28-07-2011
Сергей Дьячкеко
Спасибо всем, кто различными способами отреагировал на мои статьи в блогах, это стимулирует, а воспоминания... их еще есть у меня!
1. Борпалыч - 20 Марта, 2017 - 17:31:29 - перейти к сообщению
2. Борпалыч - 20 Марта, 2017 - 18:37:52 - перейти к сообщению
22-03-2012
Сергей Соболев
Я начал писать всю правду о службе на "КИРОВЕ". Получается целая книга «Как это было-атомный крейсер КИРОВ». Я буду публиковать главы в блогах. Жду ваших дополнений. Мы все ее должны написать. Написать все как было и без пафоса.
30-03-2012
Юрий Петренко
Саша Абрамов "остался без руки" в 43 каюте. Подробности позже.
Сергею Соболеву спасибо за книгу.
31-03-2012
Александр Фоменко
Сергей Викторович, попытаюсь внести свои пять копеек в ваш текст - Когда в 1985 году потек прямо в реакторный отсек ЦНПК носового аппарата. Там был и я вместе с Вами спускался к электродвигателю насоса но был я в обычном костюме КЗИ ст.1 статьи командир отделения ЭТД Фоменко А.В. и еще дополню как Соболев С.В.(он же Пила так Вас называли срочники почему не могу сказать) требовал от л\с в адмиральский час отдыхать по форме одежды голый торс. Было влом но исполняли все. Уточню Бермудские острова и Саргассово море у Вас неточности в тексте.
02-04-2012
Бродский Михаил
Уважаемый Алесандр, я догадываюсь, почему С.Соболева называли "пила". Так же могли называть, к примеру, и А.Гавриленко. Дело в том, что когда мы (12-?) офицеров проживали в одном кубрике в ВГ-67 (ещё до вселения на корабль), то эти двое "отравляли" нам послеобеденный отдых. Они в "обед" работали. Соболев ежедневно воспитывал Шкаликова и Резникова (а то и пару-тройку старшин и проштрафившихся моряков), а Гавриленко нам курить не разрешал! Единственный в кубрике стол стоял рядом с моей (самого молодого) койкой, рядом с окном. К которому бегали курить. И я больше, чем остальные офицеры, ежедневно в обеденный перерыв выслушивал нравоучения (адресованные не мне) - С.Соболева, а так же громкие призывы А.Гавриленко - "Не курите, братцы!" Ну и какой тут "Адмиральский час", позвольте спросить?
04-04-2012
Соболев Сергей Викторович
Я признателен всем за дополнения и замечания в мои воспоминания «Как это было-атомный крейсер КИРОВ». Многие участники читали, но молчат. Политработники не стесняйтесь, на «КИРОВЕ» и в книге все свои.
И вы Феликс Николаевич с Владимиром Николаевичем возразите - может не было вашей задушевной беседы про судьбу экипажа «Комсомольца».
Михаил Михайлович Тельнов вы тоже все читали, не надо прятаться и отмалчиваться.
Обращаюсь к Андрею Пермякову и всем кто проэктировал и строил крейсер на Балтийском заводе - пишите и вспоминайте, как это было.
06-04-2012
Анатолий Бычков
Приветствую, Сергей!
Впитал твой эпистолярный опыт и нахожу его весьма душевным, благородным, добрым и интересным. С настоящим флотским юмором прошёл по нашим казусам, метко и незлобиво. Солидарен с твоим отношением к Чубайсу и олигархам, у НАТО всё прошло по плану, к сожалению, и коммунизм выстроить мы не смогли, как ни старались. Однако были и самоотверженность, и патриотизм, и знания, и ты это очень убедительно показал. А что обо всём сказать невозможно, так ещё Козьма Прутков сказал - не объять необъятное! (Это по поводу Миши Бродского, что взгляд механика). Взбадривание дремлющего рулевого отмечено документально верно. Продолжай свои новеллы, буду с интересом следить, а в жизни Крейсера ещё много фактов, которые ждут своего часа.Смогу ли я обратиться к литературным опытам - не знаю пока, занимаюсь исследованиями в области древней истории Руси, тоже интересное дело. Звоню иногда А.С.Ковальчуку, на Скайп-сязи с И.Дрекаловым и С.Фёдоровым. На встрече 28 апреля - привет всем кировцам от бывшего командира ЭНГ. Анатолий.
21-04-2012
Соболев Сергей Викторович
С момента опубликования глав книги «Как это было-атомный крейсер КИРОВ» в блогах прошел всего месяц и уже 1700 просмотров. Значит прочитали главы 2,5 экипажа крейсера. Я получаю массу писем и телефонных звонков. Какие они разные от хороших до мата и причитаний. Значит писал не зря.Я больше не буду на них отвечать и выношу все обсуждения в гостевую книгу этого сайта. Мнения и отзывы должны видеть все кировцы. Все ваши дополнения и изменения будут учтены. Если вы пожелаете издать книгу, она будет издана. Есть такая возможность у моего приятеля в Чехии.
12-05-2012
Соболев Сергей Викторович
Я внес все поступившие изменения, дополнения и поправки в текст «Как это было-атомный крейсер КИРОВ», за исключением тех, с которыми не согласен. На все события я высказываю только свое мнение. При последующем активном участи ветеранов крейсера объем наших воспоминаний можно значительно увеличить и разнообразить. Благодарен всем за совместную работу.
24-06-2012
Федоров Сергей Викторович
Как это было-атомный крейсер "Киров" написано как это и было, есть спорные вопросы, участие адмирала Касатонова в судьбе АПЛ "Комсомолец". Про рывок телеграфа КСФ - правда,этому я свидетель.Нужно добавлять текст всем экипажем.
Сергей Соболев
Я начал писать всю правду о службе на "КИРОВЕ". Получается целая книга «Как это было-атомный крейсер КИРОВ». Я буду публиковать главы в блогах. Жду ваших дополнений. Мы все ее должны написать. Написать все как было и без пафоса.
30-03-2012
Юрий Петренко
Саша Абрамов "остался без руки" в 43 каюте. Подробности позже.
Сергею Соболеву спасибо за книгу.
31-03-2012
Александр Фоменко
Сергей Викторович, попытаюсь внести свои пять копеек в ваш текст - Когда в 1985 году потек прямо в реакторный отсек ЦНПК носового аппарата. Там был и я вместе с Вами спускался к электродвигателю насоса но был я в обычном костюме КЗИ ст.1 статьи командир отделения ЭТД Фоменко А.В. и еще дополню как Соболев С.В.(он же Пила так Вас называли срочники почему не могу сказать) требовал от л\с в адмиральский час отдыхать по форме одежды голый торс. Было влом но исполняли все. Уточню Бермудские острова и Саргассово море у Вас неточности в тексте.
02-04-2012
Бродский Михаил
Уважаемый Алесандр, я догадываюсь, почему С.Соболева называли "пила". Так же могли называть, к примеру, и А.Гавриленко. Дело в том, что когда мы (12-?) офицеров проживали в одном кубрике в ВГ-67 (ещё до вселения на корабль), то эти двое "отравляли" нам послеобеденный отдых. Они в "обед" работали. Соболев ежедневно воспитывал Шкаликова и Резникова (а то и пару-тройку старшин и проштрафившихся моряков), а Гавриленко нам курить не разрешал! Единственный в кубрике стол стоял рядом с моей (самого молодого) койкой, рядом с окном. К которому бегали курить. И я больше, чем остальные офицеры, ежедневно в обеденный перерыв выслушивал нравоучения (адресованные не мне) - С.Соболева, а так же громкие призывы А.Гавриленко - "Не курите, братцы!" Ну и какой тут "Адмиральский час", позвольте спросить?
04-04-2012
Соболев Сергей Викторович
Я признателен всем за дополнения и замечания в мои воспоминания «Как это было-атомный крейсер КИРОВ». Многие участники читали, но молчат. Политработники не стесняйтесь, на «КИРОВЕ» и в книге все свои.
И вы Феликс Николаевич с Владимиром Николаевичем возразите - может не было вашей задушевной беседы про судьбу экипажа «Комсомольца».
Михаил Михайлович Тельнов вы тоже все читали, не надо прятаться и отмалчиваться.
Обращаюсь к Андрею Пермякову и всем кто проэктировал и строил крейсер на Балтийском заводе - пишите и вспоминайте, как это было.
06-04-2012
Анатолий Бычков
Приветствую, Сергей!
Впитал твой эпистолярный опыт и нахожу его весьма душевным, благородным, добрым и интересным. С настоящим флотским юмором прошёл по нашим казусам, метко и незлобиво. Солидарен с твоим отношением к Чубайсу и олигархам, у НАТО всё прошло по плану, к сожалению, и коммунизм выстроить мы не смогли, как ни старались. Однако были и самоотверженность, и патриотизм, и знания, и ты это очень убедительно показал. А что обо всём сказать невозможно, так ещё Козьма Прутков сказал - не объять необъятное! (Это по поводу Миши Бродского, что взгляд механика). Взбадривание дремлющего рулевого отмечено документально верно. Продолжай свои новеллы, буду с интересом следить, а в жизни Крейсера ещё много фактов, которые ждут своего часа.Смогу ли я обратиться к литературным опытам - не знаю пока, занимаюсь исследованиями в области древней истории Руси, тоже интересное дело. Звоню иногда А.С.Ковальчуку, на Скайп-сязи с И.Дрекаловым и С.Фёдоровым. На встрече 28 апреля - привет всем кировцам от бывшего командира ЭНГ. Анатолий.
21-04-2012
Соболев Сергей Викторович
С момента опубликования глав книги «Как это было-атомный крейсер КИРОВ» в блогах прошел всего месяц и уже 1700 просмотров. Значит прочитали главы 2,5 экипажа крейсера. Я получаю массу писем и телефонных звонков. Какие они разные от хороших до мата и причитаний. Значит писал не зря.Я больше не буду на них отвечать и выношу все обсуждения в гостевую книгу этого сайта. Мнения и отзывы должны видеть все кировцы. Все ваши дополнения и изменения будут учтены. Если вы пожелаете издать книгу, она будет издана. Есть такая возможность у моего приятеля в Чехии.
12-05-2012
Соболев Сергей Викторович
Я внес все поступившие изменения, дополнения и поправки в текст «Как это было-атомный крейсер КИРОВ», за исключением тех, с которыми не согласен. На все события я высказываю только свое мнение. При последующем активном участи ветеранов крейсера объем наших воспоминаний можно значительно увеличить и разнообразить. Благодарен всем за совместную работу.
24-06-2012
Федоров Сергей Викторович
Как это было-атомный крейсер "Киров" написано как это и было, есть спорные вопросы, участие адмирала Касатонова в судьбе АПЛ "Комсомолец". Про рывок телеграфа КСФ - правда,этому я свидетель.Нужно добавлять текст всем экипажем.
3. Борпалыч - 20 Марта, 2017 - 18:39:33 - перейти к сообщению
18-10-2012
Соболев Сергей Викторович
Выскажу свое мнение на статью М.Тельнова "Есть ли место "Орлану" в боевой системе будущего". В сегодняшней России методологическим инструментом будущее "Орлана" не определить.Например завтра в "Аппарате" подкинут идею провести саммит на борту крейсера или морскую прогулку организовать к зимним олимпийским играм. Они все проведут, получат и бросят. Ну а пока все ждут систематизирующих факторов и команды,знать бы от кого. Мой ответ - "Орлану" есть место в будущем.
18-10-2012
Пономарев Борис Павлович
Сергей Викторович,
согласен с тобой,что у пр.1144 есть место в будущем. Хороший,надежный,крепкий корабль. Но вот в каком виде - вот главный вопрос.Как носитель ударного оружия или как корабль управления в том виде, каким его представляет Михаил Михайлович.
Соболев Сергей Викторович
Выскажу свое мнение на статью М.Тельнова "Есть ли место "Орлану" в боевой системе будущего". В сегодняшней России методологическим инструментом будущее "Орлана" не определить.Например завтра в "Аппарате" подкинут идею провести саммит на борту крейсера или морскую прогулку организовать к зимним олимпийским играм. Они все проведут, получат и бросят. Ну а пока все ждут систематизирующих факторов и команды,знать бы от кого. Мой ответ - "Орлану" есть место в будущем.
18-10-2012
Пономарев Борис Павлович
Сергей Викторович,
согласен с тобой,что у пр.1144 есть место в будущем. Хороший,надежный,крепкий корабль. Но вот в каком виде - вот главный вопрос.Как носитель ударного оружия или как корабль управления в том виде, каким его представляет Михаил Михайлович.
4. Борпалыч - 20 Марта, 2017 - 18:40:25 - перейти к сообщению
06-07-2015
Соболев Сергей Викторович
02 июля 2015 в Санкт-Петербурге состоялась встреча командиров №№1;2 и командиров БЧ КТАРК №1 по структуре и первоначальному тексту книги о крейсере. Присылайте ваши воспоминания о службе и интересным фактам в виде блогов под общим девизом "Назад в будущее". Воспоминания "как жарили картошку в вентиляшке" рассматриваться не будут.
06-07-2015
Михаил Бродский
Г-н Собооев - а Вы, случайно, не старший лейтенант Соболев образца 1979 года? Командир машинно - котельной группы до разделения её на две? Если да - то вспомните, как мы с Вами на Сизова распивали и Вы мне рассказывали, как лазили в топку котла в ушанке, валенках и телогрейке? Как Вы там спалили себе ноги? Это была правда? Хочу спросить - чем жареная картошка матросов отличалась от жареной картошки от Коцефаны, которую мы с Вами иногда хавали по ночам? Так же, как и матросы. Хотите правды? Так пишите ее - правду матку. А не лакируйте прошлое под будущее.
07-07-2015
Соболев Сергей Викторович
Уважаемый Михаил Бродский я удмвлен вашим словам в них ничего нет для пользы дела в написании книги.
Вы можете писать все , что вам хочется и о ком хочется.
Прошу эту дискуссию на нашем сайте не продолжать, пишите на мой e-mail 54ss1@mail.ru
Соболев Сергей Викторович
02 июля 2015 в Санкт-Петербурге состоялась встреча командиров №№1;2 и командиров БЧ КТАРК №1 по структуре и первоначальному тексту книги о крейсере. Присылайте ваши воспоминания о службе и интересным фактам в виде блогов под общим девизом "Назад в будущее". Воспоминания "как жарили картошку в вентиляшке" рассматриваться не будут.
06-07-2015
Михаил Бродский
Г-н Собооев - а Вы, случайно, не старший лейтенант Соболев образца 1979 года? Командир машинно - котельной группы до разделения её на две? Если да - то вспомните, как мы с Вами на Сизова распивали и Вы мне рассказывали, как лазили в топку котла в ушанке, валенках и телогрейке? Как Вы там спалили себе ноги? Это была правда? Хочу спросить - чем жареная картошка матросов отличалась от жареной картошки от Коцефаны, которую мы с Вами иногда хавали по ночам? Так же, как и матросы. Хотите правды? Так пишите ее - правду матку. А не лакируйте прошлое под будущее.
07-07-2015
Соболев Сергей Викторович
Уважаемый Михаил Бродский я удмвлен вашим словам в них ничего нет для пользы дела в написании книги.
Вы можете писать все , что вам хочется и о ком хочется.
Прошу эту дискуссию на нашем сайте не продолжать, пишите на мой e-mail 54ss1@mail.ru
5. Admin - 31 Марта, 2017 - 11:13:05 - перейти к сообщению
09-07-2015
Соболев Сергей Викторович
В книгу для обсуждений и дополнений: Атомные реакторы – сердце крейсера.
Атомная энергетическая установка крейсера создавалась на основании многолетнего опыта проектирования , постройки и эксплуатации атомных подводных лодок четырех поколений и атомных ледоколов «Ленин», «Арктика», «Сибирь» . Прототипом АЭУ крейсера были приняты установки атомных ледоколов. Результаты эксплуатации этих реакторов показали их исключительную надежность и позволили ученым и эксплуатационникам, морякам Мурманского морского пароходства продлить ресурс работы АППУ до 150 тысяч часов, что составляло 20лет непрерывной работы.
К реакторам крейсера требования были особенными, рассчитанные на использование в бою. Они должны были обладать исключительной надежностью и живучестью, ресурсом опробованном на атомных ледоколах и обеспечивать неограниченную дальность плавания.
С начала проектирования и до первого физического пуска эти работы возглавлял один из основателей советской ядерной энергетики Академик Анатолий Петрович Александров, Трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и четырёх Сталинских премий.
Проектирование атомной паропроизводящей установки крейсера «Киров» было связано со значительными трудностями. Двухреакторная атомная паропроизводящая установка ВМ-4, применявшаяся на советских атомных подводных лодках для надводного крейсера водоизмещением 24000тонн не удовлетворяла требованиям по мощности, а установки атомных ледоколов не обеспечивали устойчивости боевого применения. Пришлось проектировать новую атомную энергоустановку, а заодно - разрабатывать концепцию по созданию систем безопасности, включая системы аварийного расхолаживания и локализации аварии.
Разработчиками ОКБМ (АО "ОКБМ Африкантов" Нижний Новгород ) была применена блочная схема компоновки АППУ КН-3, позволившая уменьшить габариты АЭУ и улучшившая ее эксплуатационные параметры. Был применен режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности ядерного реактора, внедрена автоматическая система расхолаживания, которая была способна выполнить операции по глушению ядерного реактора даже в случае опрокидывания корабля. Реакторы были выполнены двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, а в качестве замедлителя и теплоносителя применена вода высокой степени чистоты. Системы рассчитывались на проектную аварию «разрыв трубопровода теплоносителя атомного реактора на максимальном диаметре». Компоновка паропроизводящей установки из 4 групп насос первого контура на два парогенератора позволяла при газовой не плотности или малой течи первого контура отсечь одну из групп и эксплуатировать реактор без ограничения его мощности. При этом задвижками отсекались парогенераторы по воде и пару, полости освобождались дренажным насосом и собирались в цистерны жидких радиоактивных отходов, объемом более двадцати тонн и имели возможность сброса с разбавлением забортной водой более чем в 300 раз.
Например, при малой течи на одной из групп АППУ в 10 литров в час можно было без ограничений эксплуатировать АППУ крейсера, при этом более 100 суток накапливать малую течь до выгрузки на специальное судно.
"ОКБМ Африкантов" в рамках проектирования и создания установок для флота, а также - атомных станций малой мощности выполнило разработку и комплексное научно-техническое обоснование активных зон ядерных реакторов. Данное направление включало разработку конструкции, обоснование механической прочности, физических и теплотехнических характеристик активных зон, ядерной безопасности и ресурсной надежности, проведение необходимых расчетов и экспериментальных исследований на стендах. Указанные работы выполняются в кооперации с ведущими научными институтами отрасли, прежде всего, с "ВНИИНМ", "Курчатовский институт", "ГНЦ НИИАР" и промышленными предприятиями: "МСЗ", "МЗП". В результате была разработаны активные зоны крейсера ВМ-16 с крестообразными тепловыделяющими элементами и поглотителями на гадолинии, бериллии и боре, которые показали свою исключительную надежность и не имели случаев разгерметизации за период эксплуатации, обеспечив нормальную радиационную обстановку на корабле. Системы управления и защиты отвечали всем требованиям ядерной безопасности и были на уровне проверенных систем АПЛ 3-4 поколения. И учитывали все накопленные к тому времени знания по управлению и ядерной безопасности АППУ.
Соболев Сергей Викторович
В книгу для обсуждений и дополнений: Атомные реакторы – сердце крейсера.
Атомная энергетическая установка крейсера создавалась на основании многолетнего опыта проектирования , постройки и эксплуатации атомных подводных лодок четырех поколений и атомных ледоколов «Ленин», «Арктика», «Сибирь» . Прототипом АЭУ крейсера были приняты установки атомных ледоколов. Результаты эксплуатации этих реакторов показали их исключительную надежность и позволили ученым и эксплуатационникам, морякам Мурманского морского пароходства продлить ресурс работы АППУ до 150 тысяч часов, что составляло 20лет непрерывной работы.
К реакторам крейсера требования были особенными, рассчитанные на использование в бою. Они должны были обладать исключительной надежностью и живучестью, ресурсом опробованном на атомных ледоколах и обеспечивать неограниченную дальность плавания.
С начала проектирования и до первого физического пуска эти работы возглавлял один из основателей советской ядерной энергетики Академик Анатолий Петрович Александров, Трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и четырёх Сталинских премий.
Проектирование атомной паропроизводящей установки крейсера «Киров» было связано со значительными трудностями. Двухреакторная атомная паропроизводящая установка ВМ-4, применявшаяся на советских атомных подводных лодках для надводного крейсера водоизмещением 24000тонн не удовлетворяла требованиям по мощности, а установки атомных ледоколов не обеспечивали устойчивости боевого применения. Пришлось проектировать новую атомную энергоустановку, а заодно - разрабатывать концепцию по созданию систем безопасности, включая системы аварийного расхолаживания и локализации аварии.
Разработчиками ОКБМ (АО "ОКБМ Африкантов" Нижний Новгород ) была применена блочная схема компоновки АППУ КН-3, позволившая уменьшить габариты АЭУ и улучшившая ее эксплуатационные параметры. Был применен режим естественной циркуляции по первому контуру на высоких уровнях мощности ядерного реактора, внедрена автоматическая система расхолаживания, которая была способна выполнить операции по глушению ядерного реактора даже в случае опрокидывания корабля. Реакторы были выполнены двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, а в качестве замедлителя и теплоносителя применена вода высокой степени чистоты. Системы рассчитывались на проектную аварию «разрыв трубопровода теплоносителя атомного реактора на максимальном диаметре». Компоновка паропроизводящей установки из 4 групп насос первого контура на два парогенератора позволяла при газовой не плотности или малой течи первого контура отсечь одну из групп и эксплуатировать реактор без ограничения его мощности. При этом задвижками отсекались парогенераторы по воде и пару, полости освобождались дренажным насосом и собирались в цистерны жидких радиоактивных отходов, объемом более двадцати тонн и имели возможность сброса с разбавлением забортной водой более чем в 300 раз.
Например, при малой течи на одной из групп АППУ в 10 литров в час можно было без ограничений эксплуатировать АППУ крейсера, при этом более 100 суток накапливать малую течь до выгрузки на специальное судно.
"ОКБМ Африкантов" в рамках проектирования и создания установок для флота, а также - атомных станций малой мощности выполнило разработку и комплексное научно-техническое обоснование активных зон ядерных реакторов. Данное направление включало разработку конструкции, обоснование механической прочности, физических и теплотехнических характеристик активных зон, ядерной безопасности и ресурсной надежности, проведение необходимых расчетов и экспериментальных исследований на стендах. Указанные работы выполняются в кооперации с ведущими научными институтами отрасли, прежде всего, с "ВНИИНМ", "Курчатовский институт", "ГНЦ НИИАР" и промышленными предприятиями: "МСЗ", "МЗП". В результате была разработаны активные зоны крейсера ВМ-16 с крестообразными тепловыделяющими элементами и поглотителями на гадолинии, бериллии и боре, которые показали свою исключительную надежность и не имели случаев разгерметизации за период эксплуатации, обеспечив нормальную радиационную обстановку на корабле. Системы управления и защиты отвечали всем требованиям ядерной безопасности и были на уровне проверенных систем АПЛ 3-4 поколения. И учитывали все накопленные к тому времени знания по управлению и ядерной безопасности АППУ.
6. Admin - 31 Марта, 2017 - 11:13:22 - перейти к сообщению
09-07-2015
Соболев Сергей Викторович
(окончание)
Ядерные реакторы проектировались так, чтобы в любой момент времени процесс деления находился в устойчивом равновесии относительно малых изменений параметров, влияющих на реактивность . При выдвижении управляющего стержня из реактора коэффициент размножения нейтронов становится больше единицы, что при неизменности всех остальных параметров приводит к экспоненциальному нарастанию скорости ядерной реакции с характерным временем нейтронного цикла для реакторов на быстрых нейтронах. Компенсирующие и аварийные стержни совместно со всем оборудованием, обеспечивающим их нормальное функционирование, образуют систему управления и защиты реактора . На случай непредвиденного катастрофического развития цепной реакции, а также возникновения других аварийных режимов, связанных с энерговыделением в активной зоне, в каждом реакторе предусмотривалось экстренное прекращение цепной реакции, осуществляемое сбрасыванием в активную зону специальных аварийных стержней с поглотителями. Аварийные стержни сбрасываются под действием силы тяжести в центральную часть активной зоны, где поток наибольший, а значит, и наиболее велика отрицательная реактивность, вносимая в реактор стержнем. Впервые такая задача надежного и устойчивого управления АППУ решалась для боевого корабля использующего атомную энергетику для движения в надводном положении с большим волновым сопротивлением, неограниченной дальностью плавания в условиях боя с применением противокорабельного оружия.
Северное ПКБ под руководством Главного конструктора Б.И.Купенского, ведущего инженера Г.А.Кудрова объеденило усилия Судпрома СССР, ЦНИИ Аврора, ОКБМ, института Курчатова в создании пультов и систем управления реакторами крейсера и видеонаблюдения аппаратных отсеков. Так как эти системы были головными окончательная наладка систем управления реакторами после стендовых испытаний проводилась в условиях достройки у стеки Балтийского завода в пределах мегаполиса г.Ленинграда. При этом отличились и проявили свои знания первые «управленцы» офицеры крейсера : И.П.Ратин (в последствии преподаватель ВВМИУ) , А.Н.Абрамов (в последствии Главный физик Ледокольного флота), В.В.Саранин, С.Ф.Щупиков, Г.В.Куц, С.А.Щукин (в последствии ответственны по ядерной безопасности АЭС Сосновый Бор), А.П.Канащенко, С.А.Путря.
По требованиям ядерной безопасности к управлению ядерной энергетической установкой допускались только выпускники специальных факультетов ВВМИУ, с постоянными циклами переподготовки в учебных центрах ВМФ. Обучению АППУ и ядерной безопасности подлежал и командный состав: командиры и командиры соединений.
Первый экипаж и командование прошли такое обучение в УЦ Сосновый Бор, а последующие командиры и командиры соединений этому правилу не последовали.
Отсутствие специальных знаний могло способствовать в принятии решений не соответствующие заложенной надежности в использовании атомной энергетической установки крейсера «Киров».
За время эксплуатации АППУ крейсера были только 2 отказа: выход из строя насоса первого контура (заменен в 1985г.) и газовая не плотность (1990г.).
Основным недостатком эксплуатации было отсутствие комплекса для базирования атомного крейсера. Энергетическая установка работала от котлов или реакторов у причала и на рейде круглогодично и выработала основной ресурс без использования по основному предназначению.
Корпус крейсера, выполненный из сталей АК 27 разработанных в ЦНИИ КМ «Прометей» совместно с Институтом электросварки им. академика Е. О. Патона позволяют при условиях плановых доковых ремонтов использовать подводную часть более 50 лет. Ледоколы с корпусами из стали АК27 использовались в условиях льдов в течение «Арктика» - 32года; «Сибирь» - 28 лет.
Первый атомный крейсер «Киров» с заложенным ресурсом более 45 лет находился в эксплуатации только 10 лет.
Соболев Сергей Викторович
(окончание)
Ядерные реакторы проектировались так, чтобы в любой момент времени процесс деления находился в устойчивом равновесии относительно малых изменений параметров, влияющих на реактивность . При выдвижении управляющего стержня из реактора коэффициент размножения нейтронов становится больше единицы, что при неизменности всех остальных параметров приводит к экспоненциальному нарастанию скорости ядерной реакции с характерным временем нейтронного цикла для реакторов на быстрых нейтронах. Компенсирующие и аварийные стержни совместно со всем оборудованием, обеспечивающим их нормальное функционирование, образуют систему управления и защиты реактора . На случай непредвиденного катастрофического развития цепной реакции, а также возникновения других аварийных режимов, связанных с энерговыделением в активной зоне, в каждом реакторе предусмотривалось экстренное прекращение цепной реакции, осуществляемое сбрасыванием в активную зону специальных аварийных стержней с поглотителями. Аварийные стержни сбрасываются под действием силы тяжести в центральную часть активной зоны, где поток наибольший, а значит, и наиболее велика отрицательная реактивность, вносимая в реактор стержнем. Впервые такая задача надежного и устойчивого управления АППУ решалась для боевого корабля использующего атомную энергетику для движения в надводном положении с большим волновым сопротивлением, неограниченной дальностью плавания в условиях боя с применением противокорабельного оружия.
Северное ПКБ под руководством Главного конструктора Б.И.Купенского, ведущего инженера Г.А.Кудрова объеденило усилия Судпрома СССР, ЦНИИ Аврора, ОКБМ, института Курчатова в создании пультов и систем управления реакторами крейсера и видеонаблюдения аппаратных отсеков. Так как эти системы были головными окончательная наладка систем управления реакторами после стендовых испытаний проводилась в условиях достройки у стеки Балтийского завода в пределах мегаполиса г.Ленинграда. При этом отличились и проявили свои знания первые «управленцы» офицеры крейсера : И.П.Ратин (в последствии преподаватель ВВМИУ) , А.Н.Абрамов (в последствии Главный физик Ледокольного флота), В.В.Саранин, С.Ф.Щупиков, Г.В.Куц, С.А.Щукин (в последствии ответственны по ядерной безопасности АЭС Сосновый Бор), А.П.Канащенко, С.А.Путря.
По требованиям ядерной безопасности к управлению ядерной энергетической установкой допускались только выпускники специальных факультетов ВВМИУ, с постоянными циклами переподготовки в учебных центрах ВМФ. Обучению АППУ и ядерной безопасности подлежал и командный состав: командиры и командиры соединений.
Первый экипаж и командование прошли такое обучение в УЦ Сосновый Бор, а последующие командиры и командиры соединений этому правилу не последовали.
Отсутствие специальных знаний могло способствовать в принятии решений не соответствующие заложенной надежности в использовании атомной энергетической установки крейсера «Киров».
За время эксплуатации АППУ крейсера были только 2 отказа: выход из строя насоса первого контура (заменен в 1985г.) и газовая не плотность (1990г.).
Основным недостатком эксплуатации было отсутствие комплекса для базирования атомного крейсера. Энергетическая установка работала от котлов или реакторов у причала и на рейде круглогодично и выработала основной ресурс без использования по основному предназначению.
Корпус крейсера, выполненный из сталей АК 27 разработанных в ЦНИИ КМ «Прометей» совместно с Институтом электросварки им. академика Е. О. Патона позволяют при условиях плановых доковых ремонтов использовать подводную часть более 50 лет. Ледоколы с корпусами из стали АК27 использовались в условиях льдов в течение «Арктика» - 32года; «Сибирь» - 28 лет.
Первый атомный крейсер «Киров» с заложенным ресурсом более 45 лет находился в эксплуатации только 10 лет.
7. Admin - 31 Марта, 2017 - 11:23:21 - перейти к сообщению
09-07-2015
Пономарев Борис Павлович
Сергей Викторович,
обсуждать (замечания, добавления,исправления и пр...) будем прямо тут или слать на твою почту?
11-07-2015
Александр Фоменко
Сергей Викторович,
не влюблён в критику, но она, с..ка, существует. Что делать, Викторыч?
Не писать..Или писать, как Вы, находясь вверху, руководили заменой ЭД, а я внизу его отбалчивал..
Но потом - Вы пили спирт (о чем сами поведали ранее), а мне его никто не предложил (мне это и не нужно было).
Резюме: пишем всё, редактор сам решит о чем поведать?
12-07-2015
Соболев Сергей Викторович
Редактор С.В.Лебедев, можно материалы можно высылать как на сайт так и мне на почту.
Я буду пересылать на его почту по книге.
Пономарев Борис Павлович
Сергей Викторович,
обсуждать (замечания, добавления,исправления и пр...) будем прямо тут или слать на твою почту?
11-07-2015
Александр Фоменко
Сергей Викторович,
не влюблён в критику, но она, с..ка, существует. Что делать, Викторыч?
Не писать..Или писать, как Вы, находясь вверху, руководили заменой ЭД, а я внизу его отбалчивал..
Но потом - Вы пили спирт (о чем сами поведали ранее), а мне его никто не предложил (мне это и не нужно было).
Резюме: пишем всё, редактор сам решит о чем поведать?
12-07-2015
Соболев Сергей Викторович
Редактор С.В.Лебедев, можно материалы можно высылать как на сайт так и мне на почту.
Я буду пересылать на его почту по книге.
8. Admin - 31 Марта, 2017 - 11:39:19 - перейти к сообщению
05-05-2016
Олег Богаченко
Соболеву С.В. В Блогах 11-05-2012. 14. "Я бы не стал возвращаться", автором допущена неточность в том, что с моих уточненных данных на БС-2 в сутки уходило 230 л. Если читать внимательно мое сообщение в Гостевой сайта 341-360 от 06-04-2012,в сутки стало уходить более 230 л., а это, как окажется, большая разница. В дополнение статьи "Как это было - атомный крейсер "Киров" планирую опубликовать на сайте свои личные записи с Журнала о событиях на БС-2.
16-05-2016
Вершинин Павел
Олег Порфирьевич! Спасибо за воспоминания. Оказывается я очень много позабыл о той боевой. Молодец, что не ленился всё записывать. Еще раз спасибо.
16-05-2016
Пономарев Б.П.
Да,читать было интересно и познавательно.
Не хватает лишь анализа и выводов.
Может, во 2-й части они будут?
Надеюсь на продолжение "Журнала...", после которого,может быть, Автор согласится ответить на уже возникшие вопросы.
16-05-2016
Сергей Дмитриев
Олег! Спасибо, что решился показать личные записи. Не думал, что когда-нибудь смогу вернуться в то время. Павел прав - многое забылось. Жму руку!
26-05-2016
Олег Богаченко
Пономареву Б.П. Вношу уточнение. Выходил в море с командиром Рогатиным В. в 1989 году, адмирал кажется Крау, ко мне заходил в ПДУ-1. Работала одна носовая установка на 2ГТЗА. Дата 1991-92 году будет мной откорректирована, в моих воспоминаниях. Корабль, после БС-2 в море больше не выходил.
30-05-2016
Богаченко Олег Порфирьевич
Уважаемые сослуживцы!
Дальнейшее мое продолжение дискуссии, на этой площадке, на сегодняшний час, считаю не целесообразно, не слышат.
Мой Журнал и Воспоминания, участники дискуссии, отвечая 29-05-16, читают между строк и перекручивают, как им удобно.
Мне это напоминает годы перестройки, когда наше поколение училось на полуправде и когда мы узнавали о правде, то от нее становилось тошно. Все то, что строилось годами, десятилетиями рассыпалось, как карточный домик.
Считаю, что свою миссию выполнил – Откровение Иоанна 3 Глава, стих 22 «Имеющий ухо да слышит». И не буду больше расшатывать. Хотя много, что еще есть сказать и чем с Вами поделиться.
Что касается книги о корабле, то я боюсь, что она тоже не застрахована от вируса неправды.
Спасибо офицерам, мичманам корабля, которые мне позвонили и благодарили, после опубликования моих воспоминаний. Это высокая оценка. Значит, трудился не зря. В этом мире все делается не зря.
С Уважением к Вам О.П. Богаченко.
22-06-2016
Олег Богаченко
Сергею Дмитриеву!
Внимательно прочитал твою статью-журнал. В целом – хорошее, краткое, профессионально грамотное, дополнение к моему «Журналу и воспоминаниям на БС-2», в котором ты освятил фактические события, доклады, последовательность действий на уровне командира ДД БЧ-5.
Желаю дальнейших творческих успехов на сайте и не только. Спасибо. Молодец.
Олег Богаченко
Соболеву С.В. В Блогах 11-05-2012. 14. "Я бы не стал возвращаться", автором допущена неточность в том, что с моих уточненных данных на БС-2 в сутки уходило 230 л. Если читать внимательно мое сообщение в Гостевой сайта 341-360 от 06-04-2012,в сутки стало уходить более 230 л., а это, как окажется, большая разница. В дополнение статьи "Как это было - атомный крейсер "Киров" планирую опубликовать на сайте свои личные записи с Журнала о событиях на БС-2.
16-05-2016
Вершинин Павел
Олег Порфирьевич! Спасибо за воспоминания. Оказывается я очень много позабыл о той боевой. Молодец, что не ленился всё записывать. Еще раз спасибо.
16-05-2016
Пономарев Б.П.
Да,читать было интересно и познавательно.
Не хватает лишь анализа и выводов.
Может, во 2-й части они будут?
Надеюсь на продолжение "Журнала...", после которого,может быть, Автор согласится ответить на уже возникшие вопросы.
16-05-2016
Сергей Дмитриев
Олег! Спасибо, что решился показать личные записи. Не думал, что когда-нибудь смогу вернуться в то время. Павел прав - многое забылось. Жму руку!
26-05-2016
Олег Богаченко
Пономареву Б.П. Вношу уточнение. Выходил в море с командиром Рогатиным В. в 1989 году, адмирал кажется Крау, ко мне заходил в ПДУ-1. Работала одна носовая установка на 2ГТЗА. Дата 1991-92 году будет мной откорректирована, в моих воспоминаниях. Корабль, после БС-2 в море больше не выходил.
30-05-2016
Богаченко Олег Порфирьевич
Уважаемые сослуживцы!
Дальнейшее мое продолжение дискуссии, на этой площадке, на сегодняшний час, считаю не целесообразно, не слышат.
Мой Журнал и Воспоминания, участники дискуссии, отвечая 29-05-16, читают между строк и перекручивают, как им удобно.
Мне это напоминает годы перестройки, когда наше поколение училось на полуправде и когда мы узнавали о правде, то от нее становилось тошно. Все то, что строилось годами, десятилетиями рассыпалось, как карточный домик.
Считаю, что свою миссию выполнил – Откровение Иоанна 3 Глава, стих 22 «Имеющий ухо да слышит». И не буду больше расшатывать. Хотя много, что еще есть сказать и чем с Вами поделиться.
Что касается книги о корабле, то я боюсь, что она тоже не застрахована от вируса неправды.
Спасибо офицерам, мичманам корабля, которые мне позвонили и благодарили, после опубликования моих воспоминаний. Это высокая оценка. Значит, трудился не зря. В этом мире все делается не зря.
С Уважением к Вам О.П. Богаченко.
22-06-2016
Олег Богаченко
Сергею Дмитриеву!
Внимательно прочитал твою статью-журнал. В целом – хорошее, краткое, профессионально грамотное, дополнение к моему «Журналу и воспоминаниям на БС-2», в котором ты освятил фактические события, доклады, последовательность действий на уровне командира ДД БЧ-5.
Желаю дальнейших творческих успехов на сайте и не только. Спасибо. Молодец.
9. Admin - 30 Июня, 2017 - 18:17:57 - перейти к сообщению
30-06-2017
Соболев Сергей Викторович
Появилось новое : Как не следует писать мемуары или как сайт KREISERKIROV.RU (Для тех, кто служил на крейсере Киров) чуть не пришлось переименовать в сайт KREISERSOBOLEV.RU (Для тех, кто служил с Сергеем Викторовичем).
Опять проявилась нелепое в мой адрес от бывшего командира дивизиона движения С. Дмитриева, гложет его ореол специалиста ядерной энергетики, но сути по БС-2 опять не говорит. А времени разборов по нашей дискуссии прошло уже много. А на БС-2 было следующее: конкретное место течи так и не нашли, увидели из подблочного – что сверху. Решение ничего не делать КК и КБР и возвращаться было уже принято. Правда, они забыли, что они не на прогулке, а на боевой службе. Они развернули наш крейсер назад, за должности испугались. Получили команду и выполнили, так проще и комфортнее. Ни вы Дмитриев с Путрей, ни они не смогли или не хотели принимать серьезные и правильные решения и потом за них отвечать. А текло сначала 1к через трубки ПГ, а когда заполнились полости отсеченного ПГ1, подорвалась крышка и течь увеличилась. Согласованного плана ремонта не было: встать на якорь, расхолодиться, снять давление 1к, вырезать кусок биологической защиты над ПГ-1, обжать крышку, испытать, ввести носовую установку и продолжить выполнение основной задачи. Уважаемый Сергей Юрьевич то, что вы пишете про меня лично вас, уже никогда не оправдает, как бы вы ни старались. Многие неизменно считают, что много знают. Но правы только те, кто ведут самую трудную борьбу, с самим собой и занимаются непрерывным обучением и анализом, не смотря на прошедшее время. Не вы принимали решения о возврате, которое такую махину в последствии загубило.
Соболев Сергей Викторович
Появилось новое : Как не следует писать мемуары или как сайт KREISERKIROV.RU (Для тех, кто служил на крейсере Киров) чуть не пришлось переименовать в сайт KREISERSOBOLEV.RU (Для тех, кто служил с Сергеем Викторовичем).
Опять проявилась нелепое в мой адрес от бывшего командира дивизиона движения С. Дмитриева, гложет его ореол специалиста ядерной энергетики, но сути по БС-2 опять не говорит. А времени разборов по нашей дискуссии прошло уже много. А на БС-2 было следующее: конкретное место течи так и не нашли, увидели из подблочного – что сверху. Решение ничего не делать КК и КБР и возвращаться было уже принято. Правда, они забыли, что они не на прогулке, а на боевой службе. Они развернули наш крейсер назад, за должности испугались. Получили команду и выполнили, так проще и комфортнее. Ни вы Дмитриев с Путрей, ни они не смогли или не хотели принимать серьезные и правильные решения и потом за них отвечать. А текло сначала 1к через трубки ПГ, а когда заполнились полости отсеченного ПГ1, подорвалась крышка и течь увеличилась. Согласованного плана ремонта не было: встать на якорь, расхолодиться, снять давление 1к, вырезать кусок биологической защиты над ПГ-1, обжать крышку, испытать, ввести носовую установку и продолжить выполнение основной задачи. Уважаемый Сергей Юрьевич то, что вы пишете про меня лично вас, уже никогда не оправдает, как бы вы ни старались. Многие неизменно считают, что много знают. Но правы только те, кто ведут самую трудную борьбу, с самим собой и занимаются непрерывным обучением и анализом, не смотря на прошедшее время. Не вы принимали решения о возврате, которое такую махину в последствии загубило.
10. Вершинин Павел - 09 Июля, 2017 - 17:44:28 - перейти к сообщению
Соболев Сергей Викторович пишет:
от бывшего командира дивизиона движения С. Дмитриева, гложет его ореол специалиста ядерной энергетики
Сергей Викторович, Дмитриеву ореол не нужен, он действительно специалист в ядерной энергетике
Цитата:
но сути по БС-2 опять не говорит
Дмитриев ранее дал полный и развернутый, на сколько это возможно, анализ произошедшего на БС2
Цитата:
конкретное место течи так и не нашли
А его и невозможно было найти имеемыми средствами
Цитата:
увидели из подблочного – что сверху
Вы даже не поняли откуда увидели
Цитата:
Правда, они забыли, что они не на прогулке, а на боевой службе. Они развернули наш крейсер назад, за должности испугались. Получили команду и выполнили, так проще и комфортнее.
Сергей Викторович, какие Вы лично, как офицер ТУ СФ, предприняли действия, чтобы оставить крейсер на боевой службе? Только не надо "уходить в личку". Вы опять в открытом доступе безосновательно оскорбляете всем известных людей, расскажите пожалуйста не про то, что надо было делать другим, а что сделали или не сделали Вы сами
Цитата:
Ни вы Дмитриев с Путрей, ни они не смогли или не хотели принимать серьезные и правильные решения и потом за них отвечать.
Про себя, Сергей Викторович, давайте уже наконец про себя
Цитата:
...подорвалась крышка и течь увеличилась. Согласованного плана ремонта не было
Сергей Викторович, ну что же Вы нам из техупра на корабль не сообщили, что дело в крышке? Заодно и план сразу бы прислали...
Цитата:
встать на якорь, расхолодиться, снять давление 1к, вырезать кусок биологической защиты над ПГ-1, обжать крышку, испытать, ввести носовую установку и продолжить выполнение основной задачи.
Сергей Викторович, а что Вы подразумеваете под "испытать"? Гидравлику? Объем первого контура напомнить? Не подскажите куда потом в Средиземном море было девать сдренированные ЖРО? "Грязнуху" с Севера гнать?