«Несмотря ни на что, я всегда вспоминаю «Киров» с теплотой и благодарностью!»
1. В походе на УК «Бородино» по маршруту Кронштадт-Севастополь в 1974 году в Бискайском заливе я получил первое командирское воинское звание: старшина 2 статьи ( там же и последнее звание капитан 2 ранга в 1989 году). Отшвартовались мы в Севастополе на Угольной. Когда с "Бородино" ступил на стенку - первое впечатление: какая же незыблемая ЗЕМЛЯ! (после почти месяца на качающейся палубе), а второе незабываемое впечатление произвела зеленая травка, пробивающаяся между плитами причальной стенки. (Когда выходили из Кронштадта, впереди нас шел ледокол, лед был сантиметров 40).
…. Черный хлеб не запомнился, а вот белый из пекарни был хорош! Особенно корочка! Но на кормежку не жаловался, особенно когда во время качки давали копченую колбасу и консервированный компот, а в столовую приходила только треть столующихся.
2. …Вспомните плав-ресторан "Корюшка", Знакомство с француженками, угнанные машины такси, романтические отношения с заводчанками, даже игру в футбол на североморском стадионе в парадной форме после обмывания кап-леев. ...
3. Где-то за месяц до выпуска (1977 год) командир роты объявил, что требуются 3 лейтенанта по специальности РТВ НК на строящийся артиллерийский крейсер "Киров". Больше ничего про корабль сказать не смог. Сказал только, что корабль приписан к Северному Флоту. Желающих оказалось человек двадцать. Тогда были введены критерии отбора: кандидаты должны быть членами партии и иметь отличные по целому ряду предметов. В результате отбора прошли Коля М., Витя С. и я. По выпуску все трое получили распределение на 7 ОПЭСК.
На флот я приехал на две недели позже, чем другие однокашники, так как оставался в училище для оформления курсантских и офицерских личных дел. В отделе кадров эскадры меня сразу отправили в "хозяйство Ковальчука", в "домик". Там Ковальчук и Попов провели собеседование. В ходе собеседования я задал вопрос: "На какие должности назначены мои однокашники М. и С.?", но ответа не получил.
В конце собеседования Попов объявил, что мне оказано большое доверие: партийная организация корабля отправляет меня на обучение в Университет Марксизма-Ленинизма! Я попытался было отказаться от такого доверия, но тут же Валентин Николаевич "в грубой форме" меня построил, подравнял и направил в нужное партийное русло. А еще через два часа я ушел в море на БПК "Адмирал Исаченков" на две недели. Вернувшись с моря узнал, что М.назначен на "Исаков", а С. на "Юмашев"…
4. Нам с Саней Никошиным не повезло с каютой. Столько любви и шила, в основном моего (в ДСО артиллеристов шилом не баловали) было еще на Балтийском заводе вложено в благоустройство каюты № 48!!! На испытаниях каюту отдали под гражданских, потом под штаб эскадры. Пожили в ней совсем мало! Но точно помню, что кальмаров в 81-м или 82-м году ловил из каюты. Правильно, мы же на рейде стояли, а штаб рейд не любил.
Я "во втором пришествии" жил в в 107 каюте. На 25-летие корабля ( в Северодвинске) заглянул в нее через оконце (через дверь было не попасть- ключи утеряны) - там хранились бочки от краски, малярные принадлежности...
5. В "кировском доме", когда дали квартиры, мы с Серегой Ралль, еще до приезда семей, обклеили дверь туалета этикетками от винных бутылок. В основном этикетки были с винзаводов Молдавии (МОЛДВИНПРОМ). Ну и немного добавили местных, благо Североморск снабжался вином очень хорошо и в довольно широком ассортименте.
7. Я тогда был в отпуске. За меня оставался старшина команды МЗА м-н Ветров. А за командира дивизиона - Леша Здохненко. Вот он-то, "вынув шашку", и заставил Серегу покрасить колпаки, краской ХС-527. А что, красиво! Я вернулся из отпуска, а у меня все "Вымпела" слепые, а тут на стрельбу идти.
Хорошо, хоть хитрый м-н Бурков свой "Лев" не покрасил. Начальство советовало мне снять колпаки на время стрельбы... А ведь это не просто колпаки, а параболические рефлекторы (они фокусируют игольчатый луч). Пришлось отмывать растворителем до стеклопластика. Но стрельбу обеспечили.
8. На замену "Кирову" в 1990-м в Средиземку прислали "Гремящий". И мы двумя северными кораблями ("Окрыленный" и "Гремящий") плюс черноморцы осуществляли военное присутствие и слежение за АМГ. Я, как Ф-РТС 52-Й ОБНК, даже разработал методику «Совместного скрытного боевого применения ударного оружия для кораблей проекта 956». И успешно её отрабатывали по "Эйзенхауэру". Методику приложил к отчету Ф-РТС за боевую службу. Может кто-нибудь и читал её. А потом у "Окрыленного" в июле закончился срок БС, он пошел домой в Союз, А нам, "Гремящему" и "Азову" было предписано сопровождать танкер на Кубу. В Союз я тогда вернулся только в конце августа.
9. По 16-му международному каналу они сами себя называли "Айк". Ну, не знаю, но во всяком случае скрытно (без излучения в эфир) обнаружить и идентифицировать его по персональным техническим характеристикам излучения и выработать данные для пуска ракет мы смогли бы. А во время непосредственного слежения, когда ходили с ним в одном ордере, могли бы и из рогатки расстрелять!
Вспоминаю случай: перехватили мы "Айка" по данным 3-го разведотряда и собственной (упомянутой выше методики) в Мессинском проливе и две недели ходили с ним в ордере КНС-ом. Американские летчики и моряки усердно позанимались боевой подготовкой: полетали, дозаправлялись на ходу, маневрировали, устали и через две недели пошли на заслуженный отдых в Хайфу. А у Израиля принято заходить в Хайфу строго определенным маршрутом чуть ли не за 200 миль до берега. Вот мы идем как обычно ордером этим разрешенным маршрутом еще в нейтральных водах.
Авианосец на 16 канале выходит на связь: "Хайфа-радио, Хайфа-радио, ай эм Айк, следую в Хайфу. Со мной следуют: крейсер "Тикондерога", эсминцы "Торн", "Каподано"... (перечисляет состав ордера) и в конце : энд совьет воо шип "Окрыленный". Хайфа через довольно продолжительную паузу отвечает: "Репит, репит". Авианосец повторяет свой запрос так же, добавляя в конце про советский военный корабль. Хайфа опять надолго замолчала, потом потребовала замедлить ход, и мы где-то час шли 6-узловым ходом. Это авианосец-то с его парусностью! Потом, видимо разобрались, дали добро на заход авианосцу и его сопровождению, но нас в перечне не упомянули. А мы дошли в ордере до 13-мильной зоны, вышли из ордера, проследили с помощью радиолокации, куда в порту встали пришедшие корабли, и тоже прошли на отдых к Кипру. Там у нас была бочка с надписью "Собственность СССР".
10. На очередной плановой утренней пятиминутке походного штаба комбриг Бражник А.И. устроил жесткий персональный опрос каждого офицера штаба, стоящих оперативными дежурными, на чьем дежурстве отправлялась в Союз хоть какая-нибудь информация о состоянии ЯЭУ "Кирова".
(Все телеграммы ЗАС и вообще вся информация на берег и в адрес 5 эскадры передается с разрешения старшего (то есть комбрига) через оперативного дежурного и в основном ночью, когда каналы связи более свободны.) Никто из оперативных такую информацию через себя не пропускал.
Бражник рвал и метал, такого быть не может! И тут кто-то обратил внимание, что на пятиминутке отсутствует зам. комбрига по полит части. Стали выяснять, и оказалось, что тот еще накануне вызвал себе катер и переселился на "Окрыленный".
Дело в том, что замы пишут свои донесения через шифровальщика, и оперативные видят, что донесение от зама, но с текстом донесения ознакомиться не могут.
Походный штаб был разделен. Часть во главе с Бражником А.И. (в том числе и Саня Абрамов) ушли на "Кирове", а другая часть во главе НПШ О.Чхартишвили объединилась с пришедшим на "Гремящем" командиром 56-й бригады Бессоновым, Ф-РО, и ф-механиком и вернулась в Средиземку. Я, Ф-РТС-НПШ, Воронин - Ф-связист, Селезнев - Ф-разведчик, Соловьев - Ф-СПС и офицеры ПШ, пришедшие с Бессоновым, остались на "Гремящем". В августе пришел из Севастополя "Азов" (проект 1134БФ), мы приняли его в состав 52-й ОБНК, и с ним сопроводили танкер на Кубу.
В Гаване стояли 5 дней. Обратно шли налегке (без танкера). Дошли до Гибралтара и там, не заходя в Средиземку, попрощались с "Азовом" и пошли в Североморск. Всю обратную дорогу просидел в секретной части - с секретчиками печатали на машинках отчеты за БС всех ф-специалистов в 6 экземплярах.
11. …Увидев название этой книги, вспомнил эпизод своей жизни: провожу занятия во ВВМУРЭ на кафедре радиолокации, все как положено - с секретными чемоданами, в секретном кабинете, с железными дверями, с зарешеченными и закрашенными белой краской окнами, с раздачей в начале и сбором в конце занятий секретных тетрадей, с докладом секретчиков, что секретная литература собрана, чемоданы опечатаны, сдав свой личный секретный чемодан в секретную часть, после занятий еду домой в Питер.
На Петергофском вокзале, дожидаясь своей электрички, на книжном развале среди красочных обложек про петергофские фонтаны и всякой всячины вижу книгу с таким интригующим названием! Естественно, покупаю. И уже в электричке страшно расстраиваюсь: для чего вся эта "секретность", если в книжке ТТХ практически не отличаются от тех, что в секретной литературе!
12. …В Николаеве был на двух судостроительных заводах. На "61-го коммунара" участвовал в строительстве "Лобова - Устинова", выводил на ходовые испытания в Севастополь "Твердый - Ранвир", а на ЧСЗ спускал на воду "Брежнева - Кузнецова".
13. …Я тоже помню эту встречу в БКК! Людмила Марковна всех очаровала!!! Помню, как она "осадила" эскадренного политработника, сидевшего в первом ряду (в салоне он по центру) и нахамившего ей. Я бы сквозь палубу провалился, а он через час уже в салоне как ни в чем не бывало в центре с Люсей в обнимку.
14. …А вспомните, как на БС вылавливали сачком мешки с мусором, идя за авианосцем. И сколько полезной информации оттуда выкачивали. Однажды даже выловили план БП на полгода вперед. Сначала думали "деза", а потом сами убедились, что план скрупулезно выполнялся по датам.
15. Я выкурил свою последнюю сигарету еще перед инфарктом. Еще свеж был в памяти случай с одноклассником по училищу Вовой М.
Вот уже семь лет не курю, и нисколько не жалею, что бросил. Хотя курил по-черному, бывало и 2-х пачек "Беломора" на сутки не хватало.
Мы с Саней Никошиным и еще с кем-то третьим решили бросить курить. А для стимуляции тот, кто закурит, должен был отправить 100 рублей в какой-то детский фонд. В результате через некоторое время все трое предъявили друг другу квитанции об оплате. Первым "сломался" э-э-э… не я.
16. А я на Севере последний раз ходил на зимнюю рыбалку 28 июня 1991 года на озеро по дороге на 3-й Североморск. Лед был рыхлый, но толстый: коловорот уходил в лед по ручку, до воды пробивали пешней. А обычно ходили на лыжах с пом. Ф-РО 120 БРК Д. на так называемые "штаны" (в районе Щук-озера) с ночевкой. Штаны и куртка на "разворсованном" сукне (мне как командиру шкафутовой швартовной группы были выданы) здорово выручали, когда спали на снегу.
17. Поработав некоторое время в НИИ "Вектор", до меня дошло, как много нужно сделать, потратить сил, энергии и (самое трудное) денег для того, чтобы внести какие-либо изменения в изделие. И чем позже стадия изготовления, тем сложнее. В родном училище на нашей кафедре под руководством Даль В.С. разработали и спаяли в НОКе действующий радиолокационный тренажер, позволяющий выводить на экраны РЛС любую радиолокационную обстановку и тренировать расчеты контура ПВО, БНО, стрельбовые расчеты, не выходя в море. И что только не делали для внедрения тренажера на действующие корабли! Таким начальникам писали и показывали в действии! Все говорили: "Как это здорово! Как нужно Флоту!" Ничего не помогло. Единственное, что удалось, так это нелегально, лично договорившись с Серегой Авакянцем (он тогда командовал РКР "Устинов"), установить и настроить тренажер на ЦКП корабля. "Устинов" тогда длительное время стоял в ремонте на "Северных верфях", и моряков вживую видевших цели на экранах РЛС, практически не осталось.
18. Всю жизнь был кому-то должен. Родине, родителям, детям. А когда же для себя, "любимого", пожить? Другого времени уже не будет. Поэтому занял денег и позволил себе то, на что раньше не было ни времени, ни средств. И об этой поездке ничуть не жалею. Узнал много интересного, увидел своими глазами. Вот думаю , куда бы еще съездить, на что посмотреть? С оптимизмом строю планы на будущее. Пока не осуществленная мечта "помыть руки" в Индийском океане... Хотя, чуть было и туда не попал. (Штаб 5-й эскадры дал нам боевое распоряжение идти через Суэцкий канал на Сакотру, но через неделю отменил). Может, спланируем вместе это мероприятие? (если и не получится, то хоть помечтаем!)
Алексей Обрезков (офицер БЧ-7) Очень жаль, что уходят такие люди. Это был человек с открытой душой, настоящий моряк. Мои соболезнования семье. Игорь всегда останется в нашей памяти.
Александр Гетманский (офицер службы снабжения) С Игорем на гражданке мы работали в двух компаниях. И более надежного и добросовестного работника еще надо поискать. Он с детства хорошо усвоил * что такое хорошо, и что такое плохо* и всегда следовал этому. Ему все время было нелегко- все ему доказывали , что *плохо- это не совсем плохо, а даже где-то хорошо*, но он искренне не мог принять это. Он четко соблюдал эту границу! Если это плохо-то это не может быть хорошо! Очень-очень жаль что так совсем рано уходят такие люди! Еще столько хорошего для себя и для других Игорь бы сделал! Светлая тебе память, Игорь! Приношу соболезнования семье!
Владимир Теслюк (группа УО СЗА и МЗА РТС) Первый мой непосредственный командир на таркр « Киров». Мои соболезнования. Светлая память ему.
Сергей Соболев (офицер БЧ-5) Соболезную родным Игоря. Он был отличным моряком и грамотным инженером, верным товарищем. Мы служили и работали вместе, он умел любое дело выполнять качественно, отвечать за принятые решения, был настоящим профессионалом.
Владимир Загубисало (офицер штаба 120 бррк)
Последняя встреча с Игорем состоялась 24 февраля с. г. Кто ж знал….
Леонид Суханов (командир таркр «Адмирал Ушаков») Печально очень печально. Как вчера пили молдавское вино в Николаеве. Сколько прекрасных моментов было в нашей службе. Соболезнования родным, близким, сыну офицера.
Николай Богомолов (офицер БЧ-5) Светлая память одному из лучших офицеров первого экипажа
Николай Колесниченко (офицер БЧ-2) Остановитесь! Куда торопимся? Сколько потерь! Игорьку светлая память!
Александр Кассай (офицер БЧ-2)
Игорек, светлая память. Мы всегда будем помнить офицеров первого экипажа.
|