ЧАСТЬ – 2

 

«РАЗМЫШЛЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

«Корабль – это особое существо, и живое и ласковое, и суровое и благородное. Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников. Ни одно флотское сердце никогда не может забыть родной корабль.»

 

Леонид Соболев.

 

«Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса его в пучине.

…Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.»

 

Псалтырь 106.

 

 РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Уважаемый Читатель, зараннее извиняюсь, что задержался с «Частью 2», откровенно сказать я ее написал более 4 лет назад, после того, как Соболев С.В. опубликовал свои воспоминания «Как это было…». Тогда от удивления и возмущения чаша переполнилась, мной овладели полностью эмоции и на этой волне я ее писал. Моя жена, данная мне Богом – верный, надежный спутник в жизни, пройдя со мной определенные этапы моей непростой службы, стала верующим человеком и у меня часто происходят переосмысления отдельных моих решений, поступков и не только моих.

Прочитав в Библии от Марка Гл. 12 стих 31. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и послание апостола Павла к Колосянам Гл. 3 стих 13 «Снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы», я понял, что мы все не святые, а грешны и склонны к ошибкам, правда, их нужно вовремя понять, осознать и не перешагнуть за черту.

Увы, не всем это дано понять. В связи с этим пришлось пересматривать свое «Я» и более чем на половину перерабатывать уже написанный материал. Ну, как говорится, что не делается, все к лучшему. Так было, значит, усмотрено.

Хочу окончательно закончить с «Частью 1», поставить точку и дать заключительные разъяснения.

Первое. Я ее писал для жены и никогда не думал и не предполагал, что буду ее публиковать и делиться своим личным, сокровенным. Поэтому писал на вахте и в свободное время, движимый какой то силой и предчувствиями набегающих, как волна, событий.

Второе. Естественно, чтобы не пугать в дальнейшем жену, многое не писал и не углублялся до физических процессов, инструкций по эксплуатации АЭУ, раскрытий аварий и ситуаций, выводов и заключений, которые на данный час, считаю, уже излишни, чтобы не писать в дальнейшем части 3, 4 и т.д.

Да, мне нечего скрывать, офицеры ДД БЧ-5 и командир БЧ-5 (Путря С.) прежде чем доложить, выстрадали свое решение для доклада командиру корабля о выводе установки из действия. Помню, как нам сказали, что мы завтра будем идти в точку якорной стоянки, и есть возможность сойти на берег (кажется Тартус). Желание сойти на берег у нас в БЧ-5 было огромное.

Мы собрались в ПДУ, чтобы взвесить ситуацию риска и последствий. Проанализировав параметры установки, по изменению давления контура и уровня в компенсаторах объема, которые начали изменяться со скоростью арифметической прогрессии в худшую сторону, приняли решение не испытывать судьбу, а доложить о создавшейся обстановке командиру корабля Рогатину В.

Он вызвал нас всех к себе в каюту, где каждый доложил свое мнение и решение о дальнейших действиях в данной ситуации, на аварийной установке. Было принято единогласное решение о выводе установки из действия и дальнейшем поиске течи контура. И, как видно из записей, мы ее нашли.

Мы также понимали, что в дальнейшем нас ждут серьезные испытания при использовании режима «Кольцо», 1 ППУ на 2 ГТЗА в тяжелых штормовых погодных условиях, как в Средиземном море, так и на переходе в базу. Но мы с честью, несмотря на огромные трудности, вышли из этой ситуации, благодаря высокому мастерству офицеров и мичманов БЧ-5 корабля, экипажа в целом и милости Господа.

Как только стало известно всем о течи контура, офицеров 5 эскадры как сдуло с корабля, больше их на корабле не видели. Решение о возвращении с БС-2, я считаю, было принято правильно и своевременно т.к. начинался период штормов, а оставаться под одной установкой, имея в резерве малоэффективные котлы КВГ, которые при аварийной ситуации чуть не захлебнулись и смогли только одержать корабль на месте, пока мы не ввели в действие кормовую установку (слава Богу), означало подвергать корабль и экипаж постоянным неоправданным тяжелым испытаниям.

Третье. Немаловажную роль в возвращении с БС-2 сыграла и политическая обстановка в стране, когда был сплошной везде развал и сыпалось государство. Риск оставления корабля на БС с аварийной ситуацией на установке был не оправдан. Это все прекрасно понимали как на корабле, так и наверху. Когда все доклады по всем каналам прошли о состоянии установки, и эта тема, можно сказать, забурлила, над нами стали на продолжительное время зависать иностранные вертолеты, а интенсивность облетов самолетов вокруг корабля увеличилась в 3-4 раза. Тогда уже Супостату стало все ясно, что происходит на корабле, а «БИБИСИ» открыто говорило в эфире об аварии на крейсере «Киров» и массе облученного личного состава. В корме, в кильватере, постоянно стоял иностранный корабль и мерил, повидимому, активность следа корабля, а теперь можно было только догадываться, кому такая проблема здесь нужна, и когда поступит команда – в базу, вопрос времени, который себя не заставил долго ждать.

На этом на теме БС-2 и вопросе дальнейшего использования носовой установки я позволю себе поставить точку. Так как считаю ее исчерпанной. Специалисты АЭУ, да и не только, думаю, меня поймут правильно.

 

ВОСПОМИНАНИЯ

 

В 1993 году я спросил у очередного командира корабля (Суханов Л.), находясь в должности КДЖ, сколько мне еще служить на корабле, пора уже и на береговую должность собираться, мне сразу последовал ответ: «Олег Порфирьевич, такие уникальные специалисты как вы, уходят с корабля только вперед ногами». Конечно, прослужив уже 10 лет на корабле и имея на руках дочь с диагнозом «бронхиальная астма», меня такой вариант не устраивал, я не понял командира. Как позже он мне сказал, «это была шутка, что ты наделал», но было уже поздно, я продолжил службу в другом государстве.

В день ухода с корабля, после тушения пожара во флагманской каюте с командиром БЧ-5 Лукьяновым И.Р. и л/с САП (кто-то оставил в каюте включенным электрообогреватель на ковровом покрытии), меня вызвали в каюту к заместителю по работе с личным составом. В каюте заместителя находился вновь назначенный командир корабля Шернин О., который вручил мне удостоверение Ветерана крейсера «Киров», и поворачиваясь к Заму спросил, а где часы, он их не купил, последовал ответ. Тогда я сказал, что ветераны корабля прослужившие на корабле 10 лет и более, часы не покупают.

Командир повернулся к Заму и сказал: «Доставай его часы». «На, Олег Порфирьевич. Дарю. Спасибо за службу!» И как-то невольно комок к горлу у меня подступил.

До сих пор лежат у меня эти часы Ветерана крейсера «Киров» под номером №001 для моего удостоверения №136.

Вот так я попрощался с кораблем. Спасибо ст. мичману Шкаликову, что проводил меня в бедную страну – как в воду глядел.

Волею судьбы, а скорей всего Божьим промыслом, в 1996 году (сентябрь-октябрь), когда был на должности заместителя командира бригады по ЭМЧ, я участвовал в дальнем походе на БДК проекта 775 (Севастополь – Средиземное море – Гибралтар – Атлантика – Военно-морская база ВМС США Норфолк – и обратно). Заходя в порт Гибралтар, стоял на верхней палубе и вспоминал, как смотрел в бинокль и мечтал на БС-2 побывать в этих местах, теперь это была уже реальность. Командир походного штаба, увидев меня на верхней палубе, спросил: «Что, Олег Порфирьевич, задумались?», а я ответил ему, не вдаваясь в подробности: «Есть над чем задуматься и о чем поразмыслить». И вспомнил про БС-2, и как-то стало не по себе.

Да, порт Гибралтар очень красивый, уютный и компактный. Служба на нем считается ссылкой у военных Англии, поэтому более 2-х лет там не задерживаются. Офицер при приезде туда на службу сразу получает ключи от служебной квартиры. Основная достопримечательность – это обезьяны на горах, которых здесь берегут и кормят. Да, дальний поход по данному маршруту следования на плоскодонном БДК через океан был тоже не из легких. Многие думали, что мы не дойдем, но еще больше не ожидали, что мы прейдем обратно с исправной материальной частью. Но это уже другая история.

 

Жалко и больно, что не научились беречь и правильно эксплуатировать корабли проекта 1144. Построив корабли, не построили причалы с коммуникациями подачи электрического питания с берега. И как результат – выбили весь ресурс механизмов и систем ПТУ, КВГ, ПТГ, конденсатно-питательных основных и вспомогательных систем и т.д., находясь, к сожалению, у причала.

В период моей службы на корабле (1984-1993) мы слишком много и длительно готовились к ежегодным БС, откладывая их в очередной раз на неопределенный срок. Мы, как плод на дереве, который висел, висел и начал от продолжительного времени своей невостребованности пропадать и гнить.

Я рад, что имел честь служить на ТАРК «КИРОВ».

Я так же вспоминаю и радуюсь тому, что служил с такими офицерами БЧ-5, как: Куц Г., Абрамов С., Канащенко, Дмитриев С., Ивлев О., Соболев С., Николаев, Путря С., Акопян А., Саранин В., Ожгихин В., Вершинин П., Гурьев С., Пудровский В., Шупиков С., Щукин С., Тимофеев Ж., Курилов С., Яиков, Нижегородцев Б., Шаблаков, Тарадин, Цветков, Пантаев, Медведев, С. Марчуков С. и другими.

С мичманами корабля и БЧ-5: Шкаликовым, Ползиковым, Алферовым, Гагаркиным, Борисовым, Мартыновичем, Безверхим, Хозиковым, Грицык, Бегуновым, Яковлевым, и другими.

Некоторых из них уже нет в живых, светлая им память.

Хочется отдельно сказать о специалистах БЧ-5, как говорится, знания которых были даны им от БОГА.

1. Ивлев Олег, ему можно было диссертацию писать по режиму «Кольцо». Он скрупулезно и досконально изучил, разобрался в режиме работы «Кольцо» и научил нас, офицеров ДД, управленцев ГЭУ, командиров МКГ и т.д., всем тонкостям (даже по звуку) данного очень трудного, требующего определенных углубленных знаний систем ПТУ, как при вводе в НМКО, так и в КМКО.

Сидя по ночам в каюте, начертил на ватмане все системы ППУ, ПТУ ГТЗА, КВГ, ГЭУ и т.д., объединив их все вместе воедино, как сейчас помню, схема висела в ПДУ-1. На протяжении всей своей службы на корабле офицеры БЧ-5 (кто был допущен) всегда ей пользовались и учились по ней мастерству. Помню, за три дня до ухода с корабля Олега, я сидел и записывал под его диктовку подробно, по каждому клапану, даже какие звуки в трубопроводах буду слышать при вводе и работе в режиме «Кольцо». Этим конспектом записей я пользовался еще неоднократно, когда в 1989 году выходили с командиром корабля Рогатиным В. в море, показывая возможности корабля зарубежной делегации в режиме «Кольцо». Тогда я в первый раз за мою службу на корабле, ощутил гордость по отношению командования корабля, к механикам, офицерам БЧ-5. Получилось так, что все разрешения (вахтенный офицер на ГКП запрашивал) на изменения хода корабля были с ПДУ, а не с ГКП (нельзя было резко изменять ход корабля, тем самым выводить из равновесия и раскачивать КПС эшелонов).

Вот она, вершина уважения и понимания нашей нелегкой работы на корабле.

2. Дмитриев Сергей (КДД), высококлассный специалист систем АЭУ корабля. Когда к нам приезжала на корабль курирующая нас проектант системы первого контура АЭУ, имея научные степени и звания, то он с ней разговаривал на равных, что не позволял себе никто из нас, управленцев. При проверках корабля комиссиями МО по ЯБП адмирала Бисовки он принимал всегда на себя основной удар. Нам, управленцам АЭУ корабля, сильно повезло, что мы служили с таким надежным, профессиональным командиром дивизиона движения БЧ-5.

3. Куц Жора, грамотный, спокойный, отзывчивый, всегда уверенный в себе. С ним я прослужил полгода, но этого было достаточно, чтобы я учился и использовал его рациональные предложения в дальнейшей должности КГДУ в БЧ-5, не раз меня выручавшей схеме по ускоренному проведению функциональной проверки систем установки и т.д. (использовал ее на БС-2). В дальнейшем я учился на его легендах, которые рассказывали о нем уже умудренные опытом управленцы ДД БЧ-5.

В связи с тем, что прослужил на корабле 10 лет в должностях КГДУ-1 и КДЖ БЧ-5, хочу поделиться с Вами теми воспоминаниями об офицерах БЧ-5 и корабля, с которыми служил и имел непосредственное общение.

Не имею права молчать, так как их уже нет в живых (хотя это очень ответственно и тяжело). Читал «Страницу Памяти» на сайте, о них написано к нашему стыду две строчки, хотя они были ветеранами нашего корабля и внесли достойный вклад в его развитие. Нужно писать. Возьму на себя такую ответственность.

 

Ожгихин В.В.

Ветеран корабля. Был офицером чести, совести, любил правду и ненавидел ложь. Он, как и я начал свою службу на АПЛ п. Гремиха СФ. Был высококлассным специалистом АЭУ. Никогда ни в чем не отказывал. Всегда понимал и шел навстречу своим товарищам. Когда я, будучи молодым лейтенантом, прибыл на корабль для дальнейшего продолжения службы и стал сдавать зачеты на самостоятельное управление эксплуатацией АЭУ, изучал вероятные аварии, которые были написаны в инструкции контура, то Саранин В., стоявший на вахте в ПДУ мне сказал: «Олег, все аварии, которые у меня на вахте были за время моей службы, не написаны не в одной инструкции». Так я стал учиться у моих первых наставников Ожгихина В. и Саранина В., сидя с ними поочередно по ночам на вахте, записывая аварийные ситуации в свой секретный блокнот. За мою более семилетнюю службу в ДД БЧ-5 не было случая, чтобы Валера где-то обманул, подвел, опоздал на смену вахты или не прибыл на корабль вовремя. Вот такой был высокий уровень ответственности к товарищам по службе и к своему делу капитана 2 ранга Ожгихина В.

Когда я убывал к новому месту службы, он меня отвозил на своей машине (кажется, «восьмерке») в Мурманск на поезд. Мы с ним тепло попрощались, я не знал, что это прощание было навсегда.

Светлая память о тебе Валера, всегда будет в наших сердцах.

Тимофеев Е.В.

Начиная свою службу в 1983 году на АПЛ в должности ИГ КИПиА, я ясно понимал, чем у нас на крейсере занимается группа КИПиА под руководством Шупикова С.

О капитане 3 ранга Тимофееве скажу так – ветеран корабля, грамотный, высококлассный специалист своего дела. Добродушный, честный, отзывчивый, всегда спокойный и рассудительный. Хороший товарищ и друг. Когда Женя заступал на вахту, мы всегда были уверены, что любая неисправность в автоматике АЭУ будет своевременно им устранена.

Николаев Е.Г.

Бывший командир ДД, командир БЧ-5 крейсера.

Да, старался вникнуть в процессы, происходящие в АЭУ, и мы ему в этом помогали и уважали его по-своему за его возраст, доступность, простоту и принципиальность.

Вспоминаю случай, когда л-т Касатонов В. решил сдать зачеты по устройству ПЭУ корабля командиру БЧ-5 Николаеву Е., то получил «неуд». На следующий день, находясь в сидячей смене вечером, слышу команду по кораблю «По левому борту стать к борту!». Думаю, кто идет на корабль в такое время. Оказалось, на борт прибыл Командующий Кольской флотилией, дядя л-та Касатонова В. Через 15 минут команда по кораблю «Командиру БЧ-5 прибыть в каюту командира корабля». Случайно оказавшись возле каюты командира БЧ-5, слышу на повышенном тоне голос механика, выходящего из каюты командира: «Где этот лейтенант, я ему все зачеты поставлю». Вот так, не просто было сдать зачеты механику.

В свой уже преклонный возраст был подтянут и физически крепок. Он так быстро поднимался по трапу корабля, что мы, молодые офицеры, за ним не успевали.

 Мы во многом брали с него пример.

Семиряжко Игорь.

Во время службы на корабле у меня с Игорем сложились хорошие дружеские отношения.

Как офицер он был воспитанный, честный, исполнительный. Когда я был руководителем комсомольской организации БЧ-5 (нес дополнительную нагрузку), а он был комсоргом служб и команд, то у нас к концу месяца была одна проблема – это своевременная сдача взносов. Находясь на сходе, мы встретились с ним в городе и он попросил занять ему 500 рублей, конечно в 1984-85 годах это были деньги! Но в связи с тем, что Игорю нужно было срочно сдать комсомольские взносы и зная его порядочность, как офицера, я не мог ему отказать и без всяких расписок отдал ему эти деньги с условием, что в очередную получку он мне их отдаст (13 числа). На этом и порешили.

И вот наступил день получки, мы стояли на рейде под двумя установками. Мне звонит в каюту где-то в первой половине дня Ивлев Олег и говорит: «Игорь ушел из жизни в своей каюте». Не поверив, я переспросил «ты в этом уверен?» Да – ответил он – на корабле уже работает военная прокуратура флота.

Ладно, думаю, деньги – это ничто по сравнению с жизнью человека, значит, так должно быть. Но не так все просто оказалось. Через полтора часа меня вызывает подполковник с красными просветами из прокуратуры в каюту Игоря. Захожу, смотрю на то место, и невольно становится не по себе.

Подполковник спрашивает у меня, занимал ли у меня Игорь деньги и сколько. Да, говорю, занимал – 500 рублей.

Он достает из сейфа Игоря конверт, как сейчас помню, по 25 рублей – 500 рублей и читает надпись на конверте «Отдать долг, занимал у Богаченко – 500 рублей». Зная прекрасно почерк Игоря, я удивился, почерк как будто не его, а если его, то писал он наверно левой рукой. И тут я понял, что он находясь в состоянии через несколько минут уйти из жизни, считал своим долгом чести рассчитаться в первую очередь с долгами, чтобы никто плохо о нем не подумал.

При проверке финансовых дел корабля недостачи выявлено не было. И мне вместе с конвертом вернули все деньги. Я еще долго хранил у себя этот конверт, но каждый раз, когда я на него смотрел, он мне напоминал последний рубеж между жизнью и смертью, и становилось очень горько.

 

Думаю, что непосредственные начальники тех офицеров и мичманов, которых с нами уже нет, дополнят меня, если нужно корректно поправят, а молчать или пусть пишет другой – так мы не можем относиться к нашим ветеранам крейсера. Наши дети, внуки и правнуки должны знать, как служили отцы и деды.

Это наша история, это наш корабль, нужно помнить!

В завершение хочу выразить благодарность Соболеву С.В., что заставил меня вспомнить, написать и опубликовать мои размышления и личные фактические записи воспоминаний, и в этом я вижу тоже Божий промысел «Все тайное всегда станет явным»…

Не скрою, когда набирал материал, как будто опять все события прошли через меня, и я побывал на БС-2, думаю, что уже в последний раз.

Также выражаю большую признательность за оказанную помощь в опубликовании моих фактических воспоминаний на сайте корабля Игорю Федоренко и Сергею Максимову. Пусть Бог Вас хранит!

 

 

О.П. Богаченко