Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная Шаталовская школа»

Старооскольский городской округ

 

 

Муниципальный этап

Открытого международного

историко-краеведческого конкурса

«Морской венок славы: моряки на

службе Отечеству», посвященный

200-летию Отечественной войны 1812 года

 

 

МИЧМАН

С АТОМНОГО КРЕЙСЕРА

«КИРОВ»

(исследование)

 

 

 

 

 

Автор: Анисимов Роман Геннадиевич

14.10.1998 года рождения

309 550, Белгородская обл., Старооскольский р-н,

с.Шаталовка, ул. Береговая,5

обучающийся 7 класса МБОУ «Шаталовская СОШ»

309 550, , Белгородская обл., Старооскольский р-н,

с.Шаталовка, ул. Беговая,30.

Телефон: 8 (4725) 49-80-98

 

Руководитель: Анисимова Оксана Ивановна,

учитель истории МБОУ «Шаталовская СОШ».

Телефон: 8 (4725) 49-82-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаталовка, 2012

 

Введение

 

Воспоминание, один друг верный мне,

Разнообразит дни в печальной стороне.

Бесцветной пеленой покрылись неба своды,

И мертвы красоты окованной природы,

А взор мой, в этот миг, пленяясь и горя,

Объемлет с жадностью привольные моря,

А слух мой ловит гул и плеск волны мятежной,

Музыку вечную обители прибрежной.

 

Свою работу я начал стихотворением Петра Александровича Плетнева «Море». Данные поэтические строки созвучны с внутренним миром героя моего исследования, удивительного, мужественного, доброго моряка - Фомина Михаила Ильича, ветерана Вооружённых сил и мастера военного дела. Но как передать другим людям характер, образ, душу своего главного героя, поделиться с ними своим отношением к нему, вызвать такое же чувство притяжения к отдельно взятой личности?

Каждый день вокруг нас огромное количество людей: родные и близкие, друзья, соседи, незнакомые и узнаваемые. Некоторые из них нам дороги, другие безразличны, а третьи - интересны и притягательны. Так в чём же сила их притяжения? Почему появляется острое желание прикоснуться к их жизни? По-моему, потому что каждая из них действительно - личность, которая органична, самодостаточна, с огромной силой воли, любящая своё дело и ценящая жизнь.

Осознав это, я стал всё чаще и чаще возвращаться к человеку в форме, встречающемуся мне на территории нашего села. Внешне он такой же, как все мужчины – односельчане: высокий рост, крупное телосложение, но он единственный - мичман атомного ракетного крейсера «Киров».

 

Мичман с атомного крейсера «Киров».

 

 Михаил Ильич Фомин родился в соседнем селе Роговатое. Отец - Илья Михайлович Фомин 1930 года рождения, мать Варвара Родионовна Фомина 1934 года рождения. В семье было четверо детей: старшая Рая 1955 года рождения, Миша 1957 года рождения, Володя и младший брат Толя. Жили бедно, о достатке можно было только мечтать, но дети были очень привязаны друг к другу, и умели ценить всё, что имели на каждый день. В Роговатовской школе Миша проучился всего лишь два класса связи с тем, что родители переехали жить в село Шаталовка.

В третий класс Миша пошёл уже в Шаталовскую среднюю школу. С особой теплотой Михаил Ильич вспоминает своего учителя и классного руководителя, начиная с 5 класса, Павлову Зою Матвеевну, которая была и осталась любимым учителем в школе. Она же стала и главным человеком в дальнейшей судьбе своего ученика, воспитав в нём честность, порядочность, искренность, веру в свои силы, стремление к тому, чтобы самому добиться чего-то в жизни. Сильный характер, сила воли - вот, что объединяет этих двух людей, учителя и ученика. Зоя Матвеевна, действительно, учитель не только по профессии, но и по призванию, сыгравшая не последнюю роль не только в судьбе моего героя, но и в судьбах многих её учеников.

Яркое чувство ностальгии испытал Михаил Ильич, когда показывал мне фото из семейного альбома. Это была фотография 8 «А» класса (1971-1972 учебного года), в котором учился Михаил, и педагогов. (Приложение 2) Незабываемые для Михаила Ильича имена: Шамраева Зоя Фёдоровна - учитель физкультуры; Меньшенина Матрёна Гигорьевна - немецкого языка; Толстых Алексей Иванович - учитель труда; Павлова Зоя Матвеевна - алгебры и геометрии; Анисимова Нина Николаевна - физики; Машурова Мария Ивановна - русского языка и литературы; Толстых Николай Никитович - биологии, астрономии; Толстых Раиса Константиновна - немецкого языка.

В классе, где учился Михаил Ильич было 22 ученика: 11 мальчиков и 11 девочек.

Учился Михаил средне, некому было помочь и поддержать, мать неграмотная. Когда Миша учился в 9 классе, ему пришлось жить у тётки, так как родители уехали чабановать на Ставрополье.

В 1974 году Михаил оканчивает 10 класс и переезжает к родителям в Ставропольский край в село Ново-Янкуль, где и стал помогать родителям, работал чабаном. С детства привыкший к физическому труду, не испугался он и этого.

В мае 1975 года был призван в ряды Вооруженных Сил, попал в Севастополь - город-герой в Крыму, порт на Чёрном море, прославленный героической обороной в 1854-55 гг. в ходе Крымской войны и в 1941-42 в период Великой Отечественной войны. [2;391]

Через полгода службы в Севастополе командование предложило поступить в школу техников и связать свою дальнейшую жизнь с флотом. Старшиной роты на стажировку попал на Северный флот в Мурманск, расположенный за Северным полярным кругом на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Это крупнейший незамерзающий порт, основанный в 1916 году. В Великую Отечественную войну через Мурманский порт шли грузы, поступавшие из стран-союзниц для снабжения СССР. Мурманск называли «воротами Арктики», начальным путём Североморского пути; базой ледокольного (в том числе атомного) флота. [2;476]

В Мурманске, в Доме Офицеров на танцах Михаил познакомился с девушкой, которая глубоко запала в душу моряка.

Но настала пора возвращаться к месту учёбы, стал Михаил Ильич проситься на Северный флот. Просьбу удовлетворили, но отправили в Ленинград, где строился в это время новейший тогда атомный крейсер «Киров». В то время это был Первый атомный крейсер. (Приложение 1)

Мой интерес к данной теме рос с каждым днём, но я понял, что без литературы здесь не обойтись. Собирал всё, что мог. Много нового узнал для себя. Так вот, «Крейсер (от голл. - «плавать морем», «крейсировать) - боевой надводный корабль, относившийся ко 2-му классу кораблей стального флота с мощным вооружением, движущихся с большой скоростью и обладающих огромным запасом автономного хода. После Второй Мировой войны атомные ракетные и авианесущие крейсеры и их разновидности (например, большие противолодочные корабли в СССР) с неограниченным запасом хода почти во всех главных флотах заняли место линкоров (линейных кораблей, которые при атаке для нанесения наибольшего урона противнику - выстраивались в одну линию и стреляли одновременно, отсюда и название; оснащённые большим количеством пушек, линкоры могли уничтожать любые корабли на море и наносить мощные удары по береговым оборонительным сооружениям; экипаж линкоров мог доходить до 2,5 тысяч человек, с распространением ракетных войск и авиации эти огромные и дорогостоящие корабли были сняты с вооружения)» - такое определение содержит «Большая энциклопедия». [2;413]

Вот что по поводу крейсеров удалось мне «откопать» во всемирной информационной сети «Интернет»: «В 1950-60-х годах, новые виды ракетного вооружения, стремительно развивались и уже в начале 1960-х годов, стали активно вытеснять артиллерию и торпедное и противолодочное оружие с надводных кораблей. К началу 70-х годов ракетное вооружение заняло главенствующее положение на флотах, оставив артиллерии борьбу с целями только в ближней зоне, а торпедам роль главного противолодочного оружия.

В это же время на флотах появились новые газотурбинные и атомные силовые установки, новые системы радиоэлектроники и гидроакустики. Необходимость размещения всего этого, на кораблях как можно меньшего водоизмещения и исчезновение тяжёлой артиллерии, как основного оружия, привело к почти полному исчезновению на новых крейсерах броневой защиты.

Однако стоимость кораблей резко увеличилась и в 1960 — 1990-х годах. Только две великие державы, СССР и США, смогли строить новые крейсеры в больших количествах.

Первым ракетным крейсером Советского флота был «Дзержинский», корабль проекта 68-бис, модернизированный в соответствии с проектом 70-Э. после переоборудования в 1958 году на заводе №497 в Севастополе, с крейсера была снята одна из башен главного калибра. Несколько зенитных автоматов, торпедные аппараты и часть PJIC. За основу зенитного комплекса М-2 был взят комплекс «Двина» (С-25), который мог поражать цели на удалении до 70 км.

К началу 1960-х годов, советская промышленность, разработала и запустила в производство крылатые ракеты большой дальности. Ими было решено вооружить новые крейсера типа «Грозный» (проект 58).

Ко второй половине 60-х годов, стало ясно, что основным противником советского флота на море будут атомные подводные лодки и авианосные группировки ВМС США. Кроме того, выяснилось, что эффективность действий надводных кораблей охранения против современных АЛЛ, является недостаточной (мала зона охранения, велика собственная шумность, велико время выхода на дистанцию поражения АЛЛ).

Для противолодочной защиты эскадр на большом удалении от берега, были разработаны противолодочные крейсера проекта 1123 (типа «Москва»). Это были первые в советском флоте корабли, специально спроектированные для базирования на них вертолётов.

Последними советскими, и видимо, русскими тоже, крейсерами, стали атомные крейсера проекта 1144. Приблизившись по своему водоизмещению к линейным крейсерам дреноутной эпохи, корабли получили чрезвычайно мощное противокорабельное, зенитное и противолодочное вооружение, позволявшее нанести серьёзный ущерб авианесущей группировке «заклятых друзей» даже при действиях в одиночку. К сожалению, сейчас эти уникальные корабли, вступившие в строй с 1980-го («Киров») по 1998 находятся в плачевном состоянии (кроме вступившего в строй в 1998 году «Петра Великого») и, видимо, будут списаны, несмотря на свой не очень большой (по корабельным меркам) возраст...» (Приложение 1)

Здесь, представленные последние факты подтверждают слова Михаила Ильича, что именно осенью 1980 года атомный крейсер «Киров» - участником создания которого является и сам Михаил Ильич, что я отмечал ранее и что подтверждает фотография, имеющаяся в семейном фотоальбоме «УЧАСТНИКУ СОЗДАНИЯ» - прибыл в порт приписки - Североморск.

Североморск - город в Мурманской области. Порт в незамерзающем Кольском заливе Баренцева моря. Основан в 1951 году. Североморск - главная военно-морская база Морского флота. [2;741]

Именно в Североморске Михаил Ильич женился на молодой, красивой, весёлой и доброй девушке - Галине - учительнице! Да, да, именно на той девушке, которая запала в душу несколько лет назад на танцах в Доме офицеров.

На корабле Михаил Ильич в звании - мичман, в должности – техник - ракетчик по подводным лодкам, служил в БЧ - 3, обслуживал ракетную установку «Метель» под командованием капитана корабля, капитана I ранга, Ковальчука Александра Сергеевича, который в настоящее время является контрадмиралом и командует Военно-морской академией.

Для того чтобы лучше разобраться в воинских званиях, мне пришлось заглянуть в «Большую энциклопедию». Так вот: «Воинские звания персонально присваиваются каждому военнослужащему и военнообязанному вооружённых сил в соответствии с их служебным положением, военной и специальной подготовкой, принадлежностью к роду войск или виду службы, а также заслугами. Воинские звания определяют старшинство во взаимоотношениях между военнослужащими. В ВМФ (военно-морском флоте) установлены следующие воинские звания:

матросы и солдаты (матрос или рядовой, старший матрос или ефрейтор);

старшины и сержанты (старшина 2-й статьи или младший сержант, старшина 1-й статьи или сержант, главный старшина или старший сержант, главный корабельный старшина или старшина);

прапорщики и мичманы (мичман и прапорщик);

младший офицерский состав (младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант или капитан);

старший офицерский состав (капитан 3-го ранга или майор, капитан 2-го ранга или подполковник, капитан 1-го ранга или полковник);

высший офицерский состав (контр-адмирал или генерал-майор, вице-адмирал или генерал-лейтенант, адмирал или генерал-полковник, адмирал флота)». [2;144]

 Таким образом, воинское звание мичман, как и у Михаила Ильича, находится между сержантами и младшим офицерским составом.

До сих пор Михаил Ильич с чувством глубокого уважения вспоминает о своё корабле. Со слов Михаила Ильича: «Длина корабля составляла - 257 м, высота - 56м, ширина — 30 м. Чтобы подняться наверх необходимо пройти пять тамбуров». [7;2]

Говоря о размерах военных кораблей, всегда указывают их водоизмещение, которое измеряют в тоннах. Данный показатель имеет два варианта: так называемое стандартное водоизмещение и полное водоизмещение. При вычислении последней величины к общей массе корабля добавляют массу груза, находящегося на его борту, то есть вес вооружения, топлива и т.д.

Значимое место при характеристике любого судна имеет такое понятие как остойчивость, то есть способность корабля сохранять на плаву вертикальное положение.

Скорость судна измеряется - узлами. (Узел - это международная единица измерения скорости судна). Количество узлов означает количество морских миль, которые судно проходит за один час (морская миля равна 1852 м).

Экипаж атомного крейсера «Киров» состоял из 1000 человек: 250 человек - командный состав, 750 - моряки. [7;1]

Бортовой номер корабля с момента пуска на воду был 181, но потом номер периодически менялся, чтобы противники не знали сколько всего советских кораблей. (Приложение 1)

На носу корабля - ракетный комплекс (две ракеты) на дальность 50 км, торпеды до 10 км и ракетно-бомбовые установки - бомбы до 5 км.

На корме, задней части корабля, находились 3 вертолёта. Имелась станция наблюдения и обнаружения кораблей». [7;3]

По утверждению Михаила Ильича: « Корабли данной модификации способны уходить на боевую службу на целых шесть месяцев, при этом, не заходя ни в какой порт. Но даже и если бы стало крайне необходимо пополнить запасы продовольствия, им бы запретили причалить в каком - либо порту, так как для данных кораблей международными законами установлены ограничения, и они вправе находиться только на рейде. На этом корабле была даже установка по переработке солёной воды в питьевую.» [7;3]

Тут мне вспомнилось из уроков истории, когда мы изучали историю Средних веков и записывали «Почему именно сейчас стали возможны Великие географические открытия?» И отвечали, что экономические интересы европейцев перестали ограничиваться своим континентом, оживляется торговля с другими континентами, а стало это возможным лишь благодаря появлению каравелл и каракк - первых кораблей, хорошо приспособленных для плавания в открытом море. Именно на таких кораблях отправлялись в плавания португальские и испанские первооткрыватели, пресной воды на борт брали мало, да и качество питьевой воды тогда оставляло желать лучшего, на здоровье команды сказывался недостаток витаминов, моряки неделями не имели возможности пополнить запас свежего провианта, из-за нехватки витамина С они часто болели цингой, заболевшие худели, у них выпадали зубы и кровоточили дёсны, в конце концов, многие из них умирали».

А уже в 20 веке 1000 человек на одном корабле могут шесть месяцев находиться в открытом водном пространстве, без пополнения пресной воды и продовольствия.

« На боевые учения крейсер «Киров» уходил в составе эскадры. Как правило, учения проводились в водах Баренцева моря. (Приложение 1) Во главе находился Флагманский корабль, с которого управлял всей эскадрой командующий. Под Флагманским кораблём шла подводная лодка, которую никто не видел и не слышал, а по бокам и сзади шли небольшие корабли». [7;4] Крейсер «Киров» имел даже свою собственную одноимённую типографию «Кировец». В личном «архиве» Михаила Ильича сохранился даже один экземпляр: №38 от 29.11.1983 года, ответственный редактор О.Р. Аюпов, Г- 602838. [3;1]

В газете печатались корреспонденты, члены экипажа. Большинство содержания носило всё же политический характер, свойственный тому времени (когда наша страна называлась Союз Советских Социалистических Республик, где большую роль играла Коммунистическая партия), например: девиз газеты «Быть начеку, в постоянной готовности к защите завоеваний социализма!». В статьях часто используются такие слова: коммунист, социалистические соревнования, социалистические обязательства, комсомол корабля - активный помощник партийной организации и т. д.»

В этих же самых статьях можно отследить и состояние дел у членов экипажа: «Недавно на корабле состоялось общее собрание военнослужащих... экипажа Краснознамённого крейсера «Киров»... С.Лебедев подчеркнул, что экипаж корабля с высокими достижениями закончил учебный год. По итогам года корабль получил отличную оценку, с высоким качеством проведены все учения, успешно завершены все испытания, ощутимых результатов добился экипаж в вопросах укрепления воинской дисциплины и строгого порядка.

Продолжая славные традиции фронтовиков, воины корабля настойчиво учатся действовать в условиях, приближённых к реальному бою.

Выполняя требования Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова, личный состав стремился в совершенстве освоить доверенную технику и оружие...

Перед сегодняшними артиллеристами и ракетчиками стоит задача - на предельной дистанции первыми залпами уничтожить выявленные цели. О сложности и ответственности задач, стоящих перед экипажем в новом учебном году, говорил мичман М.Фомин. Он напомнил, что через несколько часов после собрания экипажу предстоит выполнить ответственную задачу в море. Это будет нашим первым экзаменом...» [3;1]

Именно данной ответственной задаче посвящена в номере статья «Ответственность», автором которой является Михаил Ильич Фомин: «В период последнего выхода в море успешно выполнило поставленную задачу отделение минно-торпедной боевой части, где служил матрос Михаил Колмогоров. Личный состав небольшого коллектива действовал безукоризненно - цель была поражена с первого залпа на предельной дистанции.

Каждый из воинов внес достойный вклад в конечный результат, но командир подразделения особо отметил отличные действия матроса М. Колмагорова. Матрос качественно подготовил материальную часть к стрельбе, четко действовал в период стрельбы.

Всего год прослужил Михаил в подразделении. За этот небольшой срок он стал специалистом 2 класса, отличником боевой и политической подготовки.

Сейчас в подразделении принимаются повышенные социалистические обязательства на новый учебный год. Матрос М. Колмагоров взял обязательство стать специалистом 1 класса, освоить смежную специальность на уровне классной квалификации. Нет сомнения, что передовой воин свои обязательства выполнит успешно». [3;1] У Михаила Ильича имеется даже фотография с этих учений, именно его рабочего места. (Приложение 2)

С 1977 по 1990 год Михаил Ильич прослужил на крейсере «Киров». За это время он заслужил множество грамот:

«19 июня 1987 года мичман Фомин Михаил Ильич награждён грамотой за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, примерную воинскую дисциплину, исполнительность, проявленные при прохождении службы в воинской части 40608 за подписью командира войсковой части 40608 капитана 1-го ранга В.Васильева. г.Североморск»;

«Неоднократно награждался за отличные успехи в боевой и политической подготовке, примерную дисциплину и безупречную службу в рядах Вооруженных Сил СССР...». (Приложение 5) Награждён юбилейными медалями.

          На службе Михаил Ильич не пренебрегал, по его словам, и физподготовкой, доказательством чего служат также грамоты: «За отличное выступление в шлюпочных гонках на первенство Краснознамённого Северного флота и проявленную волю к победе», «За первое место в традиционной гребно-парусной гонке «Полярный - Североморск» среди шлюпок с вальковыми веслами с результатом 1 час 47 минут», «За первое место в соревнованиях по гиревому спорту в рывке, посвященных Международному Дню Солидарности трудящихся 1 Мая». (Приложения 5)

Действительно, беседуя с Михаилом Ильичом, заряжаешься его любовью к делу, которым он занимался. Чувствуешь неподдельную радость и гордость, которую он испытывает, рассказывая о кораблях, море, сослуживцах. Да и тот факт, что Михаил Ильич привлёк и убедил остаться на службе в ВМФ своего среднего брата, говорит о его искренной вере в то дело, которым он занимался, Как правило, для родных и близких всегда желаешь самого лучшего, так вот служба на крейсере «Киров» для Михаила Ильича и была - самым лучшим. С братом они делили не только тяготы и радость службы, но и вместе жили даже в одной каюте. (Приложение 3)

В 1990 году Михаил Ильич был переведён на авианосец «Горшков», который по его словам, был по размерам намного больше крейсера «Киров».

Палочка-выручалочка «Энциклопедия» даёт такое определение авианосца. «Авианосец это боевой надводный корабль, оборудованный для базирования, взлёта и посадки боевых самолётов и вертолётов (до 150 машин). Основная ударная сила авианосца - авианосная авиация.» [2;16]

Спустя шесть лет службы на авианосце «Горшков» (в 1996 году) Михаил Ильич по состоянию здоровья вышел на пенсию. Является, как я уже отмечал ранее, ветераном Вооружённых сил и мастером военного дела.

 

Заключение

Развитие Вооружённых сил нашего Отечества осуществляется сегодня в направлении создания духовно крепкой, профессиональной, мобильной, оснащённой качественным вооружением, хорошо обученной и воспитанной армии.

«Военный флот является универсальной, сложной, долго строящейся и одновременно дорогостоящей военной силой, которая уже по этой причине требует безусловного качества, особой государственной опеки, общественного признания. Будучи всего лишь одной из самобытных частей единой вооружённой силы России, он необходим для: морской обороны страны и охраны морских сообщений, совместный действий с армией по защите территории государства, решения политических задач. «Всякий Потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», - заметил создатель российского регулярного военного флота Пётр Великий.» [5;64]

Русский философ, правовед, мыслитель Ильин Иван Александрович не случайно любил повторять такую фразу: «Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости... Ныне наша Родина нуждается прежде всего в честной верности... Дорогу честности! Дорогу знанию и талантам! Дорогу русскому гению! Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности.» [4;86]

Закончить свою работу я хотел бы словами своего героя, чья судьба на протяжении нескольких лет была непосредственно связана с Военно-морским флотом:

« Судьбой своей доволен. Считаю, что Родину защищать - почётная обязанность каждого мужчины. Только к этому надо готовиться: укреплять здоровье, заниматься спортом. Я в армии сдал нормативы на кандидата в мастера спорта по гирям, занимался штангой, вообще физподготовкой не пренебрегал.

В жизни сделал всё, что мог: построил дом, вырастил сына, посадил сад». [7;5] (Приложение 3)

Михаил Ильич почётный гость всех мероприятий, проводимых в рамках села и школы. В последнее время возникли проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение. Пришлось обращаться даже за помощью к А.В. Скочу. Помог. Операцию делали в Москве. Надеемся, что здоровье пойдёт на поправку, чего искренне и желаем Михаилу Ильичу.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арнольд Клудас «Корабли»./ «Слово». Москва. 1998 год.

2. «Большая универсальная школьная энциклопедия»./ Издательство «Аванта +». Москва.2006 год.

3. Газета «Кировец» /№38 от 29.11.1983 года, ответственный редактор О.Р. Аюпов, Г- 602838.

4. Российский военный сборник «Государственная оборона России». Императивы русской военной классики. / Москва, Военный университет. Русский путь.2002 год.

5. Российский военный сборник «Стратегия духа» Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова./ Москва. Русский путь. 2000 год.

6. «Сто вопросов и сто ответов» / Издательство «Молодая гвардия», 1982 год.

7. Фомин М.И. Воспоминания / школьный историко-краеведческий музей.

 

 

 

Интернет ресурсы:

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki