Уважаемый Павел! Приятно удивлен, что Вы как офицер БЧ-5 обратили внимание на комплекс Полином,но прежде чем делать
громкие заявления необходимо разбираться в сути проблемы досконально. На испытаниях в Белом море был утерян буксируемый
носитель, а не антенна. Причиной явилось столкновение БН с неровностью дна. Вины акустиков в этом не было, что может Вам подтвердить
М.Бродский. Ваш вброс информации по Полиному мне как первому командиру группы неприятен и оскорбителен.Научитесь в конце концов
выражать свои мысли конкретно и по существу.
Желаю напомнить Вам, что только два командира групп на Крейсере были награждены орденами
"За службу Родине в Вооружённых Силах СССР III cтепени" - это Соболев С.В и А.Обрезков.
Отрадно, что Вы переживаете за наш Крейсер и стараетесь отстоять правду. Но выслушивать надо все мнения, даже если они не совпадают с Вашим мнением. А по теме о "профессионалах" - это тонкий и пикантный вопрос.
Вот, когда Вам в течении жизни много раз скажут, что Вы действовали профессионально, то Вы действительно стали "ПРОФИ". НО есть нюанс, "ПРОФИ" - это специалист принимающий грамотные решения и умеющий брать ответственность на себя. Честь имею, Алексей Обрезков (фанат акустик).
11. Алексей Обрезков - 22 Апреля, 2017 - 18:48:35 - перейти к сообщению
12. Гость - 25 Апреля, 2017 - 20:31:14 - перейти к сообщению
Соболев Сергей Викто пишет:
Добавлю про тот реверс. Команду на отработку реверса основным машинным телеграфом дал лично Командующий Северным флотом Феликс Громов.
Свидетель наш штурман С.В.Федоров.
Свидетель наш штурман С.В.Федоров.
Боря прав только в одном - мы виноваты что мало внимания уделяли кадровой политике, это я сужу по себе.
Первый экипаж считаю был подобран Ковальчуком с Поповым и наверно Тельновым идеально. Под их руководством мы достигли больших успехов.
Ну а дальше ... . Нам тяжело уже было сидеть на одном месте, да и карьеру никто не отменял. А с момента перестройки вообще по всей стране пошел разброд и шатание. И в 90-е годы лейтенантов штурманов приходилось учить азам навигации, которые преподают в училище. Наверно так было по всем специальностям. Главное для мужиков стало накормить семью.
Наши попытки отремонтировать крейсер не увенчались успехом. Вспомни, 92-93 год от совета ветеранов ты сам делал калькуляцию на ремонт крейсера, которую отправляли командующему СФ. Ответ был - нет средств.
И для общего чтения: по моему сугубо личному мнению, не как друга Соболева, а как штурмана крейсера считаю, что лучшим механиком крейсера был и остается Соболев С.В., с ним на борту я не боялся идти в море и выполнять любые маневры.
Я не специалист в ядерной энергетике, но твердо убежден в правоте Соболева в вопросе по эксплуатации ЯЭУ крейсера.
Поломка редуктора, да можно было не делать реверс и избежать столкновения иным способом,
но для механиков это приказ который не подлежит обсуждению, в противном случае возможна гибель корабля.
С уважением к читателям Федоров С.В.
13. Борпалыч - 26 Апреля, 2017 - 14:20:30 - перейти к сообщению
Соболев Сергей Викто пишет:
легендарного КОМБРИГА Кондрашова
В.В.Кондрашов никогда не был комбригом.
14. Борпалыч - 26 Апреля, 2017 - 14:26:28 - перейти к сообщению
Гость пишет:
..Боря прав только в одном...
Адресовано СВФ (Сергею Викторовичу Федорову)
Если это сказано про меня, то возникают вопросы:
1.Какая связь между мной и редуктором?
2.Если я прав только в одном, то хочу узнать,в чем я не прав?
15. Борпалыч - 26 Апреля, 2017 - 14:40:28 - перейти к сообщению
Гость пишет:
... лучшим механиком крейсера был и остается Соболев С.В...
Адресовано СВФ (Сергею Викторовичу Федорову)
Сравнительная степень "лучший" подразумевает сравнение чего-то/кого-то с чем-то/кем-то.
Т.е. по мнению уважаемого ВСФ, с Н.Шипиловым, с Е.Николаевым и с С.Путрей он выходить в море боялся.
Интересно, а почему?
16. Борпалыч - 26 Апреля, 2017 - 14:46:15 - перейти к сообщению
Вершинин Павел пишет:
...противопоставить себя другим членам экипажа...
Я всегда говорил,что еще неизвестно что тяжелее:наводить порядок или его поддерживать
17. Борпалыч - 26 Апреля, 2017 - 18:43:30 - перейти к сообщению
20.02.90г
18. Борпалыч - 09 Июля, 2017 - 07:47:38 - перейти к сообщению
В третьем номере журнала "Moscow Defense Brief" за этот год опубликовано интервью
"Атомные корабли имеют и должны иметь право на существование"
с советником генерального директора АО "Северное ПКБ" Владимиром Юхниным, ранее возглавлявшим его.
1.Что можно сказать о сегодняшнем положении "Северного ПКБ", каковые перспективные направления работы имеются, есть ли трудности?
В 2016 году КБ исполнилось 70 лет, и за эти годы Бюро очень много сделало: это корабли первого, второго и третьего поколений послевоенной постройки, а сейчас строятся корабли уже четвертого поколения. Эти корабли были спроектированы и запущены в серию и успешно эксплуатировались в ВМФ. Некоторые корабли находятся в строю до сих пор, из числа третьего поколения. КБ ведет разработку новых кораблей, среди которых пограничные и малые, которыми в КБ никогда ранее не занимались. Конечно, трудности есть. Без них не бывает.
2.А какова ситуация с кадрами, приходят ли на работу молодые специалисты?
У нас хорошее пополнение за последние годы. У нас есть базовая кафедра Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Она не очень активно, но тем не менее работает с молодыми специалистами, чтобы они скорее влились в коллектив.
3.То есть на сегодняшний день КБ может спроектировать корабль любой сложности?
Конечно, любой сложности. Но постоянно появляются новые специальности, которые нужно осваивать. Когда у нас были паротурбинные, газотурбинные корабли, а потом пошел атомный крейсер, надо было найти соответствующих специалистов, затем их подготовить, чтобы они потом передавали свой опыт молодым. Сейчас активно внедряется авиационная техника, в первую очередь, вертолеты. Это тоже имеет особую специфику и для этой темы нужно готовить специалистов. Ведь жизнь все время подкидывает новые задачи.
4.Каково ваше мнение относительно перспективных путей развития боевых кораблей, к примеру, на иных несущих принципах?
Мы занимаемся в основном водоизмещающими судами, потому речь идет об океанском флоте, а судно на воздушной подушке в океан не пошлешь в силу их малой мореходности. Это корабли для закрытых акваторий. А мы проектируем корабли, которые могут применяться во всех районах.
5.Но ведь американцы пытаются реализовывать разные концепции при строительстве кораблей типа LCS…
В этой программе очень силен рекламный элемент. Мы изучали эти проекты. Сказать, что в этом был какой-то "секрет успеха" все же затруднительно. Хотя с точки зрения чистой науки, в них есть интересные вещи. Но у нас ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (ФГУП "Крыловский государственный научный центр" все это на моделях активно испытывалось, все это известно, и ничего нового там нет. Не всегда нужно внедрять что-то новое.
"Атомные корабли имеют и должны иметь право на существование"
с советником генерального директора АО "Северное ПКБ" Владимиром Юхниным, ранее возглавлявшим его.
1.Что можно сказать о сегодняшнем положении "Северного ПКБ", каковые перспективные направления работы имеются, есть ли трудности?
В 2016 году КБ исполнилось 70 лет, и за эти годы Бюро очень много сделало: это корабли первого, второго и третьего поколений послевоенной постройки, а сейчас строятся корабли уже четвертого поколения. Эти корабли были спроектированы и запущены в серию и успешно эксплуатировались в ВМФ. Некоторые корабли находятся в строю до сих пор, из числа третьего поколения. КБ ведет разработку новых кораблей, среди которых пограничные и малые, которыми в КБ никогда ранее не занимались. Конечно, трудности есть. Без них не бывает.
2.А какова ситуация с кадрами, приходят ли на работу молодые специалисты?
У нас хорошее пополнение за последние годы. У нас есть базовая кафедра Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Она не очень активно, но тем не менее работает с молодыми специалистами, чтобы они скорее влились в коллектив.
3.То есть на сегодняшний день КБ может спроектировать корабль любой сложности?
Конечно, любой сложности. Но постоянно появляются новые специальности, которые нужно осваивать. Когда у нас были паротурбинные, газотурбинные корабли, а потом пошел атомный крейсер, надо было найти соответствующих специалистов, затем их подготовить, чтобы они потом передавали свой опыт молодым. Сейчас активно внедряется авиационная техника, в первую очередь, вертолеты. Это тоже имеет особую специфику и для этой темы нужно готовить специалистов. Ведь жизнь все время подкидывает новые задачи.
4.Каково ваше мнение относительно перспективных путей развития боевых кораблей, к примеру, на иных несущих принципах?
Мы занимаемся в основном водоизмещающими судами, потому речь идет об океанском флоте, а судно на воздушной подушке в океан не пошлешь в силу их малой мореходности. Это корабли для закрытых акваторий. А мы проектируем корабли, которые могут применяться во всех районах.
5.Но ведь американцы пытаются реализовывать разные концепции при строительстве кораблей типа LCS…
В этой программе очень силен рекламный элемент. Мы изучали эти проекты. Сказать, что в этом был какой-то "секрет успеха" все же затруднительно. Хотя с точки зрения чистой науки, в них есть интересные вещи. Но у нас ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (ФГУП "Крыловский государственный научный центр" все это на моделях активно испытывалось, все это известно, и ничего нового там нет. Не всегда нужно внедрять что-то новое.
19. Борпалыч - 09 Июля, 2017 - 07:50:34 - перейти к сообщению
6.Как вы оцениваете тенденцию последних лет на внедрение в кораблестроение технологий малозаметности?
Это очень важно, и мы активно занимаемся различными мероприятиями в этом направлении. Прежде всего, это архитектура. "Стелсовская" архитектура заметно отличается от обычной. Скажем, сторожевые корабли проекта 61 - это нагромождение уголковых отражателей. А в проект фрегата проекта 11356 были внедрены новые архитектурные формы: в основном, наклон стенок и бортов, а также специальные наклеиваемые покрытия на "светящихся" местах. Очень важно и тепловое поле корабля. Практически на всех наших кораблях предприняты меры по его снижению. Это разные мероприятия: охлаждение, впрыск воды в выхлопные устройства и т.д. Но надо понимать, что в настоящее время головки самонаведения реагируют на столь малое излучение, что со стороны борта излучение полностью не исключишь, а вот с носовых и кормовых углов попытаться можно. В любом случае, "до нуля" довести ничего невозможно.
7.А если сравнить проекты фрегатов 11356 и 22350 именно в этом разрезе, то у них сильно отличаются сигнатуры?
Эти корабли архитектурно мало отличаются друг от друга по площади рассеивания. Но на проекте 22350 проведено больше мероприятий по снижению заметности (оклейка, специальные покрытия). Но все эти мероприятия вряд ли дадут абсолютный эффект. Те же РЛС сами по себе являются мощными отражающими поверхностями и их никуда не спрятать. И в нашем ВМФ антенны этих РЛС даже стали "задирать вверх" по-походному, чтобы снизить заметность.
Проект 22350 вообще очень красивый и эффективный, а главный конструктор Игорь Михайлович Шрамко - очень талантливый человек, который вложил в него много души. К слову, мой старший сын, капитан 1 ранга, был первым главным наблюдающим за проектированием и строительством головного фрегата проекта "Адмирал Горшков".
А корабли семейства 1135 вообще одни самых блестящих из числа тех, что спроектировало наше бюро. На трех заводах построили 32 кораблей базового проекта для ВМФ СССР, семь кораблей для Пограничной службы (еще один после достройки вошел в состав ВМС Украины), шесть кораблей для ВМС Индии, затем стали строить корабли проекта 11356 для себя, а это еще шесть кораблей. А залог успеха в том, что в них установлены очень хорошие турбины и схема их работы, придуманная нашим бюро. Мы придумали пошаговое включение четырех турбин. И всегда можно было придумать такой режим, чтобы добиться максимальной топливной экономичности. К сожалению, турбины делались на Украине, а эта страна сдуру перестала сейчас нам их поставлять. В итоге у них остановился завод "Зоря-Машпроект". И может быть им получится продать их индийцам, при условии, что удастся заключить контракт на поставку в Индию новой партии фрегатов.
Впрочем, у в России сейчас делается ее замена. Российская турбина будет современнее, в ней будут использованы новые материалы, а это позволит поднять температуру горения газов и, следовательно, КПД. Но иногда лучшее - враг хорошего. Надо делать просто хорошо. Это был лозунг главкома ВМФ СССР Сергея Георгиевича Горшкова.
Это очень важно, и мы активно занимаемся различными мероприятиями в этом направлении. Прежде всего, это архитектура. "Стелсовская" архитектура заметно отличается от обычной. Скажем, сторожевые корабли проекта 61 - это нагромождение уголковых отражателей. А в проект фрегата проекта 11356 были внедрены новые архитектурные формы: в основном, наклон стенок и бортов, а также специальные наклеиваемые покрытия на "светящихся" местах. Очень важно и тепловое поле корабля. Практически на всех наших кораблях предприняты меры по его снижению. Это разные мероприятия: охлаждение, впрыск воды в выхлопные устройства и т.д. Но надо понимать, что в настоящее время головки самонаведения реагируют на столь малое излучение, что со стороны борта излучение полностью не исключишь, а вот с носовых и кормовых углов попытаться можно. В любом случае, "до нуля" довести ничего невозможно.
7.А если сравнить проекты фрегатов 11356 и 22350 именно в этом разрезе, то у них сильно отличаются сигнатуры?
Эти корабли архитектурно мало отличаются друг от друга по площади рассеивания. Но на проекте 22350 проведено больше мероприятий по снижению заметности (оклейка, специальные покрытия). Но все эти мероприятия вряд ли дадут абсолютный эффект. Те же РЛС сами по себе являются мощными отражающими поверхностями и их никуда не спрятать. И в нашем ВМФ антенны этих РЛС даже стали "задирать вверх" по-походному, чтобы снизить заметность.
Проект 22350 вообще очень красивый и эффективный, а главный конструктор Игорь Михайлович Шрамко - очень талантливый человек, который вложил в него много души. К слову, мой старший сын, капитан 1 ранга, был первым главным наблюдающим за проектированием и строительством головного фрегата проекта "Адмирал Горшков".
А корабли семейства 1135 вообще одни самых блестящих из числа тех, что спроектировало наше бюро. На трех заводах построили 32 кораблей базового проекта для ВМФ СССР, семь кораблей для Пограничной службы (еще один после достройки вошел в состав ВМС Украины), шесть кораблей для ВМС Индии, затем стали строить корабли проекта 11356 для себя, а это еще шесть кораблей. А залог успеха в том, что в них установлены очень хорошие турбины и схема их работы, придуманная нашим бюро. Мы придумали пошаговое включение четырех турбин. И всегда можно было придумать такой режим, чтобы добиться максимальной топливной экономичности. К сожалению, турбины делались на Украине, а эта страна сдуру перестала сейчас нам их поставлять. В итоге у них остановился завод "Зоря-Машпроект". И может быть им получится продать их индийцам, при условии, что удастся заключить контракт на поставку в Индию новой партии фрегатов.
Впрочем, у в России сейчас делается ее замена. Российская турбина будет современнее, в ней будут использованы новые материалы, а это позволит поднять температуру горения газов и, следовательно, КПД. Но иногда лучшее - враг хорошего. Надо делать просто хорошо. Это был лозунг главкома ВМФ СССР Сергея Георгиевича Горшкова.
20. Борпалыч - 09 Июля, 2017 - 07:52:24 - перейти к сообщению
8.Но разве нельзя заменить вращающиеся РЛС на РЛС с активной фазированной решеткой, как, например, в ВМС США и Китая?
У нас такие системы есть. Но они смонтированы на поверхности. Это было еще при Советском Союзе, в Киеве имелось НПО "Квант", которое разработало РЛС "Марс-Пассат". Но это очень дорогая система. Существенно снижают заметность в первую очередь специальные радиолокационные покрытия.
9.Известно, что Северное ПКБ в 1990-2000-х гг. разработало несколько проектов эскадренных миноносцев для китайского флота. Имеется ли подобная работа на экспорт в настоящее время?
Сейчас мы по инерции работаем только с Индией. А китайцы - особый народ: научились делать сами, и им уже никто не нужен. А мы им много помогали, я много раз летал в Китай. Китайцы прекрасные копировщики: что-то купят, скопируют, и сами начинают делать. У них очень развит промышленный шпионаж. Помню переговоры в Пекине, когда переговорная комната была напичкана микрофонами, чтобы слышать наши разговоры между собой. Я неожиданно вошел в соседнюю комнату, и увидел, как они слушают и записывают нас.
В 1990-е гг. у нас было три крупных направления экспортной работы. Это сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Китаем. Самое крупное направление было индийское, так как мы проектировали и строили целый ряд проектов. Это эскадренные миноносцы проекта 15 и 61МЭ, фрегаты проекта 17 и 17А, корветы проекта 25 и 25А.
Причем эскадренные миноносцы проекта 61МЭ до сих находятся в боевом составе. Это наглядный пример того, что такое правильная эксплуатация. У нас одновременно с ними были построены такие корабли, которые уже почти все списаны. Все из-за прекрасной эксплуатации. Это и топливная подготовка, и качество топлива и воздухоочистка. К примеру, командир БЧ-5 одного из индийских кораблей проекта 61 спускался в машинное отделение в белых перчатках. И если после осмотра они не оставались такими же чистыми, машинной команде "давалось разъяснение".
10.По какой причине индийский флот остановил свой выбор на кораблях проекта 11356?
Это была интересная история. Тогда и китайцы и индийцы одновременно хотели купить у нас надводные корабли. Китайцам тоже предлагали проект 11356, но учитывая их особенности им было нужно, чтобы крылатая ракета "Москит" с дальностью 110 км и тяжелой боевой частью могла гарантированно поразить американский корабль. А индийцам был нужен универсальный корабль с хорошими ударными и противолодочными возможностями. На фрегате тоже хорошие ракеты "Club", но они не такие тяжелые и имеют дозвуковую скорость. И для борьбы с теми противниками, на которых была ориентирована Индия, этого было достаточно. Это разные подходы. У индийцев - более "спокойный", и, как мне представляется, более перспективный взгляд.
11.Вы упомянули вопрос об эксплуатации. Пожалуй, один из самых болезненных вопросов нашего флота - это трагичная история службы в его составе эскадренных миноносцев проекта 956. С чем это связано?
Это связано с условиями их эксплуатации нашим ВМФ, которая была на недостаточном уровне. Ведь там основа основ это котлы. А для них очень важное значение имеет чистая вода. Котлы выходили из строя очень быстро, потому что водоподготовка практически не велась. А вот с китайскими эсминцами проекта 956Э и 956ЭМ, которые мы им поставили общим числом в четыре единицы, такого не было. Там водоподготовка велась на очень высоком уровне, по всем правилам.
12.А почему мы не могли сделать так же?
Мы многое делаем не так. У нас привыкли спешить. Кораблю еще нет 20 лет, но его уже норовят списать. Флоту выгоднее сказать, что ему нужны новые корабли. А старые списывают, так содержать их накладно.
У нас такие системы есть. Но они смонтированы на поверхности. Это было еще при Советском Союзе, в Киеве имелось НПО "Квант", которое разработало РЛС "Марс-Пассат". Но это очень дорогая система. Существенно снижают заметность в первую очередь специальные радиолокационные покрытия.
9.Известно, что Северное ПКБ в 1990-2000-х гг. разработало несколько проектов эскадренных миноносцев для китайского флота. Имеется ли подобная работа на экспорт в настоящее время?
Сейчас мы по инерции работаем только с Индией. А китайцы - особый народ: научились делать сами, и им уже никто не нужен. А мы им много помогали, я много раз летал в Китай. Китайцы прекрасные копировщики: что-то купят, скопируют, и сами начинают делать. У них очень развит промышленный шпионаж. Помню переговоры в Пекине, когда переговорная комната была напичкана микрофонами, чтобы слышать наши разговоры между собой. Я неожиданно вошел в соседнюю комнату, и увидел, как они слушают и записывают нас.
В 1990-е гг. у нас было три крупных направления экспортной работы. Это сотрудничество с Вьетнамом, Индией и Китаем. Самое крупное направление было индийское, так как мы проектировали и строили целый ряд проектов. Это эскадренные миноносцы проекта 15 и 61МЭ, фрегаты проекта 17 и 17А, корветы проекта 25 и 25А.
Причем эскадренные миноносцы проекта 61МЭ до сих находятся в боевом составе. Это наглядный пример того, что такое правильная эксплуатация. У нас одновременно с ними были построены такие корабли, которые уже почти все списаны. Все из-за прекрасной эксплуатации. Это и топливная подготовка, и качество топлива и воздухоочистка. К примеру, командир БЧ-5 одного из индийских кораблей проекта 61 спускался в машинное отделение в белых перчатках. И если после осмотра они не оставались такими же чистыми, машинной команде "давалось разъяснение".
10.По какой причине индийский флот остановил свой выбор на кораблях проекта 11356?
Это была интересная история. Тогда и китайцы и индийцы одновременно хотели купить у нас надводные корабли. Китайцам тоже предлагали проект 11356, но учитывая их особенности им было нужно, чтобы крылатая ракета "Москит" с дальностью 110 км и тяжелой боевой частью могла гарантированно поразить американский корабль. А индийцам был нужен универсальный корабль с хорошими ударными и противолодочными возможностями. На фрегате тоже хорошие ракеты "Club", но они не такие тяжелые и имеют дозвуковую скорость. И для борьбы с теми противниками, на которых была ориентирована Индия, этого было достаточно. Это разные подходы. У индийцев - более "спокойный", и, как мне представляется, более перспективный взгляд.
11.Вы упомянули вопрос об эксплуатации. Пожалуй, один из самых болезненных вопросов нашего флота - это трагичная история службы в его составе эскадренных миноносцев проекта 956. С чем это связано?
Это связано с условиями их эксплуатации нашим ВМФ, которая была на недостаточном уровне. Ведь там основа основ это котлы. А для них очень важное значение имеет чистая вода. Котлы выходили из строя очень быстро, потому что водоподготовка практически не велась. А вот с китайскими эсминцами проекта 956Э и 956ЭМ, которые мы им поставили общим числом в четыре единицы, такого не было. Там водоподготовка велась на очень высоком уровне, по всем правилам.
12.А почему мы не могли сделать так же?
Мы многое делаем не так. У нас привыкли спешить. Кораблю еще нет 20 лет, но его уже норовят списать. Флоту выгоднее сказать, что ему нужны новые корабли. А старые списывают, так содержать их накладно.