«Жене, детям и потомкам о тех событиях, через

которые прошел, благодаря милости Божьей».

 

 

17.02.1990 г. О.П. Богаченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ – 1

 

БС – 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 декабря 1989 г.

 

07.00

Заступил на вахту, приготовление корабля к бою и походу.

11.15

Снялись с бочки, начали движение, интересно, пришла ты меня провожать или нет. Если нет, то это даже будет к лучшему. Видеть, как уходит корабль на шесть месяцев - это тяжело, особенно тебе сейчас.

13.00

Вышли из Кольского залива, сильный ветер, шторм 3-4 балла.

15.00

Большие утечки по питательной воде, всего – 20 т, неснижаемый запас – 65 т. Скорость хода не снижаем V – 16 узлов, море – 4 балла.

По трансляции крутят «Ласковый май», немного грустно и какое-то безразличное состояние.

20.00

Заступил на вахту, обстановка напряженная, запасы питательной воды – низкие.

21.00

Ввели опреснители, обстановка с водой стала выравниваться к лучшему.

22.00

Подходим к границе V – 14 узлов, море 4-5 баллов (шторм).

24.00

Сменяюсь с вахты со спокойной душой, аварийная обстановка миновала. Пошел в душ.

 

 

2 декабря 1989 г.

 

07.00

Море – шторм 4 балла, проходим Норвегию, туман. За бортом температура воздуха + 5˚ С. Форма одежды по кораблю рубаха без галстука, тапочки. Матросы укачиваются, у меня пока все нормально. Иду заступать на вахту.

10.00

Шторм увеличился до 5 баллов, сильный ветер, снег, корабль весь дрожит и содрогается от ударов волн.

13.00

Вошли в Норвежское море, корабль качает так, что когда лежишь в постели, кажется, что стоишь на голове.

Волна так бьет о борт корабля, что вот-вот пробьет его или выдавит все иллюминаторы. В кубриках все матросы лежат наповал, морская болезнь. Обещают, что к вечеру немного стихнет ветер.

19.00

Ветер до 20 - 25 м/сек, шторм до 7- 8 баллов. В коридорах по кораблю с подволока льется вода, не выдерживают трубные соединения корабельных систем, лопаются.

19.30

Большие утечки питательной воды, работает один опреснитель, два других не можем ввести, слишком большая соль. Опять начинается все сначала. Боремся.

23.00

Море не успокоилось, ветер – 15 м/сек., море 3-4 балла, сильная волна.

 

 

 

3 декабря.

 

12.00

Шторм – 5 баллов, ветер – 15 м/сек. По кораблю кое-где стали лопаться легкие переборки, корабль содрогается всей своей мощью при ударе волн.

Качку переношу нормально.

24.00

День прошел без приключений.

 

 

4 декабря

 

08.00

Шторм – 5 баллов, ветер – 22м/сек.

16.00

Море успокоилось, ветер стих. Еще не верится, что я на Боевой службе. Начинает темнеть в 18.30.

 

 

5 декабря.

 

08.00

Море – 2 балла, ветер – 10 м/сек. Прошли Норвежское море, входим в Атлантику, нас постоянно облетают норвежские военные самолеты. Идем со скоростью хода V – 18 узлов.

 

 

6 декабря.

 

07.00

 

02.35

Море – 4 балла, ветер 16 м/сек, воздух +6˚ С. Нижние Гебридские острова, северная часть Атлантического океана.

 АЗ кормовой установки по сигналу падения давления контура, сигнал ложный, превышение t˚ в коридоре трубопроводов до 45˚-50˚С, кто-то выключил вентиляцию. Разобрались.

08.35

На моей вахте остановились насосы по питательной воде, создалась аварийная ситуация с установкой, полчаса нервного стресса и мы опять дали ход.

Все системы работают нормально.

12.00

На море гладь и тишь. Атлантика встречает нас слишком ласково.

Сижу, пишу тебе письмо, завтра должны встретиться с «Устиновым» передать почту.

 

 

7 декабря.

 

12.00

Встретились с кораблями, идущими в базу – «Устинов» и «Отличный», передали почту. Я им мысленно завидую, они через неделю будут в базе.

18.00

Попрощались гудками с нашими кораблями, начали движение в заданную точку. За нами следует фрегат ВМС Великобритании «Амазон».

19.00

Море – 1 балл, безветренная, теплая погода.

20.00

Только начинает темнеть, как быстро все меняется.

22.00

Вышел после чая на верхнюю палубу, первый раз за эти дни. Стоит тихая, спокойная, теплая погода. Фрегат «Амазон» обошел нас несколько раз с правого и левого борта, пожелал флагами счастливого плавания и пошел к себе в базу.

 

 

8 декабря.

 

07.00

Море – 3 балла, ветер - 10 м/сек. Погода, близкая к штормовой. Находимся на севере Атлантического океана. Пройдено 2180 миль. Корабль облетают английские самолеты.

21.00

До берега 30 км. Идем V – 14 узлов. В отсеках становится все жарче и жарче. В моем помещении (посту) t˚ +30˚С.

В машине температура постоянно держится около 45˚-50˚С. Находимся на широте Одессы, Кишинева.

 

 

9 декабря.

 

08.00

Море – 2-3 балла, ветер – 10 м/сек. Температура воздуха +12˚С, Атлантический океан.

12.00

Вот уже сутки мы кружимся на одном и том же месте, это место гибели атомной подводной лодки «К-1» на учениях «Океан» в 1970 г. Лодка погибла с половиной экипажа. Ходим, замеряем радиационную обстановку. Три раза облетел корабль французский военный самолет. Расхождение по времени уже на четыре с половиной часа, но живем пока по Московскому времени.

 

 

10 декабря.

 

08.00

Море – 2 балла, ветер 10 м/сек., температура воздуха 12˚С., идем со скоростью V – 18 узлов.

09.00

Выросла активность за ПГ №1, предположение – течь I контура, неплотность парогенератора. Начинаем брать пробы на активность за всеми ПГ, в машинном отделении обстановка напряженная, л/с несет вахту в респираторах.

15.00

Свищ на напоре масляной системы ТЦН №2 в КМКО, выведен ТЦН №2 из действия, кормовая установка переведена в ТГ- режим.

17.00

Сварили трубку на ТЦН №2, ввели машину, дали ход, V – 10 узлов, ветер 15 м/сек.

18.00

Текущий ПГ пока не отсекаем, радиационная обстановка не меняется ни в худшую, ни в лучшую сторону, идут замеры, повышенное содержание аэрозолей.

19.00

Стоит теплая погода, вышел на палубу, нас постоянно облетают самолеты ВВС США «Орион».

19.30

Бросок активности за ПГ №1 стабилизировался, решили ПГ не отключать. Находимся в 150 км от Португалии.

20.00

ПГ №1 по замерам еще нельзя назвать текущим, но уже некоторые признаки есть, хотя и незначительные.

 

 

11 декабря.

 

08.00

Проходим Португалию, нас сопровождает фрегат, а также английский эсминец, облетают военные.

24.00

Находимся на широте Баку. Температура воздуха +20˚С, температура воды +15˚С, дует сильный теплый ветер. В машине обстановка по золям нормализовалась, стоит ниже допустимой, вахту разрешили в машине нести без респираторов. Немного тоскливо, на корабле держится начальниками постоянно напряженная, нагнетающая обстановка. В день происходит по 5-6 построений л/с на различные мероприятия, это просто выматывает и надоедает. Как только начинаю думать о тебе, лезут всякие кошмарные мысли, от которых становится невыносимо, стараюсь побольше читать художественной литературы.

Впервые обращаюсь к милости Божьей, читаю Библию, которую ты мне в поход дала.

 

 

12 декабря.

 

10.00

Сработала аварийная защита кормовой установки, причина – понижение расхода питательной воды (кратковременная остановка насосов), через 40 мин. установка введена.

12.00

Сегодня съем печенье твое, теперь приходиться только вспоминать об этих приятных минутах.

22.00

Сижу на вахте, дали тревогу, начинаем проходить Гибралтар.

24.00

Только сейчас удается на минутку выглянуть в иллюминатор. Видны горы и множество разноцветных огней, как-то стало веселее на душе. Максимальная ширина при входе в Гибралтар ≈ 30 км. Перед тем, как проходить узкость все двери были задраены, на каждой двери поставили мичмана или офицера для того, чтобы кому-нибудь не взбрело в голову выброситься за борт. Гибралтар – база ВМС Великобритании.

 

 

 

13 декабря.

 

01.00

Еще раз проверили весь л/с по головам. Все.

На море стоит штиль, гладь и теплая погода, правда высокая влажность воздуха. Вот так нас встретило Средиземное море.

08.00

Идем в точку нашей стоянки. Уже вторую неделю нет почты, да сейчас это здесь многое значит.

12.00

Стоит теплая солнечная погода, солнце так сильно греет, что беру увеличительное стекло, и от него уже можно нормально зажечь бумагу.

19.00

«Боевая тревога!» Горит помещение в III отсеке БЧ-7 фактически.

20.00

Пожар потушен, горел электрический щит.

 

 

14 декабря.

 

08.00

Заступил на вахту, стоит теплая солнечная погода t в +18˚С.

Замечено за вахту снижение давление контура и уровня в компенсаторах объема носовой установки, есть предположение, что течет какой - то парогенератор, еще раз облазили все помещения отсека, версия подтверждается.

13.00

Опять повторно в аппаратной проверили все клапана, замечаний нет. Установка N=30%.

16.00

Вышел на верхнюю палубу, можно сказать, что наступило настоящее лето, температура воздуха – 23˚С.

20.00

Заступил на вахту, все так же снижается давление и уровень в компенсаторах объема установки, превышен порог активности за ПГ №1.

23.00

Пройдено всего 4234 мили с начала выхода из базы. Почту обещают доставить где-то к концу месяца, да это только у русских моряков может быть такое отношение к людям, где почта раз в месяц считается в лучшем случае. Да, на нашем загнивающем Западе это, конечно, чрезвычайное происшествие.

 

 

15 декабря.

 

08.00

Все так же падает уровень и давление в установке, по анализам признаки разгерметизации подтверждаются, чтобы л/с не пострадал, вероятно будем жертвовать техникой.

11.00

Подпитал контур до нормальных (штатных) параметров, еще раз согласовываем свои действия.

12.00

Пошел с Сергеем Дмитриевым отключать текущий ПГ №1 по воде и пару. Отключили согласно инструкции. Можно сказать, что его уже нет.

16.00

Наблюдаем за параметрами контура, пока изменений в лучшую сторону нет.

20.00

Вот уже третьи сутки идем с V – 14 узлов в Средиземном море. Идем в точку нашей первой стоянки, это где-то возле Египта и Александрии.

 

 

16 декабря.

 

00.30

Находимся возле Туниса, до точки осталось один-два дня.

08.00

Сработала АЗ кормовой установки, авария ПТГ №5, бегу помогать вводить установку.

08.30

Ввели установку, заступил к себе на вахту, все так же падает уровень и давление в контуре.

09.00

Начал подпитку контура, параметры установки приведены в нормальное (штатное) состояние.

12.00

После вахты вышел на палубу, совсем рядом пролетел самолет, чуть не задевая воды и нашего борта, видимо им хорошо платят, что они так хорошо летают.

14.00

Ребята по ночам смотрят телевизор, показывают все, что угодно, телевизор берет более 10 каналов. Но мне сейчас не до него, да и спокойней спать ночью буду.

 

 

17 декабря.

 

00.30

Ярко светит луна, над головой Большая Медведица, идем для встречи с 5-ой эскадрой.

20.00

Весь день л/с наводит порядок на корабле, готовим корабль к покраске и сдаче «К-1». Воскресенье объявлено рабочим днем. Все так же тепло и солнечно.

22.00

Вышел на верхнюю палубу, звездного неба я такого еще не видел, плохо, что не знаю созвездий, целый день нас провожали дельфины.

23.00

Всего пройдено кораблем 5045 миль.

 

 

18 декабря.

 

09.00

Стали в точку якорной стоянки, вывели носовую машину, рядом с нами стоят еще пять наших военных кораблей из Севастополя. Стоит ясная солнечная, теплая погода. Вдалеке видны берега Египта.

Стоим на границе Ливии и Египта.

14.00

Сработала АЗ носовой установки, через 15 секунд АЗ кормовой установки, полное обесточение корабля, ГТГ не пошли, активную зону реакторов охлаждаем ручными насосами в машине.

15.00

В работе ГТГ №5, но этого мало, другой пока пустить не можем.

15.10

Запустили ГТГ. Начали ввод установок обеих эшелонов.

16.00

Ввели установки. То, что произошло с установками, было где-то лет 6 тому назад. Но все вроде бы обошлось.

 У меня установка работает с двумя отключенными ПГ, с ограничением по N=75%, в другой установке, по анализам контура, скоро можно ждать разгерметизации элементов.

00.00

Вот и еще прошли одни сутки, по телевизору показывают всего лишь одну программу, нет ничего такого, все строго. По радио на всех почтишто волнах читают псалмы (Коран).

 

 

19 декабря.

 

01.00

Выкупался в душе, как хорошо вода снимает большую часть напряжений в организме.

09.00

Стоя на вахте узнал, что на корабле в БЧ-7 утром ушел из жизни матрос, казах, прослужил на корабле два месяца. Да, все это напряжение, которое создается на корабле, не проходит бесследно для л/с, мичманов и офицеров, это уже девятый труп на корабле с начала моей службы.

09.30

Матроса спасти не удалось, лежит в морге.

12.00

Начинаю понемногу загорать.

22.00

Стоим на якоре, погода не меняется, в районе границы Ливии и Египта.

 

 

20 декабря.

 

12.00.

 

Экипажу дали выходной в связи с такими событиями.

Стоит теплая, ясная погода.

24.00

День прошел в повседневной суете.

 

 

21 декабря.

 

08.00

Сегодня у меня День рождения, даже и не верится, первый раз в жизни он происходит летом и в море.

12.00

Очень тяжело переношу семейную разлуку, все время смотрю на твою фотографию. Написал еще одно письмо.

15.00

На душе скука, безразличие, тоска. На обеде поздравили с днем рождения. Хочется видеть тебя.

16.00

Давление контура и уровень в компенсаторах объема все так же понемногу падают, вчера подпитывал контур, радиационная обстановка нормальная.

Отношение к кораблю флагманских специалистов 5-ой эскадры немного изменилось, вследствие потери на корабле, напряженка конечно спала, стали думать головой, все равно каждый день все новые и новые вводные, которые нужно выполнять.

22.00

На вечерний чай сегодня вестовые подали мне два кусочка торта, в честь дня рождения, это подарок от повара.

 

 

22 декабря.

 

12.00

Отправил письма тебе и родителям, завтра танкер пойдет в Севастополь, скорей бы получить от тебя письмо.

13.00

Для ушедшего из жизни моряка гроб сделали на шкафуте правого борта. Погрузили моряка в цинк, сопровождают офицер-политработник и мичман с двумя матросами. Да, неприятный осадок на душе не только у меня, но и у всего экипажа корабля.

На обеде сказали, что идет почта, сегодня должна быть, настроение приподнялось, жду с нетерпением от тебя известий.

22.00

Увы, писем от тебя нет, ничего, будем ждать следующую оказию. Видимо у тебя что-то не получилось. Да, тебе лучше не знать, как я здесь переживаю и думаю каждый день, да и ругаю себя за то, что послушал тебя и оставил в таком «интересном» положении одну.

 

 

23 декабря.

 

12.00

Идет большая приборка на корабле, плохо, что не было писем от тебя, теперь в голову лезут разные мысли.

14.00

Ребята делятся впечатлениями от полученных писем, от них я узнаю, что в г. Североморске, когда мы ушли, была метель и очень холодно. Видимо ты болеешь или в больнице и не можешь отправить письмо. Посмотрел кино с л/с.

 

 

24 декабря.

 

07.00

Стоим на якоре в заданной точке, температура воздуха +17˚, температура воды – 18˚, ветер – 5 м/сек, море 1 – балл. Все думаю о тебе, почему нет писем. Мысли разные лезут в голову.

12.00

Чуть не забыл, что у тебя день рождения, интересно, кто тебя поздравил, что ты сейчас делаешь дома, а может ты в больнице. Как ты не понимаешь, что от любого известия мне было бы здесь легче.

24.00

Вот и прошел день рождения, он наверно такой же, как и мой, только твой наверно был похолодней.

 

 

25 декабря.

 

07.00

Сегодня прохладно, пасмурно.

24.00

День прошел в повседневной суете.

 

 

26 декабря.

 

07.00

Наш корабль объявили худшим на 5-ой Средиземноморской эскадре, так как мы потеряли здесь моряка.

13.00

Закончился смотр, осмотр корабля, все в мыле, собрали всех командиров подразделений корабля и подводят итоги.

17.00

Сегодня весь день прохладно, солнце спряталось за тучи, дует ветер, поднимает волну.

23.30

Пью чай, успокаиваю нервы, ты знаешь, варенье из дыни очень вкусное, не могу оторваться с товарищами.

 

 

27 декабря.

 

07.00

Переменная облачность, море – 3 балла.

12.00

На своей вахте подпитал контур установки. Куда уходит радиоактивная вода контура из установки, пока предположить не можем, но уровень в компенсаторах объема контура и давление в установке заметно снижаются.

17.00

Подошел, взвесился к медикам, похудел на 5 кг.

 

 

28 декабря.

 

07.00

Пасмурно, ветер 8 м/сек, море – 3 балла, занимаемся корабельными работами, устраняем замечания 5-ой эскадры, готовим корабль к покраске.

23.00

Сменился с вахты, все так же уходит вода контура, понижаются уровень в компенсаторах объема и давление контура. Всего по подсчетам ушло более 1200 л воды контура из установки. Обнаружить течь пока не удалось.

 

 

 

 

 

29 декабря.

 

01.00

Аварийная тревога! Затопление 4-го водоотлива. Полностью обесточен 6 отсек.

03.00

Откачали воду. Отбой аварийной тревоги!

07.00

Ветер – 9 м/сек, море – 3 балла.

23.00

Завтра придет танкер с продуктами, но самое обидное то, что почту он не привезет. Под вечер море успокоилось. Ходим в тропической форме.

 

 

30 декабря.

 

12.00

Сегодня попросил ребят, если будет связь, то через Валеру связаться с тобой.

14.00

Наконец-то от тебя есть первое маленькое известие, как это много здесь сейчас.

15.00

Сегодня на вахте еще раз подпитал контур установки до нормальных значений, сижу, как на атомной бомбе.

 

 

31 декабря.

 

12.00

Стоит тихая, теплая, солнечная погода.

17.00

Праздники на корабле – потерянные дни.

00.00

С новым годом, Валюша! Выпил газированной воды и загадал желание.

Вот и прошел месяц, для меня он был трудным, что мне готовит следующий месяц – посмотрим, всегда же плохо не бывает.

01.50

Собрались все офицеры корабля в БКК, отмечаем праздник.

 

 

1 января 1990 г. С НОВЫМ ГОДОМ!

 

02.00

Ты уже наверно спишь, посмотрели фильмы, попили чай с тортом. Пошел спать, через несколько часов на вахту.

02.10

Учебная тревога! Пропал матрос Жуков. Ищем матроса из 2-го дивизиона БЧ-5.

02.15

Нашелся матрос, Отбой тревоги!

03.00

Посмотрел фильм с ребятами.

05.00

Пошел спать, глаза уже закрываются.

07.00

Заступил на вахту, погода испортилась. Стало известно, что нашлись два мичмана и матрос, выпили флакон одеколона – один из методов снятия нервного стресса на корабле.

12.00

Весь день спортивные мероприятия, моряки пригласили на праздничный обед в кубрик, иду.

 

 

2 января.

 

07.00

Связывались с Североморском, сказали, что ты уехала, не было дома.

11.00

Сегодня в очередной раз подпитал контур установки, увеличили мощность реактора, начали отбор проб за каждым парогенератором.

18.00

Какой ПГ еще течет, найти химической службе пока не удалось. Каждый день хожу на турник.

 

 

3 января

 

07.00

Сегодня пасмурно, с утра идет дождь, ветер – 6 м/сек., море – 2 балла, стоим на якоре.

12.00

Готовимся к выходу в море, отрабатываем различные учения. Выглянуло солнце.

 

 

4 января.

 

07.00

Пасмурно, ветер – 6 м/сек., море – 2 балла.

15.00

Опять отрабатываем учения, устраняем замечания эскадры на допуск к стрельбам.

18.00

Ветер усилился – 10 м/сек., идет дождь. Скучаю. По трансляции «Ласковый май».

24.00

Еще прошли одни сутки, очень медленно идет время, надеюсь, что у тебя все хорошо.

 

 

5 января.

 

07.00

Погода не меняется, в море не идем в связи с ухудшением погоды.

18.00

Весь л/с работает на верхней палубе, готовим корабль к покраске, идут авральные работы. Скорей, что ли, пришло бы письмо от тебя, а то эта обстановка становится невыносимой порой.

 

 

6 января.

 

01.00

Сработала АЗ кормового аппарата по повышению давления контура, побежал посмотреть, что творится с моей установкой.

02.00

Доложили, что в подблочном пространстве №1 – активность.

03.00

Выяснили, что сигнал ложный, снялся.

07.00

Заступил на вахту, вырос уровень в масляной цистерне, разбираемся.

10.00

В РЦМ №1 оказалась вода, как попала, пока не знаем, выясняем. Вода – пресная.

11.00

Ветер 10 м/сек., море 2 балла, идет дождь.

14.00

Нашли причину попадания воды в масло.

18.00

В подблочном пространстве №1 оказалась радиоактивная вода, это конечно плохо, но хорошо, что теперь знаем, куда уходит вода контура из установки.

 

7 января.

 

07.00

Температура воздуха +12˚ С, пасмурно, море – 2 балла.

На ночь была отключена СОР (система очистки и расхолаживания контура) носовой установки. Давление контура упало на 3 кг/см., и уровень в компенсаторах объема тоже заметно упал.

Предельно стало ясно и очевидно, что течь контура на носовой установке – на неотключаемом участке контура. Все чего-то ждем, но установку пока не выводим из действия.

 

 

8 января.

 

07.00

Воздух +15 , ветер – 8 м/сек., море – 2 балла.

12.00

Написал два письма тебе и одно родителям, сказали, что будут отправлять.

14.00

Подсчитал, что за 1 час приблизительно уходит более 5 литров воды контура из установки, эту течь найти, конечно тяжело.

18.00

Пришла почта, но пока взять не можем – волна, нельзя спустить катер.

21.00

Несмотря ни на что, у меня сегодня праздник, получил 2 письма от тебя. Перечитываю шестой раз, не могу начитаться, положил под подушку.

 

9 января.

 

12.00

Откачали воду из подблочного пространства, подпитал контур своей установки.

Давление контура и уровень в компенсаторах объема на носовой установке стали заметно снижаться быстрее.

18.00

В подблочном пространстве носовой установки течет первый контур – это уже факт.

 

 

 

 

10 января.

 

07.00

Солнечная, тихая погода. Воду из подблочного пространства откачали, вода активная (мало ли, что нас ждет впереди).

12.00

Ждем решения о нашей дальнейшей судьбе здесь, интересно, вернут или нет.

18.00

Вспоминаю о твоих письмах, служба становится не легкой.

 

 

11 января.

 

01.00

Вышел на верхнюю палубу, ярко светит луна, светло, тихая, теплая погода.

09.00

Течь контура в установке увеличилась приблизительно более 10 литров в час и более 230 литров в сутки, нужно выводить установку из действия и разбираться.

14.00

Нас загружает продовольствием судно «Маныч», вышел на палубу и увидел знакомого Чечина (соседа по подъезду дома, где живут мои родители в г. Севастополе), поговорили. Да, мир тесен, как это ему не надоело ходить на кораблях в таком преклонном возрасте.

16.00

При откачке воды из подблочного пространства №1 отдали трубу и взяли пробы – вода с паром, вода первого контура (большая активность).

20.00

Доложили всем! О новом, быстром скачке падения давления контура и уровня в компенсаторах объема на установке носового эшелона. Периодически подпитываю контур установки.

Наблюдаю по приборам ПДУ увеличение течи контура с арифметической прогрессией.

 

 

12 января.

 

07.00

Стоит тихая, теплая, солнечная погода.

Жду приказания на вывод установки.

15.00

Ввели в установку все необходимые добавки, после ужина начнем вывод.

22.00

Вывели установку из действия, стало полегче с вахтой.

 

 

13 января.

 

07.00

Приказ на вывод реактора дал Командующий Северным флотом. О сокращении сроков БС пока речь не идет.

Будем ходить под одной установкой кормового эшелона. Режим «Кольцо».

12.00

Начинаем красить корабль.

13.00

Передали из узла связи от тебя привет и поздравления. Вернов Сережа постарался, было очень приятно.

14.00

Узнал, что нас собираются отправлять в базу, с одной стороны приятно, а с другой нет, предстоят крупные разбирательства в связи с выходом из строя установки носового эшелона, а главное – невыполнение боевой задачи и поиск виновных. Написал тебе письмо, в котором, что смог – то написал относительно всех наших здесь дел. Завтра должны отправить почту.

 

 

14 января.

 

07.00

Хотя установку и вывели, на ней несем вахту, расслабиться не дают. Полным ходом идет покраска корабля по авралу, но сегодня с утра идет дождь, покраска временно приостановилась. От запаха краски невозможно заснуть в каюте.

11.00

Пока официальных сообщений о нашем уходе нет, но по кораблю уже ходят слухи о нашем убытии.

15.00

Пришел танкер из г. Севастополя, привез письма, жду, может быть есть и мне, а может и нет.

17.00

Мне писем нет. Опять испытание. Буду думать, что у всех все нормально, иначе здесь можно сойти с ума.

 

 

15 января.

 

01.00

Установка носового эшелона расхолаживается, уровень в компенсаторах объема и давление контура снижается, первый контур все так же скапливается в необитаемом помещении отсека.

Чувствую, будет сложный переход в базу под одной кормовой установкой, так далеко, в таком режиме еще не ходили. Все рады, что скоро уйдем, они еще не знают, каких усилий это будет стоить всему л/с БЧ-5, ведь работа на этом режиме у нас считается очень сложной.

15.00

Дорогая моя родная жена, ты не представляешь, как я был рад, когда мне матрос передал на построении твое затерявшееся у нас на корабле письмо. С письмом и матросом я не стал разбираться, это просто наша безалаберность.

16.00

Слухов ходит много, что дальше будет с кораблем, но официальных приказов не поступало.

01.00

Аварийная тревога! Задымление 8 отсека! Все бежим по своим боевым постам.

01.20

Разобрались, горел мусор в гальюне.

 

 

16 января.

 

08.00

Стоит тихая, солнечная погода.

12.00

Запломбировал зуб, выпала пломба. Небо заволокли тучи, так и не позагорал, хожу белый, как айсберг, в отличие от большинства.

Идет на корабле аврал, красим корабль, пока погода позволяет, увеличился травматизм уже два человека с переломом.

15.00

От своих начальников узнал, что корабли, которые нас должны менять, уже получили боевое распоряжение. Значит, скоро пойдем. Выход этим кораблям назначен на 22 января. И мы 22 января должны уйти отсюда в другую точку, поближе к Гибралтару, на контрольный выход.

16.00

В носовой установке все так же падает, хотя и незначительно, уровень и давление контура. За четверо суток из контура ушло более 200 литров воды.

 

17 января.

 

00.30

Скучаю. Хочется тебя видеть и слышать. Теряюсь в догадках, когда встретимся с тобой.

09.00

Вскрыли в аппаратной выгородке проходки для осмотра верхнего и нижнего подблочного пространства.

12.00

Смотрели специальными перископами, видно, что течет вода контура откуда-то, в подблочном пространстве скопление воды первого контура. Да, не очень приятное ощущение, когда смотришь на эту активную, на вид безвредную воду, Место течи не обнаружили.

18.00

После обеда опять были в аппаратной №1, искали течь, обнаружить не удалось. Правда, слышно, как бежит вода контура, но найти не можем.

Поиск течи перископами оказался неэффективен, слабая на конце устройства мощность лампы подсветки. Вооружил дополнительно переноску и опустил в проходку, наблюдаю распыленную пароводяную завесу воды первого контура в верхнем подблочном пространстве. В лицо из проходки постоянно дует тяжелый горячий воздух из подблочного пространства.

Политработник, который отвозил гроб с моряком, получил приказание на корабль не возвращаться, а следовать в г. Североморск. Значит и мы, наверно, скоро пойдем.

20.00

На ужине побаловали апельсинами.

 

 

18 января.

 

08.00

Стоит пасмурная, прохладная погода.

12.00

Красим корабль, готовимся к выходу.

18.00

Весь день опять искали место течи с помощью перископов, найти не удалось.

19.00

Скоро должен прийти танкер с почтой, не знаю, успеем получить или нет, хотелось бы успеть, будет легче возвращаться в базу.

 

 

19 января.

 

07.00

Температура воздуха +15˚С, прохладная погода. За ночь заправились топливом и водой.

08.00

Как я там, в базе, буду без тебя, не знаю.

10.00

Лазили через специальный лаз в подблочное пространство, там вода первого контура. Откуда течет, не видно, взяли пробы, все компоненты воды первого контура.

12.00

Продолжаем осматривать перископами. Выглянуло солнце, потеплело. Продолжается покраска корабля.

21.00

Скучаю и думаю о тебе.

 

 

20 января.

 

07.00

Начали вводить машины в режим «Кольцо», приходим в базу 10-15 февраля.

09.00

Летят зубы, запломбировал очередной зуб. Красим корабль. Почту, наверно, не успеем получить. В Североморске говорят минус 28˚С, а у нас +15˚ С.

12.00

Корабль, который нас меняет – «Гремящий», 22 января выходит из Североморска, и мы тоже в это время начинаем движение отсюда, вместе с сопровождением.

16.00

Завтра обещали почту. Больше я тебя никуда не отпущу, будем все время вместе. Дай Бог, чтобы все обошлось с тобой благополучно, меня сейчас это мучает больше всего, несмотря на нашу здесь обстановку возвращения из-за аварии на реакторе. К нам на встречу идет специальное судно для приема активных вод, видимо в Москве перепугались не на шутку, я представляю, как нас начнут пытать в Североморске разные комиссии, и не дай Бог мы окажемся виноватыми, нас ждут большие неприятности. Но я к этому готов.

 

 

21 января.

 

07.00

Ветер – 8 м/сек., температура воды +19˚ С, температура воздуха +14˚ С. Море – 2 балла. Пришел сухогруз с почтой, но взять почту не можем, большое волнение моря. Хоть видит око, да зуб неймет.

08.00

Засоление кормового эшелона, соль – 50 мг/л., сливаем воду из цистерн, попала пресная вода.

10.00

Только лишь сегодня командир бригады объявил перед всем личным составом, что корабль идет в базу, прибытие 10-15 февраля.

Скоро в базу, там будет поразнообразней, хотя тебя там не будет.

12.00

Выяснили, что на сухогрузе наших писем нет, они находятся на другом корабле, который ушел в другую точку, сказали не волноваться, письма нас догонят в Североморске, утешительное решение высказали наши начальники.

19.00

Показывают на корабле фильмы, наши фильмы уже надоели, особенно если показывают не первый раз.

22.00

Пошел отдыхать.

 

22 января.

 

07.00

Море успокоилось, выглянуло солнце. Всю ночь перемешивали в цистернах питательную воду, чтобы уменьшить с/с, пока 1,5 мг/л в ЗЦПВ, запасы питательной воды еще малы, чтобы вводить машины в режим «Кольцо».

13.00

Пришел корабль с почтой, приняли ее на наш корабль, жду известий.

15.00

Мне писем нет, очень приятно, за полмесяца никто не написал, стараюсь думать о лучшем, хотя внутри все по-другому. Вся эта боль откладывается в душе, а мне еще стоять на вахте.

23.00

Ладно, я не сержусь, опять какие-нибудь обстоятельства. Конечно, большое было желание получить от тебя письмо.

 

 

23 января.

 

07.00

Стоит пасмурная, тихая погода. Выход откладывают еще на пару дней. Приняли продовольствие. Красимся.

18.00

Погода испортилась, ветер усиливается.

22.00

Пошел отдыхать.

 

 

24 января.

 

07.00

Пасмурно, море – 2 балла, готовимся к выходу. В Атлантике шторм 7-8 баллов, ветер 20-25 м/сек., к нам навстречу идет с Севера судно для приема активных вод, правда, зачем это сделали, не знаю, мы бы без них справились, судно маленькое, в такой шторм я им не завидую.

08.00

Слушали сводку новостей по стране, обстановка такая, что возвращаться не хочется.

09.00

Вчера особист проверил секреты, нашел у нас много замечаний, вызвали к командиру, пришлось объяснять, хотя он объяснений не принимает, думаю, что все кончится благополучно, ясно одно – кто-то особисту на нас доложил, нужно быть осторожней с моими здесь записями.

12.00

Лазили в подблочное пространство, воды первого контура не очень много, большие скопления ее наблюдаем по углам.

18.00

Пришла телеграмма из Североморска: вопрос, что у нас на корабле происходит. В городе ходят слухи, что на корабле все переоблучились.

21.00

Корабль, который нас меняет, вышел из базы и следует в точку встречи.

 

 

25 января.

 

07.00

Температура воздуха +14˚С, температура воды +18˚ С, ветер – 11 м/сек., море – 3 балла, пасмурно.

08.00

«Корабль к бою и походу приготовить, съемка с якоря в 10.00!» Начали ввод машин.

10.00

Снялись с якоря, идем выполнять упражнение по стрельбам. Море 3-4 балла.

12.00

Испытываем установку на режимах, при плавании в штормовую погоду.

22.00

В связи со штормовой погодой на якорь не становимся, продолжаем ходить малыми ходами в заданном районе.

 

 

26 января.

 

03.00

Оставили на ночь иллюминатор открытым в каюте, просыпаюсь от странного звука, забортная вода потоком льется в каюту, все в морской воде, воды по колено.

04.00

Убрал воду вместе с Пашей Вершининым, посмеялись над своей непредусмотрительностью.

08.00

Заступил на вахту. Шторм не утихает, идем к острову Крит в затишье, чтобы догрузить продовольствие и переправить походный штаб на другой корабль.

16.00

Подошли к острову Крит, видна только дымка и его скалистые берега.

18.00

Около часа смотрел на остров Крит, остров красивый, скалистые берега с высокими горами, напоминают южный берег Крыма, внизу под горами россыпью расположились дома, большинство одно и двух этажные. На берегу видна крепость, почти такая, как при входе в Севастопольскую бухту. Возле домов пышная растительность, горы сильно изрезаны ущельями и оврагами, на верхушках гор кое-где лежит снег, по горам плавно стелятся белые облака. Да, неплохо иметь дачку на таком острове, природа почти не тронута еще человеком.

Выглянуло солнце, горы приняли сказочный вид. Море немного успокоилось, хотя волна еще сильная.

21.00

Нам так и не удалось пересадить штаб на другой корабль, на катере чуть не покалечили людей, будем ждать утра.

22.00

Идем в тихое место для работы с сухогрузом, чтобы принять продукты.

 

 

27 января.

 

00.00

Неисправность в кормовом эшелоне. Выводим из действия установку, большой свищ по питательной воде.

00.40

Получил приказание от командира корабля – готовить носовую установку к вводу. Кораблю грозит потеря хода и полное обесточение всех систем и механизмов. Даем ход от котла – 5 узлов. Молодцы кочегары!

02.00

Доложил, что носовая установка к вводу готова, хотя этого делать нельзя, установка не в строю.

02.40

Разобрались, пробило прокладку. Поменяли прокладку, начинаем ввод кормовой установки.

04.00

Ввели кормовую установку, дали ход.

05.00

Опять неисправность с питательными клапанами, полностью не открылись, выяснили причину, доложили командиру, устранили неисправность, увеличили ход.

05.30

Вроде бы все работает, идем спать, хотя уже нужно вставать. Вот еще один поворот в нашей службе, могло вынести на какой-нибудь остров при потере хода, соседний корабль хотел уже нас брать на буксир. Но мы выкарабкались, все обошлось.

11.00

Загрузили продукты с сухогруза, начали движение в заданную точку.

18.00

Идем средним ходом, порывистый ветер, море 2-3 балла.

 

 

28 января.

 

07.00

Идем средним ходом в Средиземном море.

14.00

Сработала АЗ кормовой установки на моей вахте. Сигнал ложный.

16.00

Готовимся к штормовой погоде, обещают усиление ветра до 20 м/сек.

00.00

Пошел к ребятам посмотреть телевизор, берет около 10 программ.

 

 

29 января.

 

04.00

Посмотрел телевизор, что показывают, потом как-нибудь расскажу.

04.05

Заступил на вахту. Прошла без происшествий, немного устал.

08.00

Пошел отдыхать. Идем возле Италии, море – 2 балла, пасмурно.

Идем постоянным ходом со скоростью 14 узлов.

12.00

Отошли далеко от берега, телевизор ничего не берет, стало скучновато. Дня через два должны подойти к точке нашей временной стоянки и ждать смену.

16.00

Нас постоянно каждый день облетают иностранные самолеты воздушной разведки, проверяют каждый день наше месторасположение.

Интересно, как ты там сейчас. Стараюсь успокоиться.

22.00

Постепенно превращаюсь в сгусток нервов, особенно чувствую, когда стою на вахте, любой срыв работы механизмов ведет за собой срыв и потерю хода корабля. Вахта очень напряженная.

 

 

30 января.

 

00.00

Продолжаем идти в назначенную точку встречи со скоростью 14 узлов, ветер усиливается.

07.00

Все так же, не снижая хода, идем в назначенную точку, море немного успокоилось.

12.00

Московское радио передало, что командир крейсера «Киров» дал опровержение по поводу аварии на корабле и облучения около 50% л/с. Вот уже прославились на всю страну, представляю, что творится дома, если об этом узнали. Интересно, письма мои дошли или нет.

16.00

Подошел близко к нашему борту английский эсминец «Ливерпуль», корабль подошел так близко к нашему борту, что около часа не отменяли тревогу, хотели давать реверс машинам, чтоб не столкнуться. Но он долго не испытывал наши нервы, отвернул влево и скрылся за горизонтом.

18.00

Завтра утром должны быть в точке, чтобы успеть, увеличили скорость хода до 17 узлов.

22.00

Вышел на верхнюю палубу, небо все в звездах, а луна – первый раз такую вижу, висит в небе, как гамак.

 

 

31 января.

 

07.00

Море 2-3 балла, ветер – 15 м/сек.

09.00

Стали на якорь, ветер стих, стоит солнечная погода, видна Африка, скалистые берега, от Гибралтара до нас 6 часов ходу.

12.00

Над кораблем завис вертолет испанский. Он нас фотографирует, мы их.

Два их корабля постоянно находятся возле нас, наверно замеряют что-то.

18.00

Погода резко изменилась, подул сильный порывистый ветер – 15 м/сек., море 2-3 балла.

22.00

По телевизору показывают три программы, да не сравнишь с программами у Италии. Здесь все строго и прилично.

23.00

Вывели машины, ремонтируемся, готовимся к длительному переходу.

 

 

1 февраля.

 

07.00

Переменная облачность, температура воздуха +14˚С, ветер – 10 м/сек., море 2-3 балла, изредка выглядывает солнце из-за туч.

10.00

Подошел танкер, заправляемся топливом, пополняем запасы до полных.

16.00

Загрузились продуктами, моряки готовят зимнюю форму одежды.

 

 

2 февраля.

 

07.00

Погода без изменений. Лица мичманов немного недовольные, скоро идем домой, не дали им заработать. А я рад, эти сытые и заспавшиеся лица отвезем обратно, большинство набрали с разных кораблей. Походную вахту они не несут, спят. Я бы их высадил на одном из островов, чтобы корабль полегче был.

Да, боевая служба для меня оказалась тяжелой, возвращение тоже не из приятных будет. Несмотря ни на что самое главное, что тебя дома не будет, не с кем будет поделиться своими мыслями.

18.00

После обеда дали экипажу отдохнуть перед походом в базу, смотрели фильмы. Завтра съемка с якоря, и в Североморск.

 

 

3 февраля.

 

09.00

Начали предварительное приготовление корабля к бою и походу!

12.00

Отбой приготовления корабля к походу. Выход откладывается на неопределенное время. Корабль, который нас меняет, задерживается по погодным условиям.

14.00

Выглянуло солнце, все загорают и фотографируются на юте. Меня что-то загорать не тянет, да и через час на вахту, пойду немного отдохну.

18.00

На юте ловят рыбу, попадается довольно большая по размерам, говорят, что окунь, он весь в желтых полосах.

 

 

4 февраля.

 

07.00

Сегодня пасмурно, усиливается ветер.

Выход отложили на 6 февраля в 11.00.

09.00

Писем не будет, их уже отправляют в Североморск, а я до сих пор не знаю, где ты находишься. Что значит вовремя не написать – теперь что хочешь, то и думай.

12.00

Возникла аварийная ситуация на кормовой установке, вырвало прокладку на ДК-4, срочно устраняем неисправность. Переходим на другую ветку.

15.00

Работаем на другой питательной ветке.

16.00

С корабля периодически дают связь с Североморском, жаль, что тебя нет в городе, я бы обязательно позвонил.

17.00

Эта стоянка здесь начинает постепенно надоедать, скорей бы в базу. Хотя там тоже нам будет весело.

 

 

5 февраля.

 

00.00

Еще раз посмотрел фильм «Данди крокодил». Вспомнил, как мы на него ходили с тобой, захотелось домой. Несмотря на то, что бы меня там ни ждало, хорошее или плохое.

01.00

Корабль «Гремящий» сегодня будет в назначенной точке для заправки с танкером, но танкер опаздывает на неопределенное время.

По разговору с Североморском наших начальников, нас там ждут для крупных разбирательств по поводу выхода из строя носового аппарата. Я к этому готов.

В Североморске температура воздуха +4˚С, можно возвращаться, по городу все так же ходят слухи про наш корабль.

С каждым днем появляются все новые и новые неисправности в технике БЧ-5, нужно скорей возвращаться.

07.00

В носовой установке, все так же уходит вода контура, периодически подпитываемся, интенсивность течи уменьшилась почти в два раза, радиационная обстановка в центральном отсеке нормальная, химические датчики ничего не зафиксировали.

18.00

Погода немного испортилась, поднялся порывистый ветер, стало неспокойным море. Идет ремонт техники, готовимся к переходу.

22.00

Командир объявил – завтра подтверждается выход корабля в базу.

 

 

6 февраля.

 

07.00

Корабли уже ждут нас в точке встречи.

09.00

«Корабль к бою и походу приготовить!».

10.00

Ввели машины, дали пробные обороты.

11.00

Начали движение к Гибралтару со скоростью хода 14 узлов, погода тихая, солнечная. Нас сопровождает испанский фрегат, один раз облетели их военные самолеты.

12.00

Ну вот, начался последний рывок в базу.

16.00

Заступил на вахту, мне опять не повезло, как что-то интересное происходит, я обязательно стою на вахте.

17.00

«Учебная тревога! Проходим Гибралтар».

18.05

Удалось вырваться на минутку, посмотреть на берег. Вижу скалистый берег, хотя на берегу дымка, но в бинокль видно нормально, под горами маленькие домики, кое-где видны небоскребы, красивое расположение домов на фоне гор. Остается только завидовать людям, которые здесь живут.

21.00

Прошли Гибралтар, прощай Средиземное море! Нас все так же сопровождают два испанских военных корабля, один идет с левого борта, другой с правого борта.

Узкость прошли без приключений.

21.00

По борту проходят большие сухогрузы и супертанкеры. Море спокойное.

22.00

Увеличили скорость хода до 18 узлов, мощность кормовой установки N=68%.

 

7 февраля.

 

07.00

Море 2-3 балла. Вошли в Атлантику, немного покачивает, видимо был шторм, и море еще не успокоилось, идет длинная мощная волна. За нами следует португальский фрегат, испанец ушел.

12.00

Снизили ход до 12 узлов.

16.00

Небо в тучах, воздух пахнет дождем, большая влажность, но еще тепло, температура воздуха +18˚ С, еще ходим в тропической форме одежды.

Ребята периодически звонят в Североморск, мне звонить некуда.

18.00

Вывели носовой котел из действия, для того, чтобы не заправляться мазутом в море. Можем потерять время из-за заправки. Да и в его работе надобности нет.

21.00

Скорость хода – 8 узлов, заправляем корабль, сопровождающий нас.

 

 

8 февраля.

 

00.00

Проходим Португалию, море 2-3 балла.

04.00

Немного начинает качать, кое-где по углам на корабле видны признаки морской болезни, видимо кто-то не донес.

08.00

Идет широкая, большая, сильная волна. Море в тумане, становится прохладно.

12.00

Увеличили ход до 14 узлов. Идем с выдвинутыми успокоителями качки.

16.00

В океане зыбь, идут длинные волны. По прогнозам погоды циклон идет впереди нас. Находимся в районе Испании. Пока без приключений.

 

 

9 февраля.

 

07.00

Вошли в Бискайский залив. Море – 1 балл, температура воздуха +14˚С, пасмурно.

17.00

Дни проходят в повседневной текучке. За эти два месяца, кажется столько написал бумаг по подготовке к сдаче задачи «К-1», сколько не писал за свои семь лет службы на этом корабле.

Море пока нас жалеет.

22.00

Всех офицеров БЧ-5 вызвал командир, еще раз напомнил нам, что мы все неразумные. Стал проверять тетради по специальности. Это можно было сделать и в базе (как оказалось по приходу в базу, правильно делал). Сейчас самое главное – без нервотрепки дойти до базы. Ему просто нужно спуститься ниже своей каюты в машины и сразу станет все ясно, с каким техническим состоянием техники мы идем.

Видимо, на этом корабле ничего уже изменить нельзя.

 

 

10 февраля.

 

07.00

Порывистый ветер со скоростью 10 м/сек., море 3-4 балла. Идем в Бискайском заливе.

12.00

Волна такая сильная, что наш корабль как щепку бросает из стороны в сторону, слышится скрежет переборок и стальной обшивки.

Здесь точно так, как в самолете при воздушных ямах, кажется, что желудок подступает к горлу. Качку переношу нормально.

16.00

За бортом большая волна, ветер, светит солнце.

Пошел заступать на вахту.

18.00

Ветер усилился до 20-30 м/сек., море – шторм 7-8 баллов. Корабль весь дрожит и содрогается от сильных ударов волн.

22.00

В коридорах корабля опять начинают лопаться трубы корабельных систем, течет ручьями вода. Морская болезнь все больше и больше выводит людей из строя.

Чувствую себя нормально, почему-то все больше и больше хочется кушать.

Волна такая высокая, что полностью накрывает корабль, а моя каюта – как в аквариуме, все время иллюминатор под водой. В каюте становится душно.

Ребята звонили в Североморск, там температура + ˚С.

Климат резко изменился, стало по-северному прохладно. Вот и кончилось лето, будем готовиться к зиме.

 

 

11 февраля.

 

02.00

В каюте все летает, кроме стола и шкафов, закрепленных к переборкам.

04.00

Качает так, что кажется, когда лежишь в койке, то стоишь на ногах или на голове. Идет борьба корабля, экипажа с дикой стихией океана. Борьба машины человеческого ума с необъятной бездной океана.

08.00

Так и не удалось заснуть всю ночь, иду заступать на вахту.

Ветер – 20 м/сек. Море 7-8 баллов.

12.00

Увеличили скорость хода до 15-16 узлов. Мощность реактора – 70 %.

Сразу стало меньше качать.

16.00

Удалось пару часов поспать.

20.00

Шторм не утихает, мне кажется, что мы попали в самый его пик. В такой шторм если что с кораблем случится, вряд ли кто спасется в море.

Заклинили успокоители качки, ночью будут ремонтировать. Опять для большинства экипажа эта ночь будет без сна. Особенно сильно качка ощущается в носовых кубриках, где размещаются матросы.

23.00

На камбузе половина посуды побита качкой, матросам на вахту выдаем сухари, чтобы как-то заглушить морскую болезнь. Некоторые вообще не встают – это большинство матросов из южных районов страны. Возле действующих механизмов на вахте стоят офицеры и мичманы корабля. Иду заступать на вахту.

 

 

12 февраля

 

11.00

Море 6-7 баллов, шторм. Находимся возле Великобритании.

18.00

Возвращаемся вниз, на встречу с танкером, будем заправлять эсминец, после заправки максимальным ходом отправимся в базу.

22.00

Находимся на широте г. Москвы.

 

 

 

13 февраля.

 

07.00

Из-за сильной качки всю ночь промучился, так и не смог заснуть.

08.00

Позавтракал и пошел заступать на вахту. Шторм не утихает.

12.00

Заправился топливом корабль, сопровождающий нас, взяли курс в базу. Скорость хода – 17 узлов, море 5-6 баллов.

16.00

Отдохнул пару часов. Самочувствие нормальное, присутствие полного безразличия.

Сегодня день получки, вот и отрабатываем все деньги, которые получили перед боевой службой. Мне кажется даже с перевыполнением плана. Море стало немного тише, но волна еще идет сильная. За бортом температура воздуха +3˚ С.

18.00

Интересно, у кого из начальников хватило ума послать нас в такой шторм, да и еще в таком аварийном состоянии, вахта напряжена до предела.

23.00

Находимся на широте г. Ленинграда. Море успокоилось, стоит тихая прохладная погода, пахнет северным воздухом.

 

 

14 февраля.

 

04.00

Сменился с вахты, попил чай, подышал воздухом, пошел отдыхать.

12.00

Море стало совсем спокойным, выглянуло солнце. Идем со скоростью хода 17 узлов, мощность реактора – 70%.

16.00

Сообщили, что становимся на бочку, в базе нас ждет государственная комиссия.

21.00

Постепенно погода стала портиться.

 

 

15 февраля.

 

08.00

Море 2-3 балла, ветер – 10 м/сек. Все ближе и ближе к Северу, чувствуется прохладный северный ветер.

12.00

Чем ближе приближаемся к базе, тем становится все тоскливей и тоскливей, опять одиночество, настроения нет. Хотя, конечно, нам скучать не дадут. Расписали двухсменку. По городу идут все те же слухи о нашем активном корабле, даже не хотят пускать нас в базу. После таких штормов корабль имеет вид пятнистого крокодила, во многих местах облезла краска, в основном с корпуса и надстроек. Сняли тропическую форму одежды, перешли на северную, ничего, в деревне на огороде пригодится.

18.00

Море немного штормит, но это пустяки по сравнению с тем, что было и через что мы прошли.

 

 

16 февраля.

 

00.00

Постоянно снижаем ход из-за корабля, который следует с нами, он тоже с неисправностями и больше скорости хода 15 узлов дать не может, постоянно теряет ход, а мы его бросить не можем. Вот и приходится идти пока меньше своих возможностей.

04.00

Не успеваем по графику в базу. За бортом уже ниже 0˚С, туман, немного качает.

18.00

Идем со скоростью хода 17 узлов, мощность реактора – 70 %. Наступила зима. Холодный ветер. Догоняем график, должны успеть, если не будет никаких срывов при работе техники. Вошли в Баренцево море. Завтра, если все будет нормально, будем в базе к 11.30.

Опять выпало на вахте стоять во время прохода узкости. Уходили, стоял на вахте и приходим – тоже стою, значит, судьба такая. Интересно, что там дома у нас творится. Хорошо бы сойти. Постепенно подкрадывается тоска. Говорят, что по «Голосу Америки» передали, что Киров ведет горстка людей, которая еще не облучилась, заказано в госпитале 200 коек. Вот такие у нас здесь новости.

 

 

17 февраля.

 

08.00

Всю ночь промучился, но так заснуть и не смог, переволновался наверно. Погода: море 2 - 3 балла, температура воздуха +1˚ С. Идем недалеко от берега, видны уже огни береговых маяков. Через полтора часа дадут тревогу, проход узкости. На рейде нас будет встречать Командующий Флотом. Начинается приборка на корабле. Сегодня по смене должен сходить, но не знаю, повезет с погодой нам или нет, пока держится ветер 10 м/сек, с таким ветром, конечно, могут всех посадить на корабле. Пошел заступать на вахту.

12.00

Пришли в базу, стали на бочку, сменился с вахты, собираюсь домой, если отпустят.

13.00

Экипаж построен по «Большому сбору», прибыли представители женсовета корабля.

14.00

Мне повезло – я схожу, но настроения нет, так как дома никого нет.

14.30

Сошел с корабля, пришел домой, одиноко. Открыл холодильник, увидел бутылку водки, налил стакан, выпил. Что-то не берет, как будто выпил воду. Через час до меня дошло, что я еще нахожусь в странном психологическом состоянии от уже закончившейся БС.

Звонок. Пришла соседка Ира, смотрит на меня как-то странно, как будто я весь свечусь в радионуклидах. Поговорили. Узнал, чем нашпигован Североморск по поводу нашей БС. Мне такое и в голову не приходило даже на корабле.

Ну, вот и конец моим записям, я думаю, ты их когда-нибудь прочтешь. Ведь писал это я для тебя.

 

 

27 февраля

 

 Уже больше недели работаю с комиссией в составе офицеров из Москвы, ТУ СФ, представителей промышленности. Скрупулезно проверяется вся документация, как при комиссии по ЯБП адмирала Бисовки.

 

5 марта.

 

Закончилась работа комиссии.

Выводы:

 Командование корабля, личный состав БЧ-5, личный состав ДД БЧ-5, личный состав ХС, действовали профессионально грамотно и правильно.

 Нарушений инструкции по эксплуатации ГЭУ по течи первого контура на не отключаемом участке при выводе носовой установки из действия – нет.

По результатам БС-2 был представлен к медали, которую торжественно получил на построении экипажа корабля от Командира Эскадры.

Интересно, какую дозу получил, лазя с Сергеем Дмитриевым по подблочному пространству текущего реактора и осматривая его перископом, а также работая с промышленностью, когда при очередном эксперименте в меня попала струя первого контура и в рядом находящегося химика ст. м-на Борисова, долго отмывались в душе.

Кому это нужно на нашем корабле, главное что пришли, и все живы.

Слава Богу!!! Что не провел нас через тяжкие испытания известных и знакомых нам экипажей АПЛ «Комсомолец» и в Бермудах на АПЛ

К-219 пр. 667Б. А дал нам эти испытания по силам, дал нам разум, силы и вернул нас домой к семьям целыми и невредимыми.

 

За все тебя благодарю, во имя ОТЦА, СЫНА и ДУХА СВЯТОГО! АМИНЬ!

 

О.П. Богаченко.