Памяти контр-адмирала Ковальчука Александра Сергеевича посвящается
8 апреля 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения первого командира первого отечественного атомного надводного военного корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Киров», известного военным морякам деятеля ВМФ СССР и России, контр-адмирала Александра Сергеевича Ковальчука.
Мама с двумя детьми эвакуировалась в Казахстан, где в годы войны работала парторгом в колхозе. Сразу после освобождения Днепропетровска они вернулись домой. Антонина Захаровна была очень честным и неподкупным человеком, работала в районном народном контроле города Днепропетровска. Жили на съемной квартире в частном доме на улице Железнодорожной.
С детских лет Александру были свойственны целеустремленность, настойчивость и ответственное отношение к делу. В школьные годы он увлекался спортом: футболом, волейболом и греблей. Путешествуя по Днепру на байдарках, у него зародилась мечта – стать военным моряком. И в 1955 году Александр Ковальчук, окончив с золотой медалью среднюю школу №8 города Днепропетровска, поступил в Высшее Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе по специальности – корабельный артиллерист.
В 1959 году после окончания училища был назначен на Северный флот в 170 бригаду надводных кораблей помощником командира батареи главного калибра эсминца «Московский Комсомолец». В этой должности он в совершенстве овладевает артиллерийским делом и становится одним из лучших специалистов по артиллерии главного калибра на бригаде.
С 1961 по 1962 годы служит на эсминце «Находчивый» в должности командира зенитной батареи, где блестяще выполняет все зенитные стрельбы. В 1964 году Ковальчук А. С. возвращается на свой первый корабль эсминец «Московский Комсомолец» командиром БЧ-2 и становится самым опытным артиллеристом бригады. Командование соединения привлекало его к подготовке артиллерийских расчетов, назначенных для состязательных стрельб, все они были выполнены успешно. В конце 1966 года его назначают помощником командира, а через год он стал старшим помощником командира эсминца «Бывалый». Проходя службу на эсминцах бригады Александр Сергеевич учится у опытных командиров нестандартным приемам управления экипажем, добиваться высоких результатов в организации корабельной службы и боевой подготовки с минимальными затратами времени и сил.
После окончания командного курса высших офицерских классов в 1970 году назначается старшим помощником командира БПК «Адмирал Макаров», где успешно осваивает новый тип корабля и его вооружение. 1973-1976 гг – командир ракетного крейсера «Адмирал Зозуля». Здесь уже в качестве командира Ковальчук А. С. проделал титаническую работу по восстановлению корабля после ремонта, подготовил его к выполнению задач боевой подготовки в море. Под его руководством экипаж корабля успешно решил задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике, по итогам 1976 года признан на СФ лучшим кораблем по ракетной подготовке, в составе соединения завоевал приз ГК ВМФ по ПВО.
Опытный моряк, неутомимый труженик, заряжал своих подчиненных и сослуживцев любовью к профессии, уважением к традициям флота, стремлением к безукоризненному порядку на корабле.
При выборе кандидатуры командира нового типа надводного военного корабля с ЯЭУ главнокомандующим ВМФ были учтены личные качества Ковальчука А. С.: трудолюбие, усердие, преданность профессии и опыт предыдущей службы.
Приказом МО СССР №0990 от 26 октября 1976 года он был назначен командиром ТАРКР «Киров». Это под его руководством был сформирован и обучен экипаж, проведены заводские, ходовые и государственные испытания крейсера, создана уникальная методика его освоения, отработана организация управления им в повседневной жизни в море и в бою.
Александр Сергеевич совершил настоящий подвиг – отработал и ввел в состав ВМФ страны не имеющий аналогов боевой корабль, заложил фундаментальные основы корабельной организации и глубокие флотские традиции так, что их хватило на всю последующую службу крейсера в составе ВМФ. Добился того, что Краснознаменный тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» стал лучшим кораблем в ВМФ, образцом для подражания, настоящей школой воспитания и подготовки экипажей последующих атомных крейсеров данного проекта. Вот как о своей восьмилетней службе на ТАРКР «Киров» вспоминал сам Александр Сергеевич Ковальчук: - «Через месяц я попрощался с РКР «Адмирал Зозуля» и направился в Управление кадров СФ формировать экипаж. У меня уже был опыт этой работы при строительстве БПК "Адмирал Макаров".
Главком лично интересовался ходом строительства и формированием экипажа крейсера. В Североморске он заслушал мой доклад и обратил внимание на то, что 80% командиров групп и инженеров составляют выпускники училищ. Как скажется это на боевой готовности крейсера и решении задач боевой службы и дальних плаваний? Я доложил, что на этот корабль целесообразно назначать лейтенантов - выпускников училищ, не обремененных семьями. Аналогов оружия и техники ТАРКР «Киров» ни на одном корабле флота нет, поэтому мы будем изучать их на заводах изготовителях и на корабле, пообещал, что молодых офицеров подготовлю и введу в строй. «Ну-ну. Вы лично отвечаете передо мной за боеготовность этого уникального корабля», – согласился главком.
Молодые офицеры строящегося крейсера старательно учились в море на плавающих кораблях эскадры у опытных профессионалов, постигая традиции и основы корабельной службы. За период подготовки на флоте 90% офицеров получили допуск к самостоятельному управлению подразделениями и несению дежурно-вахтенной службы. Крейсер строила вся страна, свыше шестисот различных предприятий поставляли новейшее оружие и боевую технику. Лучшие конструкторы воплотили многолетний опыт в создании корабля, аналогов которому в мире не было. Закладка крейсера состоялась 27 марта 1974 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Это мероприятие проходило скрытно. Корабль закладывали на удаленном от Невы в глубине завода эллинге, там, где много лет назад строили легендарный артиллерийский Краснознаменный крейсер «Киров» проекта 26. В присутствии небольшой группы руководителей министерства на стапеле соединили две секции и заложили в киль серебряную табличку с заводским номером заказа. Тогда еще никто не знал, какое имя будет носить новый корабль. Началось строительство корпуса.
Впервые меня представили строителям Балтийского завода 27 декабря 1977 при спуске корабля на воду. Стапель находился в глубине завода, не был виден со стороны Невы и города. Корпус был надежно закрыт от посторонних глаз. На церемонию пригласили меня, замполита капитана 3 ранга В. Н. Попова и командира БЧ-5 капитана 3 ранга Н. И. Шипилова. Все были в гражданской форме одежды. После спуска директор завода повел нас по цехам знакомить с заводчанами, конструкторами, технологами, рабочими и инженерами. С этими людьми мы в тесном сотрудничестве осуществляли создание уникального крейсера. Невестой корабля, которая по традиции разбила бутылку с шампанским о корпус при его спуске на воду, была лучшая работница, скромная труженица. Ее выбрал профсоюз, партком и назначил коллектив завода. Фотография невесты и осколки бутылки хранятся в каюте командира корабля. На церемонии спуска было многолюдно, на набережную высыпали тысячи заводчан. Названия у крейсера еще не было. Информация о корабле была засекречена, но многие знали, что строится головной тяжелый атомный ракетный крейсер.
Экипаж первоначально состоял из 109 офицеров, 112 мичманов, 588 матросов и старшин – всего 809 человек, в дальнейшем численность была увеличена до 830 человек. Комиссия отбирала лучших моряков с кораблей 7 ОПЭСК СФ. В Ленинград доставили экипаж двумя эшелонами. Я сопровождал каждый эшелон. Завод и Ленинградская военно-морская база сделали нам хороший подарок. Рядом с ленинградским портом располагалась старая женская тюрьма, которую переоборудовали в просторный экипаж для нашего корабля. Никто нас не видел и не слышал за высокой кирпичной стеной. На территории был хороший парк, где много трудились моряки крейсера. Дооборудовали помещения, навели порядок, и составили подробный план занятий с матросами, мичманами и офицерами. Незаметно для окружающих по переулкам через запасные ворота завода мы проходили на борт корабля.
Как командир я проводил занятия с командирами боевых частей, их замполитами и командирами дивизионов. Корабль изучали по отсекам, пролезая снизу доверху все помещения. Каждый заведующий помещением докладывал где расположено оборудование и техника, за которое он отвечает, их назначение и правила использования, какие и где проходят магистрали, клапана, переключатели. Иногда по ходу изучения и строительства мы дорабатывали и изменяли вместе со строителями и конструкторами, компоновку оборудования на боевых постах и командных пунктах для их удобной и рациональной эксплуатации. Досконально изучая корабль и технику, одновременно составляли боевую документацию и инструкции по эксплуатации.
На борт крейсера экипаж заселился в субботу 29 марта 1980 года. Накануне, согласно отработанному расписанию, мы укомплектовали жилые помещения постельными принадлежностями и всем необходимым для проживания.
Завезли продовольствие, вещевое и шкиперское имущество, ввели в строй пекарню, камбуз и кают компании, приготовили показательный обед.
24 сентября на вертолете МИ-6 на борт находящегося в море крейсера прибыл главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков. Заслушав председателя комиссии, он осмотрел корабль, побеседовал с офицерами, мичманами, старшинами и матросами крейсера. После доклада командира корабля, утвердил план перехода на Северный флот. 27 сентября 1980 года в 4 часа 30 минут тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" начал движение на Северный флот. Переход проходил под пристальным наблюдением самолетов и кораблей НАТО.
5 октября 1980 года корабль отшвартовался в главной базе СФ к причалу №7 бухты Ваенга. Только на Северном флоте было дано разрешение установить на крейсере закладные бронзовые доски с названием корабля, которые хранились в ящиках до особого распоряжения. 6 октября на ТАРКР «Киров» прибыл главком ВМФ и утвердил план испытаний ударного и противолодочного оружия в Белом море, которые прошли успешно. 1 апреля 1981 года испытания и доработки были закончены, крейсер начал готовиться к выходу в море.
Командующий СФ адмирал В.Н. Чернавин 12 апреля 1981 года от имени ГК ВМФ вручил кораблю Краснознаменный военно-морской флаг и орден "Красного Знамени", унаследованный от легендарного крейсера. Наш экипаж воспитывался на героическом прошлом и военных боевых заслугах предшественников артиллерийского крейсера "Киров". Каждый день лучшие специалисты корабля торжественно поднимали на флагштоке Краснознаменный военно-морской флаг. Все исторические экспонаты и документы крейсера «Киров» времен Великой Отечественной войны были переданы в музей нашего корабля. Мы были приемниками боевых традиций и гордились этим. Войдя в состав сил постоянной готовности, корабль участвовал во всех учениях флота.
В декабре 1983 года ТАРКР "Киров" выполнял задачи боевой службы в Северо–Западной Атлантике и Средиземном море. Появление нового мощного крейсера в Мировом океане вызвало огромный интерес у командования НАТО. Авианосцы ("Джон Ф. Кеннеди" и "Индепенденс", США) и линкор «Нью Джерси» (США, тип «Айова») держались на удалении более 600 км от «Кирова» (не сближаясь на дальность поражения главным ракетным комплексом ТАРКР)».
После командования атомным крейсером «Киров» в 1984 году Александр Сергеевич был назначен командиром 120-й бригады ракетных кораблей 7 ОПЭСК СФ и получил воинское звание – контр-адмирал в 1987 году. В 1986 году комбриг контр-адмирал А. С. Ковальчук возглавлял отряд кораблей Северного флота, выполнявших задачи боевой службы в Средиземном море.
В апреле 1986 года во время ливийского конфликта, когда авиация США бомбила ливийские города, он получил приказание ГШ ВМФ войти в столицу Ливии порт Триполи. Александр Сергеевич подготовил РКР «Вице адмирал Дрозд» и по сложному речному фарватеру в полной боевой готовности к отражению ударов авиации вошел на нем в главную базу города Триполи. Обстановка была напряженной. Командир соединения А. С. Ковальчук и командир РКР «Вице-адмирал Дрозд» могли рассчитывать только на свои силы – обученность экипажа и боеготовность крейсера, помощи и поддержки ждать было неоткуда. Присутствие мощного ракетного корабля вынудило американцев прекратить бомбардировку и обстрел столицы Ливии. Местные власти и население города были благодарны нашим военным морякам. Дипломаты, после локализации боевых действий, приступили к урегулированию конфликта.
В 1988 году контр-адмирал Ковальчук А. С. назначается начальником Высшего Военно-морского Краснознаменного училища имени М. В. Фрунзе.
Шесть труднейших лет возглавлял, совершенствовал и сохранял от разрушения в годы лихой перестройки святыню – колыбель отечественного флота, альма-матер российских моряков.
Со свойственной ему любовью к военно-морской профессии, скрупулезностью и трудолюбием он воспитывал и готовил для флота будущих лейтенантов. Александру Сергеевичу удалось сохранить учебное заведение, как кузницу кадров флота.
Нам выпала честь служить под началом Александра Сергеевича Ковальчука. Это незаурядный, неутомимый труженик, скромный и надежный человек высокой чести и долга, веры в благородство дела, которому посвятил всю свою жизнь, примерный семьянин.
Его жизнь и судьба – это яркий пример беззаветного служения Отечеству и флоту, преданности своей профессии военного моряка.
Требовательный, справедливый и заботливый командир, умелый воспитатель и организатор, военный педагог «от бога», он до последних дней был и остается с экипажем и среди экипажа.
Он всегда был лидером и активным участником работы Совета ветеранов крейсера "Киров". Сила его личности заставляет нас относиться к нему с глубоким уважением и почтением.
Во многих каютах на корабле, а сейчас и у сослуживцев дома – фотографии нашего командира.
В год 80-летнего юбилея контр-адмирала
В работе по созданию к 80-летию со дня рождения Александра Сергеевича Ковальчука
Старпом «Макарова»
…Что касается несения ходовой вахты, да и не только в этом, мы учились у наших старших товарищей: Кравченко В.И., Федулаева Ю.Н., Чебыкина Л.В. Конечно, большую роль играли внимание и требовательность к нам командира корабля Чкалова Валентина Александровича и, конечно же, та самоотдача, с которой к нам относился старший помощник командира Ковальчук Александр Сергеевич. Ковальчук А.С., не смотря на сильнейшую занятость, находил возможность не только нас обучать, но и мог сам показать наглядно, как надо исполнять свое дело. Приучал нас тому, что в службе мелочей нет, и каждый момент корабельной жизни или событие увязаны между собой и могут привести к тем или иным последствиям, от которых зависит и безопасность людей, и корабля в целом, а так же успех действий всего экипажа. Это касалось и корабельной дежурно-вахтенной службы, да и всего уклада корабельной жизни. Старпом частенько сам, совместно с дежурным по кораблю, обходил корабль, показывая где, что и как надо проверять, на что обращать внимание, контролируя действия дежурно-вахтенной службы. Одним из запомнившихся его выражений было: «Если дежурный по кораблю после смены с дежурства не падал в каюте на койку без сил, значит, он плохо нес дежурство!». Памятен один эпизод во время несения вахты при стоянке на якоре. Корабль стоял на якоре внутри волноломного ограждения перед входом в канал, ведущий в Лиепаю. Вахта моя была с 4-х часов и до 8-и часов утра. Приняв вахту у предшественника и, соответственно, место корабля с отметкой на карте, я периодически определял пеленга по указанным береговым ориентирам (стоянка была ввиду берега) для контроля местоположения корабля. Погода была по-летнему замечательная, солнце появилось над горизонтом достаточно рано, потянул свежий ветерок, якорь-цепь выбрала слабину, и очередные контрольные точки на карте получились с увеличивающимся смещением. Возникло ощущение, что якорь ползет. Сработало обостренное чувство ответственности (а так же отсутствие практического опыта) и я разбудил старпома, доложив ему о ситуации. Александр Сергеевич поднялся на ходовой мостик, оценил обстановку, потом вместе со мной прошел на бак и предложил мне сесть на якорь-цепь, тянувшуюся к клюзу по правому борту, с которого был отдан якорь. Когда я выполнил то, что мне было сказано, Александр Сергеевич спросил: «Подергивание цепи чувствуешь?» Я ответил нет, тогда старпом и объяснил мне, что если якорь ползет, то якорь-цепь будет подрагивать. Я испытал при этом двоякое чувство. С одной стороны неловкость, что оторвал старпома от сна, а с другой — облегчение, что все-таки все в порядке и кораблю ничего не угрожает. Осознание того, что мне был преподан урок, и я обрел еще одну частичку практического опыта, пришло потом. Не знаю, может быть, в чем-то здесь преувеличиваю, но, воспринимал я тогда все именно так …
Капитан 1 ранга в отставке А.П. Глуховеря,
Коммунисты флота – делегаты XXV съезда КПСС
КОМАНДИР КОРАБЛЯ
Мы с капитаном 2 ранга А. Ковальчуком сошли вместе с корабля. Стояла полярная ночь. Черные сопки смыкались на горизонте с черным небом. Но тут, у пирсов, прожекторы, корабельные огни отбивали у ночи светлое пространство, огражденное железными воротами с якорями. Здесь шла флотская жизнь. И романтическая, и обыденная, и точно расписанная по часам, и полная всяких неожиданностей.
Капитан 2 ранга вызвал старший начальник. Александр Сергеевич собирался пойти домой. Три дня, как вернулся с кораблем из похода, а только один вечер удалось провести с семьей.
Что поделаешь - нелегка флотская служба. Особенно командирская. Но если бы сказать Александру Сергеевичу об этом, наверное, он не согласился бы. Это ли трудности для командира корабля.
Он только что рассказывал о них часа два. Сначала о том, что, по его мнению, было интересно для постороннего, затем о том, что по-настоящему важно для него.
В конце концов остановился, улыбнулся, сказал:
Во время вашего разговора в командирскую каюту зашел политработник.
Узнав, о чем мы беседуем, сказал: «Не буду мешать. Но коли зашла речь о воспитании, хочу подчеркнуть - на корабле «Адмирал Зозуля» ни один офицер-коммунист не имеет партийных взысканий.
А когда политработник ушел, Александр Сергеевич добавил:
.
И второй факт. Из разговора с начальником политического отдела:
В Ленинграде (сейчас уже на пенсии) живет заслуженный корабел Михаил Дмитриевич Маров. Многие современные корабли построил он с товарищами своими руками. Бороздят они воды всех океанов.
И нет сейчас для Михаила Дмитриевича большей радости, чем услышать хоть одно слово о «своем» корабле. Вот ведь какого человека «построили » сделанные им корабли: увлеченного, беззаветно преданного своему делу.
А значит, большого человека. Точно такое же выражение есть и у моряков. Оно означает сплотить экипаж нового корабля. И такое «строительство»
Ковальчук осуществил, будучи старпомом на своем первом большом противолодочном корабле «Адмирал Макаров».
Интересный этот момент – создание нового экипажа. В назначенное место съезжаются с разных кораблей офицеры, старшины, матросы. И вот первое построение. У каждого за спиной своя служба, опыт, обычая, традиции прежних коллективов. Александр Сергеевич смотрел на выстроившийся экипаж, который ему впервые надлежало представлять командиру корабля, и думал: скоро ли этот строй можно будет назвать боевым коллективом? И понял, что задает вопрос самому себе.
Это была «закладка» экипажа. И наверное, тогда у Александра Сергеевича зародилась потребность найти контакт с каждым из стоящих перед ним людей. Не пропустить, не просмотреть в них лучшие качества, могущие послужить пользе общего дела, пользе строящегося корабля.
…Есть люди, которым от природы даны качества воспитателя. Таков и Ковальчук. Ему чуждо равнодушие, которое очень часто становится непреодолимым барьером между начальником и подчиненным. Александр Сергеевич обладает каким-то особым обаянием, которое пробивается даже через его строгость. Он умеет понимать людей, видеть главное в них.
Старпом не привез с собой к месту постройки семью. Знал, что в это время не сможет делить себя между берегом и кораблем. Ковальчук не щадил себя в работе, отдавая всю душу обретающему будущую силу кораблю, приучал подчиненных любить его.
Через несколько лет Александр Сергеевич, назначенный командиром БПК «Адмирал Зозуля», прощался со своим
кораблем. С тем, который впервые в жизни был весь его, «от киля до клотика». Дрогнул у старпома голос. Не думал, что так трудно будет расставаться с людьми. Он умел отдавать всего себя целиком
делу. Может быть, в этом было что-то oт самопожертвования. И это видели, ценили люди.
Эту цельность молодой командир должен был принести и на большой противолодочный корабль «Адмирал Зозуля».
Корабль еще стоял у заводской стенки. Как он был непохож на доведенный до высокого уровня организации оставленный БПК
Мрачный возвращался домой Александр Сергеевич. Не так он мечтал начать командирство. Но вскоре думал уже о другом - как же помочь быстрее стать полноценным своему кораблю.
Быстро все-таки назвал Ковальчук новый БПК своим. И сам этому порадовался. Снова пришли знакомые чувства: прилив сил, вдохновение, готовность пройти через все к заветной цели, сделать свой корабль передовым, лучшим в соединении.
У капитана 2 ранга Ковальчука все лейтенанты за один поход стали опытными вахтенными офицерами. А лучшим из них (к большой гордости командира) - секретарь комитета комсомола лейтенант А. Дьяконов.
Член Военного совета – начальник политуправления флота вице-адмирал А. Сорокин лично провожал БПК «Адмирал Зозуля» в поход. Трудное предстояло кораблю плавание. Что позволяло верить в его успех? Член Военного совета правильно подметил - надежность командира.
Она проявилась еще до похода: вновь созданный экипаж капитан 2 ранга А. Ковальчук быстро вывел в передовые. Многие командиры могли позавидовать тому, как сплотился вокруг офицера боевой коллектив .
Капитан-лейтенант С. Быстров
Командир таркр «Киров»
РАВНЕНИЕ НА ТРАДИЦИИ
Как известно, ракетный крейсер «Киров» в состав Военно-Морского Флота вошел сравнительно недавно.
Сказать о том, что флот просто пополнился еще одной боевой единицей, значит, сказать весьма мало.
Родина вручила советским военным морякам самый современный корабль, оснащенный по последнему слову отечественной науки и техники — от атомной энергетической установки, обладающей поистине неограниченными возможностями, до мощного ракетно-артиллерийского, минно-торпедного и радиоэлектронного вооружения, способного обеспечить победу над сильным, хорошо подготовленным воздушным, надводным и подводным противником.
Особую гордость у личного состава вызывает тот факт, что у истоков рождения крейсеров обоих поколений стоял член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов, неоднократно посещавший эти корабли. Его указания нашему экипажу быть достойным продолжателем славных традиций корабля, настойчиво осваивать новую боевую технику и оружие, учиться тому ,что в первую очередь может понадобиться в современном морском бою, служат североморцам ориентиром в совершенствовании боевой готовности.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что одним из самых ярких первых впечатлений, которые выносит каждый новый член экипажа от знакомства с крейсером, является посещение комнаты боевой славы «Кирова». Отсюда, в сущности, берет свое плодотворное начало воспитательная работа с теми, кто приходит служить на наш корабль.
Исключительно большую содержательность и патриотическую направленность придает ей тесная связь экипажа с ветеранами-кировцами и шефами из Казахской ССР — переписка с ними, регулярные запоминающиеся встречи на Балтике, в Заполярье и Казахстане. И все мы сообща радуемся, когда в душе молодого матроса, мичмана, офицера зарождается и крепнет убеждение, что служить на корабле с такими давними и славными традициями большая честь и ее необходимо оправдывать делами.
Много недель атомный ракетный крейсер «Киров» решал задачи длительного плавания. Нередко поход протекал в трудных штормовых условиях — это уже не говоря о том, что боевая подготовка в океане сама по себе сложна и напряжена. Достижение ее целей потребовало полной отдачи духовных и физических сил от всех и каждого, проявления творческой энергии. Динамичный по форме и творческий по содержанию характер учебы экипажа наглядно отразился в одном из эпизодов тактического учения.
Крейсеру была поставлен задача с обнаружением от ряда боевых кораблей «противника» нанести условный ракетный удар по главной цели. Не вдаваясь во все подробности учебного боя подчеркну, что в самый ответственный момент ракетной атаки ее успех предопределило решение отказаться от общепринятых канонов, пойти на разумный риск.
В личной примерности этих и многих других коммунистов и комсомольцев мы видим большую мобилизующую силу , заметно влияющую на ход и результаты социалистического соревнования под девизом «Быть начеку, в постоянной готовности к защите завоеваний социализма!»
Мы дорожим тем, что органической частью социалистического соревнования на корабле является патриотическое движение молодежи экипажа за право называться последователями лучших специалистов крейсера в годы войны. Совет ветеранов «Кирова» помог нам уставновить их имена, подвиги и судьбы. Это те, кто во время героического перехода Балтфлота из Таллина в Ленинград выводил корабли из-под бомбовых ударов фашистской авиации, обеспечивал непрерывное и сложное боевое маневрирование , отражал атаки вражеских торпедных катеров и самолетов: машинист- турбинист краснофлотец Николай Бурлов, старшина зенитной батареи старшина 1 статьи Василий Татаринов и многие другие. Десятки членов экипаж ныне заслужили право называться их последователями.
Капитан 1 ранга А.Ковальчук,
БОЙ БЫСТРОТЕЧЕН, НО ДОЛОГ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
Главное начиналось именно сейчас...
Внешне, как всегда, спокойный, капитан 1 ранга А. Ковальчук чутко, как-то по-особому обостренно, вслушивался в доклады, поступавшие с боевых постов. Уж ему-то, командиру корабля, пожалуй, как никому другому в экипаже, было известно, что результаты этого похода должны с предельной ясностью ответить на вопрос особой важности: готов ли экипаж атомного ракетного крейсера «Киров» действовать по самым жестким критериям современного морского боя, способен ли он добиваться победы над сильным, тактически грамотным, обученным противником?
Самому себе Александр Сергеевич уже ответил на этот вопрос: да, кировцы к этому готовы. И все же страстно желал все новых н новых подтверждений своей убежденности в успехе: по тону докладов с боевых постов, по поведению специалистов расчета главного командного пункта пытался понять, нет ли у людей неуверенности в своих силах, сомнения в исходе учебного поединка.
Капитан 1 ранга А. Ковальчука интересовало, сумеют ли вертолетчики восполнить недостающее звено в цепи разведывательных сведений о «противнике». Это было необходимо, чтобы как можно достовернее определить состав сил противоборствующей стороны, их построение, характер действий и принять решение на применение оружия. Командир экипажа вертолета, несмотря на весь свой опыт, не мог вот так сразу дать утвердительный ответ. Ведь для того, чтобы радиолокационные средства «достали» отряд боевых кораблей «противника», вертолету надо было удалиться от корабля на предельную дальность. Удастся ли? Хотя шторм и пошел на убыль, ветер нет-нет да и показывает свою силу.
Потом, когда результаты «боя» подвергнут скрупулезному анализу, когда тщательно сверят данные средств объективного контроля, станет ясно: экипаж крейсера действовал мастерски, на сто процентов использовав возможность для «уничтожения» отряда боевых кораблей «противника». Производя разбор действий, старший начальник особо отметит выучку экипажа крейсера «Киров», умение личного состава выполнять учебные боевые задачи в обстановке, максимально приближенной к реальной боевой действительности. Но это потом.
Вопрос назревал исподволь, но постепенно начинал беспокоить многих. И в конце концов был вынесен на заседание партийного комитета корабля. С особой остротой члены парткома, командир корабля, его заместитель по политической части говорили о необходимости повысить ответственность коммунистов-руководителей за обучение подчиненных.
В то, уже далекое время крейсер «Киров» вышел, так сказать, из-под опеки конструкторов, представителей промышленности. Стадия освоения оружия и боевой техники завершилась, экипаж перешел к стадии напряженной боевой учебы, выработке готовности к действиям в реальной боевой обстановке. Но отдельные командиры групп, батарей, других подразделений все чаще не могли преодолеть определенный психологический барьер, перевести свою работу на самостоятельные рельсы. Отсюда — и неоправданное тяготение к упрощенным схемам отработки учебных боевых задач, и случаи послабления в ходе учебы, и слабая работа по привитию подчиненным навыков действий в сложных условиях.
Так продолжаться не могло. И на заседании партийного комитета об этом со всей прямотой было сказано каждому коммунисту-руководителю, а некоторые даже были строго предупреждены. Партком усилил контроль за их деятельностью, оказывал необходимую помощь, широко распространял опыт передовых командиров подразделений, словом, держал руку на пульсе боевой учебы. Постепенно все меньше и меньше становилось случаев упрощенчества и формального подхода к обучению воинов, с каждым учением обстановка все более приближалась к реальной боевой...
Старшин лейтенант Ю. ГЛАДКЕВИЧ.
ГЛАВНЫЙ КАЛИБР «КИРОВА»
Глубокая ночь…
Неудержимо захотелось еще раз подняться на ходовой пост. С его высоты хорошо видна обожженная ракетная палуба. Молочный туман, обволакивающий корабль, контрастно подчеркивает черноту «подпалин». Здесь скоро поработают матросские руки, надстройка примет свой первозданный вид, но нескоро сотрется в памяти ослепительно яркая вспышка пламени, будет долго стоять в ушах непередаваемый ракетный гром, раздавшийся из дымных облаков.
«Безмолвные» пуски, однако, получили сильный отзвук: из результаты кропотливо оценивались и анализировались старшим на борту, специалистами походного штаба, членами корабельного боевого расчета.
Для большинства из них «Киров» стал, образно говоря, и начальной школой, и университетом боевого совершенствовании.
Ракетная атака — лишь часть морского боя. А он складывался для крейсера по всем канонам современного противоборства: скоротечно, с неожиданными изменениями обстановки, с солидным пространственным размахом.
Наш.корр.
БОЕВАЯ СЛУЖБА 1986 г.
20 января 1986 по 18 июля 1986 г. года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» вышел на боевую службу в Средиземное море во главе отряда боевых кораблей. Помимо флагманского крейсера, отряд включал в себя эсминец «Отличный», БПК «Маршал Василевский», «Огневой» и «Смышлёный», а также СКР «Разительный». Свой флаг на «Вице-адмирале Дрозде» поднял командир 120-й бригады ракетных кораблей, капитан 1 ранга А. С. Ковальчук.
В середине февраля 1986 года «Вице-адмирал Дрозд» посетил с деловым заходом порт Тобрук (Ливия).
С утра 24 марта 1986 года пара истребителей F-14 Tomcat с авианосца America демонстративно пересекла так называемую «Линию смерти» (араб. «Хат-аль-моут»), южнее которой лежали уже спорные воды. Ливия ответила пуском дальнобойных ракет комплекса С-200 с дистанции 115 км[4]. В течение дня 24 марта и утром 25 марта напряжённость сохранялась: американцы обстреляли новейшими ракетами HARM станции наведения ливийских комплексов ПВО, повредив одну из приёмопередающих кабин, ливийцы же выдвинули навстречу американскому соединению свои корветы и ракетные катера, которые были атакованы палубной авиацией США. В ходе этой атаки был потоплен корвет ВМС Ливии Ean Zaquit.
Экипаж вертолёта-целеуказателя Ка-25Ц (командир – майор С. Н. Зобов, штурман – капитан А. В. Широкий) с крейсера обнаружил авианосную группу 6-го флота США в главе с многоцелевым авианосцем America на удалении около 200 км от своего корабля и дистанции до цели около 320 км. Вертолёт передавал целеуказание советскому отряду с помощью МРСЦ «Успех», работая в условиях реального противодействия противника.
Средства ПВО советских кораблей, в том числе и «Вице-адмирала Дрозда», всё время конфликта находились в постоянной готовности, работая в максимально приближённых к боевым условиях. Каждая воздушная цель сопровождалась, данные об обстановке постоянно шли в штаб 5-й оперативной эскадры и главный штаб ВМФ. К вечеру 25 марта 1986 года Шестой флот США прекратил провоцировать ливийцев и отошёл от спорной акватории, что дало советским кораблям в Средиземном море передышку, а крейсеру «Вице-адмирал Дрозд» позволило во второй половине апреля нанёс визит в Триполи.
ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ
Удовлетворяет ли подготовка курсантов современным требованиям? Что целесообразно изменить в организационной стриктуре военно-морских училищ, в процессе обучения и воспитания в связи с переменами в стране, в законодательстве, в Вооружённых Силах на флоте?
06 этом корреспондент нашего журнала беседует с начальником Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе контр-адмиралом А. Ковальчуком
- Александр Сергеевич, возглавляемое вами старейшее военное учебное заведение нашей страны отметило свое 291-летие.
Славная история училища широко известна на флоте.
И хотелось бы, опустив исторический аспект беседы, перейти сразу к реальным проблемам и к тому, как вы предполагаете их решать?
На обстановке в училище, безусловно, не может не отражаться то, что происходит вокруг.
А в стране падает престиж военной службы! С 1940 по 1959 гг у нас был конкурс 10-12, а то и 14 человек на место.
И конечно, из трех с лишним тысяч можно было отобрать наиболее толковых ребят!
Я поступал в это училище в пятьдесят пятом. Был принят один из 12 – помогла золотая медаль, с которой окончил школу.
Так вот, с каждым из нас, прошедшим по конкурсу, лично беседовал начальник училища и определял (точнее - рекомендовал) факультет.
Но как рекомендовал?! Хотел я быть штурманом. Но услышал: «Нет, тебе нужно быть артиллеристом.
У тебя есть способности именно для этого.» Он мне не приказал - убедил!
Выпуск из Морского корпуса
Наши училищные начальники той поры были мудрыми людьми, прошедшими войну.
Конечно, они изучали все наши бумаги, характеристики.
Но главное – обладали не только боевым, но и огромным человеческим опытом, умением, разбираться в людях.
Для вас, курсантов, их мнение очень много значило, мы им доверяли.
А как сейчас я вынужден строить свою работу? Львиную долю времени «съедают» хозяйственные заботы.
Вместо профессионального, психологического отбора заботимся о том, чтобы худо-бедно укомплектовать факультеты,
чтобы хоть как-то снизить «отсев» курсантов уже в процессе обучения.
- И многие уходят из училища ?
Чаще всего это ребята из так называемого спецнабора.
Нас обязывают принять определенный процент курсантов из Средней Азии и Закавказья.
Но у них заметно слабее школьная подготовка.
Под воздействием уговоров сотрудников военкоматов или по каким-то другим причинам они соглашаются поступать в морские училища.
И поступают. А потом, иногда уже на втором курсе появляется немало тex, кто подает рапорта с просьбой отчислить.
И действительно, этим париям очень трудно привыкнуть к флотской жизни, не слишком, мягко говоря, легкой и совершенно для них непривычной.
Море-то большинство из них видит впервые на корабельной практике. А уж первый шторм!..
Но беспокоит меня и положение с «бывалыми моряками» - нахимовцами. Набираем мы их без конкурса.
И вдруг через два года является ко мне такой «герой» и заявляет, что ошибся в выборе профессии!
Ведь он четыре года уже носит флотскую форму: рвался в нахимовское, прошел там девятый и десятый классы, не понаслышке знал, что его ждет в будущем, и вот...
Да и учатся многие нахимовцы хуже, чем могут, хуже, чем должны.
Ведь базовая подготовка в Нахимовском, не будем лукавить, лучше, чем в большинстве школ.
А ребята из сельских районов - они упорнее, собраннее, целеустремлённее
глядишь - если не на первом, то уж на втором курсе, как правило, впереди многих нахимовцев и по оценкам, и по дисциплине, и, что обиднее всего, по тяге к знаниям, к культуре.
- Может быть, в это проявляются не только личные отрицательные качества отдельных курсантов, но и наши общие организационные, воспитательные огрехи.
Нужно ли в обязательном порядке принуждать нахимовцев поступать в военно-морские или военные училища?
Нужно ли всех их принимать в училище вне конкурса?
Кроме того, для ребят этого возраста огромное значение имеет личность, пример командиров, воспитателей, преподавателей.
Мне кажется, что в подборе офицеров, например, на должности командиров рот существует немало сложностей;
особенно после недавнего сокращении штатов и штатных категорий.
Тяжелейший вопрос! Сейчас командиру роты, который является непосредственным воспитателем этих мальчишек
(взрослеют-то они к третьему-четвертому курсу), перспектив для служебного роста в училище нет.
А ведь именно от него зависит -получат ли курсанты первый полноценный опыт, необходимый пример того,
каким должен быть офицер-организатор.
Можно прочитать 200 лекций, затратить сотни учебных часов, но если не будет рядом настоящего командира,
если курсант не увидит, что его начальник умеет и приказывать, и вникать в его проблемы,
способен быть не только строгим и требовательным, но и внимательным, заботливым, то результата не будет!
«Остепененные» преподаватели - доктор, профессор, кандидат наук - дадут основополагающие знания,
научат, как атаковать подводную лодку, определить вероятность ее обнаружения, уничтожения - все, что хотите!
Но только не пример руководства подразделением, отношения к подчиненным, да и к начальникам!
На должность командира роты приходит обычно капитан-лейтенант.
Через год-два получает звание капитана 3 ранга. И все!
Продвижения в должности, в звании для него в училище больше нет.
Первые пять лет ему еще хватает флотского опыта, энергии, желания работать с полной нагрузкой
и довести свою роту до выпуска из училища.
А дальше? В девяти из десяти случаев следует спад, хорошо, если не слишком резкий/
И рука не поднимается обвинить офицера в нерадивости!
Потому что одно дело возглавлять какое-то постоянное формирование, а другое - командовать ротой курсантов.
Эта младая поросль начитанна, информирована побольше нас с вами, насыщена всем, чем можно, и, особенно, чем нельзя!
Чтобы быть для них авторитетом, а не просто формальным начальником, нужно день и ночь
«лопатить» - не только заниматься ротой, но и расти вместе с ними в самых разных областях знаний,
не пропускать ни новой книги, ни спектакля, ни фильма.
Работать в таком режиме без ясной, конкретной перспективы очень тяжело.
Видите ли вы какой-то выход из создавшейся ситуации?
Я-то могу предложить направить офицера, хорошо зарекомендовавшего себя в должности командира роты,
на вышестоящую должность. Но куда? На флот? Не забывайте, что прошло пять лет,
а там нужен постоянно совершенствующий свои знания и профессионализм офицер.
Два-три года не постоял на мостике, не поработал с техникой - навыки и опыт утрачиваются.
Значит, нужна переподготовка. Но как? Где? На какую должность переучивать?
Появилась бы возможность одному из командиров рот на факультете (лучшему!) присваивать звание капитана 2 ранга, стало бы чуть полегче.
- А реально ли для командира роты перейти в преподаватели?
Практически нет. Это тоже особая стезя, требующая определенных способностей.
Да и с преподавательским составом не все просто. Старший преподаватель имеет штатную категорию капитан 2 ранга.
На его подготовку, становление, приобретение опыта уходит не меньше 5-6 лет.
3начит, я должен представлять к увольнению в запас 45-летнеrо офицера, только-только начавшего работать в полную силу.
И в качестве гражданского специалиста по прежней специальности я его тоже (пока что) использовать не могу - должности офицерские.
- Может быть, выход в том, чтобы предоставить начальнику училища право ходатайствовать о продлении срока службы преподавателям на 3-5, а в отдельных случаях - на 7 лет?
Не начальнику! Ученому совету училища! 3десь нужен индивидуальный отбор.
Кроме установленных критериев, например, степени кандидата или доктора наук,
необходимо учитывать способности, талант преподавателя, умение находить контакт с курсантами.
Эти качества даются далеко не всем, да их и трудно как-то строго определить формально.
Бывает, что отдача от офицера большая, курсанты любят его лекции, предмет он знает досконально,
но вовремя не занялся кандидатской диссертацией, и оснований продлевать службу вроде бы нет.
А фактически, увольняя его в запас, я действую во вред делу.
И оставляю служить другого офицера с кандидатской степенью, хорошего ученого,
но ни малейшей склонности к преподавательской работе не имеющего.
- То есть необходимо что-то вроде классной квалификации для преподавателей?
И мастер или специалист 1-гo класса получает право на продление срока службы?
Возможно. Я представляю это так. Совет училища рассматривает деятельность с самых разных сторон и,
если более двух третей членов совета голосуют «за», ходатайствует перед начальником училища о продлении сроков службы.
Ведь нужда в хороших опытных преподавателях у нас великая!
И для курсантов, и для их наставников сейчас возникла новая серия проблем.
Связано это с тем, что принципиальное обновление, усложнение корабельной техники за последние 10-15 лет значительно ускорилось.
И училищные лаборатории все больше отстают от реального оснащения флота.
Нам нужна мощная компьютеризированная тренажерная база. И люди, умеющие эффективно ее использовать.
Ну нельзя сегодня учить «на пальцах», с помощью наших бумажных карточек с огнями МППСС, рисунками, вопросами, вводными и т.д.
Можно и нужно изыскать возможности для того, чтобы уже сейчас купить английский тренажер по
кораблевождению - учебный класс на 20 человек, где преподаватель с помощью электроники,
ЭВМ может смоделировать любую обстановку на море. Но цена его 700 тыс. инвалютных рублей!
Со мной никто и разговаривать не будет о такой сумме. Сами-то мы такой техники пока не делаем.
А в училище необходимы тренажеры не только по кораблевождению.
И для того, чтобы по-настоящему интенсифицировать учебный процесс, недостаточно нескольких десятков
часов работы с персональным компьютером, которые мы можем пока дать курсанту.
- Но ведь у страны действительно нет валюты!
Простите, но скупой платит дважды! Экономия на училище чаще всего оборачивается гораздо большими убытками:
поломками техники, авариями и аварийными происшествиями прочими неприятностями.
Ведь одной из прямых или косвенных причин большинства наших флотских бед всегда оказывается непрофессионализм,
недостаточная подготовка офицеров, мичманов, старшин.
А какой убыток приносит длительное, тяжелое становление, вхождение в должность плохо подготовленного выпускника?
А сколько стоит переучивание и освоение лейтенантом нового вооружения и боевой техники, которые он не изучал в училище?
Вот и посчитайте. Кроме того, средства на новую технику выделяются регулярно, и на корабли она поступает.
Значит, необходимо требовать от изготовителей, чтобы параллельно с каждой системой разрабатывался и ее тренажер.
Во всем мире поступают именно так, только мы «ЭКОНОМИМ».
Помните две корабельные пушки у Знамени училища, в вестибюле? Они стоят с 1867 года! Нарезные!
Как только кончилась Крымская война и стало ясно, что гладкоствольная артиллерия уходит в прошлое,
в училище были направлены два новейших орудия. Прежде всего - в Морской корпус, а уже затем - на корабли.
И выпускники были хорошо подготовлены к использованию реальной, живой матчасти, а не устаревших музейных образцов.
Офицеры, прошедшие Крымскую войну, сразу пришли обучать кадетов и гардемаринов.
Кстати, возвращаясь к разговору о командире роты, хочу отметить, что в те годы командир курса по статусу
был приравнен к старшему помощнику линейного корабля, крейсера.
Он сам подбирал преподавателей, сам выходил в море и учил по принципу: «делай, как я».
Назначали на эту должность профессионалов высокого класса. И правильно делали.
Ведь сегодняшний курсант - это будущее флота! Не люблю «высокого штиля», но иначе не скажешь.
Тогда, после Крымской войны, число кадетов в училище было сокращено, а срок обучения увеличен.
3а счет этого, в частности, удалось поднять качество подготовки выпускников.
- Изменения, происшедшие в училище в середине прошлого века, были частью общей военной реформы в стране.
И сейчас нам предстоят серьезные преобразования в области военного строительства.
Собственно, они уже начались. Готовитесь ли вы к ним?
Безусловно. Но и тут видится мне ряд проблем. Скажу об одной из них.
Мы, судя по всему, неизбежно придем к контрактной системе службы офицеров, матросов и сверхсрочнослужащих.
Следовательно, надо заранее продумать все возможные варианты и особенности заключения и расторжения контракта.
Предполагается, что курсант будет заключать контракт только после второго курса,
т. е. как бы после двух лет срочной службы. Формально все правильно.
Но кого училище будет готовить в течение двух лет? Будущего офицера или того, кто с удовольствием вернется
к гражданской жизни, избежав воинской службы непосредственно в частях или на кораблях
(ведь училище в Петербурге - это все же не подводная лодка или дальний гарнизон в Заполярье)?
Будут ли у курсанта серьезные стимулы заключать контракт? Пока что здесь больше вопросов, чем ответов.
- Может быть, нужна более гибкая система? Например, после сдачи экзаменов и зачисления в училище
заключать с курсантом контракт, пo которому при изъявлении нежелания продолжать учебу
до перевода на второй курс он будет обязан отслужить два года срочной службы на флоте.
А после перевода на второй курс - другой, по которому курсант обязуется отслужить два года
на мичманских должностях – в том случае, если решит прервать обучение после второго курса.
Возможно, это потребует соответствующим образом перестроить и учебные программы
В этом есть рациональное зерно. Но меня сейчас беспокоит то, что многие дельные предложения пока что так предложениями и остаются.
И в очередной раз, приняв закон, начав проводить военную реформу, мы после этого задним числом будем исправлять,
додумывать, переделывать.
Это всегда дороже и болезненнее, чем вариант, при котором различные предложения своевременно анализируются,
проверяются и при положительной оценке без промедления внедряются в жизнь.
Обстановка в стране меняется сегодня очень быстро, и необходимо, чтобы мы, ВМУЗЫ, в частности
и Вооруженные Силы в целом были готовы оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения.
Причем готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, на мой взгляд, нет.
В каждом регионе страны своя особая ситуация и специфика.
И не всегда целесообразно ждать по каждому поводу инструкции из Москвы. Нужна определенная самостоятельность.
- Наш журнал уже писал о предложении увеличить число нахимовских училищ.
Многие интересные мысли по этому поводу высказали мне офицеры вашего училища.
Почему только нахимовских?
А если создать военно-морские лицеи или колледжи при некоторых военно-морских училищах
без пребывания обучающихся на казарменном положении?
Каждый из них имел бы определенную специализацию: штурманскую, радиоэлектронную, электромеханическую и т.д.
Даже если не все их выпускники станут курсантами, а затем морскими офицерами,
то все равно будут значительно лучше подготовлены к службе в армии, на флоте.
И высокий уровень подготовки преподавателей училища тоже будет немаловажен. Что вы думаете по этому поводу?
Я уверен, что сама жизнь заставит нас скоро многое менять в системе военной службы.
И необходим постоянный поиск свежих идей, анализ различных предложений, вариантов.
Топтаться на месте нам сегодня никак нельзя. А возникающие проблемы - их будет еще больше - за нас никто не решит.
Беседу вел капитан 1 ранга М. Головко
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Морской корпус на минах реформ
Уважаемый товарищ президент Российской Федерации!
Мы, офицеры, служащие и курсанты Морского корпуса Петра Великого – Cанкт-Петербургского военно-морского института, с недоумением и чувством глубокой тревоги восприняли сообщение о внезапном намерении нынешнего руководства Министерства обороны осуществить коренную реорганизацию системы военно-морского образования и, в частности, – ликвидировать прославленное старейшее учебное заведение России.
Как известно, важнейшей компонентой морского офицера, наряду с высокой специальной подготовкой, является его благородный нравственный облик.
На стенах Адмиральского коридора и Галереи Героев (вслушайтесь в эти названия!) начиная с далеких 50-х годов минувшего века в торжественной обстановке устанавливались в лепном обрамлении портреты Героев Советского Союза, Героев России, выдающихся исторических деятелей, составляющих славу России, в разные годы вышедших из стен нашего учебного заведения.
Мы обращаемся к вам, товарищ Верховный главнокомандующий, с настоятельной просьбой:
С уважением,
26 марта 2009г.
Г.Цыганков,
Несколько воспоминаний о службе и личном общении с нашим Командиром.
Многие из моего поколения, служивших на «Кирове», впервые увидели нашего Командира на построении экипажа в г. Североморске летом 1978г.
…Прошло много лет.
В.Рымарь,
….Нельзя не отметить исключительную способность Александра Сергеевича снять ненужное напряжение и создать непринужденную рабочую обстановку, в которой возникает желание наилучшим образом исполнять свои обязанности.
На ходовом мостике некоторая напряженность, исходящая в основном от представителей государственной комиссии, командования ЛенВМБ и других находящихся на борту корабля должностных лиц, в преддверии встречи с встречающими корабль должностными лицами.
М.Партала,
Эпизод
…Тишь да благодать. Пошел последний час. Скоро конец, "закрываемся", и можно будет идти отдыхать. И тут на станции РТР "отбивается" отметка прямо по нашему курсу. Сигнал слабенький, но вполне четкий. Не думая еще о плохом, докладываю в БИЦ об обнаружении новой цели - судя по параметрам излучения, это обычная судовая навигационная РЛС. Доклад уходит на ГКП. На всякий случай уточняю для себя обстановку в радиоэфире - никаких особых поводов для беспокойства нет. Через 5 минут (установленная для нас в тот момент периодичность докладов) произвожу повторный доклад по цели: пеленг..., параметры..., сила сигнала растет. И тут - реагирует ГКП. Уточняют у БИЦа классификацию цели, момент её первого обнаружения - я даю все необходимые пояснения. ГКП еще раз уточняет у БИЦа целевую обстановку, и тогда становится понятен предмет его беспокойства: мы уже почти 7 или 8 минут наблюдаем у себя по курсу работу навигационной РЛС, дистанция до которой устойчиво уменьшается (сила сигнала растет), но при этом мы не видим цель на экране своей РЛС. Запросили "ЛенКом" - он тоже ничего не видит на своей НРЛС. Тут ГКП, голосом командира, выходит напрямую на связь с КП РЭБ и просит доложить всю информацию по цели. Докладываю. Еще раз подтверждаю нарастание силы сигнала и даю по просьбе командира свою оценку возможной дальности до цели. Она безусловно должна наблюдаться на наших с "ЛенКомом" НРЛС.
Командир приказывает вахтенному офицеру проинформировать о цели "ЛенКом", т.к. цель представляет в навигационном отношении реальную опасность и для них. Сила сигнала - растет. Докладываем каждые 30 секунд. Пеленг начинает медленно сползать вправо. По моим оценкам, цель уже ближе, чем "ЛенКом". В этот момент звучит доклад сигнальщиков об обнаружении навигационных огней судна "справа - 10". И еще спустя 10-15 секунд - радостный доклад радиометриста с "Вайгача". Цель обнаружена!!!
Самое невезучее, что до 8 утра, т.е. до самой смены, уже никаких "обнаружений" по нашей части не было. Был, правда, совсем "зеркальный" эпизод. Где-то около 5 часов БИЦ обнаружил на "Вайгаче" еще одну цель, идущую встречным курсом, с которой разошлись на дальности визуального контакта. Это тоже была какая-то небольшая "шаланда". Так вот, на ней РЛС вообще не работала. Т.е., в этом ночном метео-ужасе она шла вообще без технических средств обнаружения. Наощупь )))
С. Фёдоров,
Памяти командира крейсера Ковальчука А.С.
В 1982 году командир БЧ-1 крейсера капитан 3 ранга Борисов В.Г. убыл в Ленинград для поступления в Военно-Морскую академию, и я, в то время старший лейтенант - командир радионавигационной группы, остался исполняющим его обязанности. В это время было назначено учение на Северном флоте под флагом ГК ВМФ, и конечно он со своим штабом выходит в море на нашем крейсере. Я прекрасно понимал, на этом выходе решается моя судьба, быть или не быть командиром БЧ-1 крейсера, сомнений, что Борисов В.Г. поступит в академию, не было. На борту корабля вышли в море Главные штурманы ВМФ и Северного флота.
Ракета-мишень шла прямо на крейсер на высоте ходового мостика. Конечно, она была без боезапаса и большой урон кораблю нанести не могла, но попади она в ходовой мостик, а в ней не менее полутоны горючего, и там в живых никого бы не осталось. Командир крейсера Ковальчук А.С. прекрасно понимал, какая ответственность легла на его плечи: принимать решение нужно было в считанные секунды - ведь скорость ракеты почти равна скорости звука и до нее рукой подать. Стрелять высокоэффективным комплексом ПВО «Форт» нельзя, возможно поражение своих кораблей охранения. Оставалось применение средств ближней противовоздушной обороны: АК-100, АК-630 и ЗРК «Оса». Я видел, как командир напрягся, мысленно проводя расчеты по отражению ракетной атаки; он прекрасно знал все возможности и ТТХ крейсера и его оружия. Приняв доклады по ракете, идущей на крейсер, дал команду на самый полный ход и точно в момент, когда корабли охранения вышли из опасной зоны, дал команду дивизиону самообороны на уничтожение воздушной цели.
Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. не вмешивался в действия командира, полностью доверившись мастерству возглавляемого им экипажа крейсера. Сейчас в основном судьба адмиралов, офицеров, мичманов и матросов, находящихся в носовой надстройке, зависела от мастерства дивизиона самообороны БЧ-2. И они не подвели: ракету разбили, как говорится, в пух и прах - её останки с разбитым топливным баком упали прямо по курсу корабля на дистанции приблизительно 250м (длина корабля), и крейсер со скоростью порядка 24 узлов прошел по салатному пятну топлива, разлившегося по поверхности моря. Механики тоже не подкачали - за считанные минуты крейсер увеличил ход с 14 до 24 узлов.
С.Соболев,
С Александром Сергеевичем Ковальчуком мы прожили часть своей жизни, офицерской молодости. Он был нам как Родина, семья, как Отец. Я его вспоминаю каждый день, проезжая по улице Пограничника Гарькавого в Санкт-Петербурге, на которой он жил.
На первой боевой службе 83/84 наш крейсер с Командиром сразу распугал хваленых супостатов у Ливана, а когда мы нанесли электронный удар КР «Гранит» АУГ НАТО через остров Крит, то их всех, «как ветром сдуло» и ближе чем на 500 км они к крейсеру с нашим Командиром никогда не приближались.
Как-то в 1985 году я с женой и Ковальчук с женой были приглашены на день рождения строителя Гайдука, который руководил заменой ЦНПК носового аппарата от 35 СРЗ. Живое общение выплеснулось на Северную Заставу. И вдруг Александр Сергеевич выдал, а мы все подхватили и сплясали:
«…Обязательно, обязательно я на рыженькой женюсь!
В 1987г он уже комбриг 120БРК специально приехал в ПД-50 в Росляково, построил экипаж крейсера и при всех вручил мне, командиру БЧ-5, погоны капитана 2 ранга. И этого многого стоит.
Вот поэтому ОН навсегда останется для нас КОМАНДИРОМ и ОТЦОМ.
А. Дорофей,
Вспоминая Александра Сергеевича Ковальчука
Именно Командир. С большой буквы. И командир не чего-либо, а Командир по жизни, которого уважали, любили и ценили. Не раз слышал расхожее «Командир, он и в Африке командир» или «Я не девушка, чтоб меня любили». Правильно, страху на подчинённого нагнать легче, чем добиться его уважения к себе… А.С. Ковальчуку это удалось. Вечная ему память!
Что ещё запомнилось…
Попросил только самим организовать доставку. Я был восхищён нашим командиром и его памятью о сослуживцах, его человеческими качествами. А молодые лейтенанты авианосца получили хороший пример отношения к службе.
Командовать таким крейсером, который строила вся страна, а лучшие конструкторы воплотили последние достижения и многолетний опыт в создании корабля и его вооружения, аналогов которому в мире не было, должен был выдающийся моряк, опытный профессионал, талантливый воспитатель и неутомимый труженик.
Как оказалось, главнокомандующий ВМФ не ошибся при выборе кандидатуры Александра Сергеевича в качестве командира нового мощнейшего крейсера. Его личные качества в полной мере отвечали всем требованиям этой должности, а его самоотверженное служение Родине обеспечили успешное выполнение задач освоения новой техники, ввода корабля в состав Военно-Морского Флота и сил постоянной готовности, задач боевой подготовки и боевой службы.
Памяти адмирала Александра Ковальчука
Прощай наш товарищ! Проститься пора.
Валентин Чкалов,
Личные документы и Государственные награды
|