vidit Deus quod esset bonum!», -  говорю я сейчас своим единомышленникам, моим техническим разработчикам, руководителям и реализаторам Проекта «Заказ 800», без помощи которых я бы сам ничего не сделал:
    Михаилу Михайловичу БРОДСКОМУ
    Игорю Владимировичу ФЕДОРЕНКО

   По указанным выше ссылкам можно выслать замечания и пожелания по технической стороне Проекта.

   8. При составлении Проекта были  использованы фрагменты из следующих источников:

А.ПАВЛОВ: «АТОМНЫЕ КРЕЙСЕРА типа КИРОВ» (Якутск , 1997г)
Б.ЗУБОВ «Записки корабельного инженера. Развитие надводного кораблестроения в Советском Союзе» (М., 1998г.)
А.МИХАЙЛОВСКИЙ: «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ИГЛА» (1999г.)
В.КУЗИН: «Атомные ракетные крейсеры проекта 1144» («Тайфун», 1999г. и «Морской сборник» 1991г.)
И.КАПИТАНЕЦ: «НА СЛУЖБЕ ОКЕАНСКОМУ ФЛОТУ 1946-1992гг. Записки командующего двумя флотами » (2000г.)
Г.КОСТЕВ: «Военно-морской флот страны в последние полвека. Взлеты и падения» (2000г.);
Н.АМЕЛЬКО:  «В ИНТЕРЕСАХ ФЛОТА и ГОСУДАРСТВА» (2002г.)
А.МИХАЙЛОВСКИЙ: «ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ. Записки командующего флотом» (2002г.),
И.ХМЕЛЬНОВ: «РОССИЙСКИЙ ФЛОТ. ДОБЛЕСТЬ И НИЩЕТА»  (2003г.)
И.ДРОГОВОЗ:  «БОЛЬШОЙ ФЛОТ СТРАНЫ СОВЕТОВ» (2003г.)
В.ЗОЛОТАРЕВ  и   В.ШЛОМИН:  «КАК СОЗДАВАЛАСЬ ВОЕННО-МОРСКАЯ МОЩЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» (2003г.)
Г.КОСТЕВ  «Неизвестный флот» (2004г.)
А.ШИРОКОРАД: «Флот, который уничтожил Хрущев» (М., 2004г.)
А.МИХАЙЛОВСКИЙ:  «Цена успеха» (2006г.)
А.СОКОЛОВ: «Советский ракетный крейсер. Зигзаги эволюции». (М., 2006г.)
«СПКБ – 60 лет вместе с флотом» - авторский коллектив (г. С-Пб., 2006г)
Ю.АПАЛЬКОВ: «Ударные корабли.» (г.М., 2008г.)
Фотографии из коллекции Р.Волкова, В.Костриченко, А.Кузенкова, А.Н.Одайника, П.Резвушкина, И.Сергеева, О.Б.Химаныча
Фотографии с
http://balancer.ru/forum/punbb/viewforum.php?id=25 ,
http://navsource.narod.ru/photos/02/165/index.html,
http://www.dodmedia.osd.mil,
http://forums.airbase.ru/2004/04/t26429--PLRK-na-tipe-Kirov.7896.html
http://forums.airbase.ru/2002/07/t20060--Kirov-v-Severodvinske....Remontiruyut-il.html
http://forums.airbase.ru/2008/02/t60201--TARKR-pr.1144,1144.2-KIROV,FRUNZE,KALINI.html
http://forums.airbase.ru/2002/11/t20001--TARKR-and-quot.Admiral-Ushakov-and-quot.9180.html
http://forums.airbase.ru/2003/10/t23065--Utilizatsiya-Ushakova.html

   9. Рекомендую посетить дружественные сайты:
  Сайт крейсера “Александр Невский“
  Сайт крейсера "Мурманск"
  Сайт больших противолодочных кораблей пр.1134А
Всем спасибо!

Я буду рад любым изменениям и дополнениям.

Пишите!

Вернуться к оглавлению